Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
методическая разработка

Шафоростова Светлана Юрьевна

Игровые ситуации для детей разных возрастных групп, которые позволят быстро развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнение о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_situatsii.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.

                                                                             

Ситуация «Найди свое дерево»

Средняя группа

Цель:         

1.Развивать внимание, быстроту реакции.

2 . Закрепление порядкового счета.

Ход

Дети под музыку выполняют разные упражнения. На полу лежат карточки двух цветов: синие и красные с цифрами на обороте. По сигналу дети берут карточки и строятся  в две колонны по цвету и порядковому номеру, обозначенному на карточке.

Материал: карточки двух цветов с цифрами (1-10) на обратной стороне.

                        Ситуация «Собери не задев»

Старшая группа

Цель:

  1. Развивать ловкость, реакцию на сигнал.
  2. Учить распознавать оттенки цветов.

Ход

В центре зала круг, внутри разноцветные кегли 6-ти оттенков. Ведущий бросает кубик. Дети должны не уронив кегли, собрать те, которые соотносятся к цвету на кубике.

Правила: не толкаться, не ронять кегли, собрать большее количество кеглей.

Материал: кегли 10 -15 шт. разных оттенков, кубик со сторонами различный по цвету (основные цвета)

 Место проведения: физкультурный зал, на улице.

Ситуация «Город Мастеров»

     Подготовительная группа

Цель:

1.Развивать творчество детей в имитации движений  людей  разных профессий в   соответствии с характером  музыки.

2. Развивать чувство ритма.

Ход:

Детям предлагается передать движениями, подходящий на их взгляд, профессий характеру мелодии.

Материал:

      «Маляры»- музыка- ритмическая композиция

      «Весёлая пастушка» - музыка - ритмическая композиция

      «Давай танцуй» - ритмический танец

      «Плотник» - танцевально-ритмическая гимнастика

      Место проведения: музыкальный зал, физкультурный зал.

Ситуация «Безопасность в большом городе»

Подготовительная группа

Цель: Развивать двигательное творчество детей в имитации движений различных транспортных средств, в соответствии с характером музыки.

Ход

Детям предлагается отправиться в небольшое путешествие по большому городу на разных видах транспорта. Вид транспорта подскажет музыка.

Материал:

«Музыкальные змейки» -музыка

«Весёлый паровоз» - музыкально-ритмическая композиция

«Автомобили» - ритмический танец

«Автостоп» - ритмический танец

Место проведения музыкальный зал, физкультурный зал

Ситуация  «Готовимся к празднику»

 Подготовительная группа

Цель:

  1. Учить пользоваться карточками в самостоятельной деятельности, правильно выполнять упражнения.
  2. Развивать умение анализировать описание упражнения, показывать его.

                                          Ход.

Ольга Ивановна (физ. Руководитель) поручила мне (воспитатель) к празднику разучить с вами, ребята упражнения. Дала карточки, а объяснить, что это за упражнения забыла.

Задача детям: помочь воспитателю разобраться, какие упражнения нужно разучить.

Материал: Карточки с описанием движений

  1. Отбивание мяча о землю правой и левой рукой поочерёдно, двигаясь «змейкой» между предметами.
  2. Прыжки на двух ногах через бревно, лежащее на полу, прямо, боком.

Место проведения:  на прогулке, в группе.

Материал: мячи, бревно.

Ситуация  «Загадочные карточки»

Старшая группа

Цель:

  1. Развивать умение мыслить, самостоятельно высказывать своё мнение, осмысливать двигательные действия;
  2. Проявлять творчество в придумывании упражнений.

Ход:

У детей скоро спортивные соревнования. Им дали домашнее задание: придумать упражнения с предметами, изображённых на карточках.

Оцениваться будет творчество и разнообразие упражнения с одним предметом.

Материал: карточки с предметами, обручи, веревка, скакалка, мяч, дорожка из обручей.

 Место занятия: зал, группа, улица.

Ситуация: «Кто любит детей – драчунов?»

Подготовительная группа

Цель:

1. познакомить детей с упражнениями на карточках «наклонись назад», «упражнение без предмета для развития силы», «упражнения без предмета для развития быстроты»

2. Закрепить упражнения «перетягивание веревки», «поднимите вдвоем», «с подушкой на спине»

3. Воспитывать у детей желание мирно разрешать конфликты.

Ход:

Краткая беседа «нужны ли нам драчуны?»

