Статья "Физкультурно оздоровительная деятельность"
статья (подготовительная группа)

Куликова Елена Владимировна

в данной статье рассматривается физкультурно-оздоровительная  деятельность детей дошкольного возраста, основные понятия и методы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Елена Владимировна

Студентка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Аннотация: в данной статье рассматривается физкультурно-оздоровительная  деятельность детей дошкольного возраста, основные понятия и методы.

 Ключевые слова: здоровьесбережение, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольное детство, здоровьесберегающая педагогика.

Основные понятия и методы:

 Дошкольное детство – самое важное время, когда закладывается основа здорового образа жизни, происходит становление личности. Именно в этом возрасте формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки, обогащается моторный опыт, развиваются функциональные системы организма и физические качества, укрепляется иммунитет. Отличительной чертой физического воспитания дошкольников является его тесная связь с психическим, личностным, интеллектуальным, эстетическим, нравственным развитием ребенка.

Здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам.

Здоровьесберегающая педагогика – это область знаний, которая характеризует процесс выполнения ОУ функции сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из факторов подготовки детей к здоровьесберегающей деятельности служит организация физкультурно-оздоровительной работы, в ходе которой они приобретают познания о здоровьесбережении, демонстрируют навыки, умения, воспитывают в себе волю, упорство, дисциплинированность.

Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) – это организованная двигательная активность, направленная на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта с использованием физических упражнений.

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает следующие задачи:

1) помочь детям осознать значимость физической культуры в жизни человека;

2) научить их основам физической культуры;

3) помочь им в получении практических умений, знаний и опыта, направленных на улучшение состояния организма, развитие психических и физических способностей и особенностей личности, адаптировать к мышечным нагузкам.

Фундаментом физкультурно-оздоровительной деятельности с дошкольниками справедливо считается физическая культура, включающая такие физкультурно-оздоровительные методы, как:

1) Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие ребенка.

2) Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта).

3) стретчинг – система упражнений на растяжку и гибкость, направленных на повышение эластичности мышц, а также гибкости и подвижности прерывных соединений(суставов);

 4) калланетика – совокупность статических гимнастических упражнений, строящаяся на напряжении групп мышц;

5) аэробика- ритмическая гимнастика с элементами быстрого танца, выполняемая под музыкальное сопровождение;

6) дыхательная гимнастика – совокупность дыхательных упражнений, являющаяся профилактикой или лечением болезней, органов дыхания, сердечнососудистой системы, вегето-сосудистой дистонии и так далее.

Анализ научно-методической литературы показал, что абсолютно здоровых детей практически нет. В условиях экономической нестабильности российского общества, сложной экологической обстановки, ослабления инфраструктуры системы здравоохранения заметно ухудшилось состояние здоровья дошкольников, возможности их жизнеобеспечения, развития и, как следствие, социализации. С каждым годом сокращается количество дошкольников, которые могут считаться здоровыми. Увеличивается число детей, имеющих хронические заболевания, отклонения и неврологические  расстройства. По материалам заседания Государственного совета «О роли физкультурно-оздоровительной деятельности» видно, что не выражена в достаточной степени положительная мотивация на здоровый образ жизни. Здоровье детей до сих пор не занимает ведущего места в иерархии человеческих ценностей и потребностей. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья дошкольников являются актуальной проблемой современности.

Цель исследования: разработать модель формирования здорового образа жизни у дошкольников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация исследования: Исследование проводили в течение учебного года на базе студии танца «Арабеск» г. Челябинск. В исследовании приняли участие 17 дошкольников в возрвсте от 2х до 6 лет.