- А нужны ли нам дети, которые могут заступиться за слабых?

- Каждый ли сможет заступиться за слабого или за себя?

- Что для этого нужно?

Дети предлагают придумать упражнение на развитие силы и быстроты. Разучить новые упражнения на карточках.

Материал: карточки, веревка, подушка.

Место занятия: физкультурный зал.

                 

Ситуация: «В зоопарке»

Старшая группа

Цель:

  1. Развивать умение самостоятельно мыслить, сравнивать, высказывать свое мнение, строить предложения, осмысливать двигательное действие
  2. Проявлять творчество при создании образа животного

Ход:

Воспитатель предлагает детям пойти в зоопарк, но вот беда, ночью кто-то перевесил все таблички на клетках и все животные перепутались.

Детям предлагается восстановить порядок, узнав животного по его повадкам, движениям. Выбираются дети-животные и дети-посетители. Детки-животные выбирают карточку с изображенным животным, но не показывают ее, а имитируют повадки животного изображенного на карточке. Дети-посетители – отгадывают. Правильность ответа определяют по карточке.

Материал: Карточки с животными, любые предметы для ограждения, стулья, кубики, скакалки

Место: группа, зал, улица.

   

Ситуация: «Зимующие птицы»

Младшая группа

Цель:

  1. Закрепление знаний о зимующих птицах.
  2. Упражнять детей в ходьбе.

                                 Ход:

 «Галки» - ходьба гимнастическим шагом.

«Вороны»- ходьба на носках, руки на поясе

«Голуби» - ходьба на пятках, руки «полочкой» за спиной»

«Воробьи» - ходьба в полуприсидя, руки на бёдрах.

«Совы» - медленный бег со взмахами.

«Синички» - быстрый бег на носочках.

Ситуация: «Путешествие на остров олимпийский»

Подготовительная группа

Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность, творчество в  

           придумывании движений для танца, заданий для эстафеты.

Ход

Детям подготовительной группы поручили подготовить сценарий спортивного праздника: выбрать игры, творческие задания, упражнения для эстафеты.

Требования к содержанию: 1. Игры должны быть не только для старших, но и для младших детей. Для этого нужно вспомнить, чем маленькие дети отличаются от них: они не очень быстро бегают, часто падают, любят кого-то изображать.

Эстафета будет проводиться с различными предметами.

Группа поддержки придумывают танец-импровизацию (движения согласно характеру музыки)

После составления сценария детям предлагается «проиграть его и обсудить.

Место проведения: группа, физкультурный зал.

Ситуация: « 1,2,3,4,5…»

Подготовительная группа

Цель: Развивать у детей самостоятельную активность творчество, в

           придумывании упражнений, ориентируясь на счет.

Ход

На полу лежат карточки с цифрами (цифрами вниз)

Под музыку дети бегают, с окончанием  музыки берут карточку. Кто первый поднял карточку,  в соответствии с цифрой придумывают упражнения на счет.

Место проведения: музыкальный зал, физкультурный зал, на улице.

Ситуация : «Научим Олимпионика играть в подвижные игры»

старшая группа

Цель: Формировать у дошкольников умение организовывать подвижные игры.

Ход

          В гости к детям пришел Олимпионик. Он очень любит играть, особенно бегать, но ни кто не хочет с ним играть, потому что он только бегает и всем мешает. Давайте его научим, так как Олимпионик любит бегать, придумаем ему игру с бегом. Дети предлагают  игры, Олимпионик «выбирает». Затем дети объясняют ему как нужно играть: Как выбирать водящего, как считать и т.д. Потом дети играют в выбранную игру.

Материал: кукла Олимпионик.

Место проведения: физкультурный зал, на улице.

Ситуация : «Научим Олимпионика выполнять упражнения по карточкам»

Подготовительная группа

Цель: Развивать у старших дошкольников умение в свободное время выполнять физкультурные упражнения по карточкам.

Ход

Олимпик грустит. Ему нечем заняться. Хочется подвигаться, надоело сидеть. Заняться спортом. Дети выбирают карточки, показывают движения и объясняют, что развивает это упражнение: силу, ловкость…

Материал: кукла Олимпионик, картотека упражнений.

Место проведения: группа, в физкультурном зале.

Ситуация : «Бабочки и Цветы»

Младшая группа

Цель: 1. Закрепление цвета

            2.Координация движения

Ход

На полу зала лежат цветы. Дети в масках бегают по периметру зала.