 Методы исследования: педагогическое наблюдение; тестирование физических способностей, анкетирование родителей, беседа, педагогический эксперимент. На основе системного и личностно-ориентированного подходов была создана и реализована структурно-содержательная модель формирования ЗОЖ у дошкольников. Она включает целевой, диагностический, содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки. В ходе эксперимента определялся исходный уровень сформированности здорового образа жизни у обучающихся средствами физической культуры. Измерению данных способствовал комплекс диагностических методов, состоящий из тестов, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента и в процессе проведения формирующего этапа эксперимента, где выявлялась эффективность комплекса педагогических условий, в которые входят:

  создание предметной образовательной среды;

 взаимодействие тренера с родителями дошкольников по вопросам формирования здорового образа жизни средствами физкультурно-оздоровительной деятельности;

  внедрение комплексных упражнений по ОФП, направленных на формирование здорового образа жизни обучающихся.

Было проведено анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни родителей и их детей, их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни. На основе результатов анализа сформированности представлений о здоровом образе жизни, были выделены три уровня: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. В соответствии с уровнями дошкольников можно распределить следующим образом: высокому уровню соответствует – 50% обучающихся, среднему уровню – 30%, низкому уровню – 20% обучающихся.

В результате эксперимента была реализована программа по формированию ЗОЖ у дошкольников, как жизненно важная необходимость. Для подтверждения эффективности модели, тренера студии танца «Арабеск» г. Челябинска использовали методики проведения занятий ОФП по авторской программе, затем провели итоговое анкетирование среди родителей дошкольников, чтобы определить уровень сформированности здорового образа жизни. На основе полученных результатов оценивали уровень сформированности здорового образа жизни у дошкольников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. В экспериментальной группе высокий уровень мотивации составил – 71%, средний уровень – 29%. Следовательно, уровень сформированности улучшился и эффективность использования данной модели подтверждается. Таким образом, формирование здорового образа жизни у обучающихся средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, будет эффективным, если создать модель и выявить комплекс педагогических условий: создание предметной образовательной среды, взаимодействие тренера с родителями дошкольников, внедрение комплекса эффективных упражнений по ОФП.

Литература:

1. Валеева Г.В. Комплексное изучение субъективной составляющей здоровья / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Ученые записки СанктПетербургского государственного института психологии и социальной работы. – СПб., 2015. – № 1 (23). – С. 24–25. 2. Здоровье и физическая культура детей в родительской семье на Урале (проблемы самосохранительного поведения) / Ю.Г. Камскова, Б.С. Павлов, Д.Б. Павлов, Д.А. Сарайкин // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2016. – Т. 18. – № 6. – С. 56–60. 3. Павлова В.И. Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании: населения на Урале / В.И. Павлова, Б.С. Павлов, Д.А. Сарайкин // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2016. – Т. 18. – № 6. – С. 131–135. 4. Сиваков В.И. Формирование срочной адаптации у старших дошкольников и младших школьников в физкультурно-спортивной деятельности / В.И. Сиваков, Д.В. Сиваков, Ю.Г. Камскова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2014. – № 4. – С. 25–26. 124 5. Тюмасева З.И. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз – школа» / З.И. Тюмасева, Г.В. Валеева, И.Л. Орехова, Е.А. Романова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 8-1. – С. 158–167. 6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация физкультурно – оздоровительной деятельности и пути оптимизации в МДОУ Детский сад № 159.

  Пережив инновационный бум и реформы конца XXвека, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошколь­ного образов...

Педагогический проект физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ «Здоровый малыш»

В проекте в сжатом виде представленны основные моменты физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, а также приложения по работе с родителями....

Театрализованная деятельность. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.Сценарно-режиссерская разработка литературно-музыкальной композиции «В бой идут одни старики» с детьми подготовительной к школе группе при реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО.

laquo;Опасная и роковая вещь - лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом...Чувство истории очень важно, и его надо пр...

Театрализованная деятельность. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Сценарно-режиссерская разработка литературно-музыкальной композиции "МАМА Я ЖИВОЙ..."с детьми подготовительной к школе группе при реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО

quot;Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ, каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма  нет такой ответственности. Если я не думаю о своем наро...

Физкультурно-оздоровительная деятельность в летний оздоровительный период 2023

https://disk.yandex.ru/i/E7ZZxdkrftW6Gw  Летняя оздоровительная компания 2023. В презентации предоставлен материал деятельности инструктора по физической культуре в летний период....

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...