Над цветком порхаем, пляшем

Веерком узорным машем

И садимся на цветы

Такого цвета, как и мы.

После слов дети-бабочки летят каждый к цветку такого же цвета, как и его маска.

Во время бега детей педагог меняет местами цветы. Все повторяется.

Материал: маски бабочек по количеству детей, цветы из цветной клеенки (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой).

Место проведения: физкультурный зал, на улице.

Ситуация: «Весёлая пирамидка»

Средняя группа

Цель: 1 Учить детей собирать пирамиды по размеру колец.

           2. Развитие у детей ориентации в пространстве.

Ход

На одном конце зала стоят дети в двух колоннах, на противоположной стороне сломанные пирамидки. Каждому члену команды нужно пробежать полосу препятствий и положить в конце одно кольцо пирамиды. Побеждает та команда кто быстрее и правильнее соберёт пирамиду.

Материал: две большие пирамиды, инвентарь для полосы препятствия.

Место проведения: физкультурный зал.

Ситуация : «Ёжик»

Младшая группа

Цель: 1Развитие речи.

           2.Массаж рук и стоп с помощью массажного мяча (профилактика плоскостопия).

Ход

Детям даются массажные мячики. Они говорят стихотворение и в тоже время делают  себе массаж  ладоней и стоп.

Гладь мои ладошки ёж.

Ты колючий ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Ёжик выбился из сил

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока,

Надо их размять слегка

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

Материал: массажные мячики на всех детей.

Место проведения: зал ЛФК, физкультурный зал, группа

Ситуация :  «Как ухаживать за ногами»

Средняя группа

Цель:

1. Познакомить детей с элементами правильного ухода за ногами.

2.Воспитывать у них желание и потребность в правильном уходе за ногами.

 3.Развивать самостоятельную активность при выполнении физкультурных упражнений.

 «Вбегает» кукла Незнайка и плачет: «Ходил босиком и поранил ногу. Нога болит, а что делать не знаю». Дети объясняют незнайке, что босиком можно ходить, только зная ряд правил: не ходить босиком по дощатому полу, чтобы не занозить ступни; не бегать босиком там, где разбито стекло; не ходить по холодному полу, можно простудиться и т.д. Потом дети вместе с воспитателем оказывают первую помощь, смазывая рану йодом, и бинтуют. Выясняют, как еще можно заботиться о ногах: не носить слишком узкую или слишком свободную обувь и т.д. Учат незнайку специальным упражнениям, которые помогают исправить и предотвратить плоскостопие.

Упражнения: «С пятки на пальцы», «ходите с мячом», «скатайте коврик» и др.

Материал: игровой персонаж – незнайка, маленькие мячики, коврики.

Место проведения: групповая комната, физкультурный зал

Ситуация :  «Поможем Буквоежке»

Цель:

  1. Научить выполнять простые движения для глаз.
  2. Учить беречь и охранять зрение.
  3.  Воспитывать у детей желание и потребность в ежедневной гимнастике для глаз.

Ход упражнения

В гости к детям пришел буквоежка, ему подарили большие интересные книги с картинками, но он не может их читать, ни рассматривать картинки. Врач окулист ему сказал, что он не берег свои глаза, они устали и теперь он долго не сможет ни читать, ни рисовать, ни даже смотреть телевизор. Врач посоветовал ему охранять свое зрение. А как это делать буквоежка не знает. Детям предлагается помочь буквоежке. Они дают буквоежке рекомендации. Придуманные ими упражнения зарисовываются на карточку. Вместе с воспитателем дети разучивают гимнастику для глаз.

Материал: карточки с гимнастикой для глаз.

Место проведения: в группе

Ситуация : «Глазки»

Старшая группа

Цель:1. Дать детям представление об одном из органов чувств – зрении

           2. Учить делать упражнения для глаз.

Ход

Попросить детей «Нарисовать» глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.

Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.

Место проведения: в группе.

Ситуация: «Хорошо – плохо»

Младшая группа

Цель:

1.Развивать эмоциональный мир ребенка

2.Учить работать над корректировкой негативного поведения

                                 Ход:

Коллаж «Настроение»

Жил в лесу медвежонок. В день рождения друзья забыли его поздравить, у него испортилось настроение, ему стало очень грустно.

Друзья не должны так поступать.

  1. Как поднять мишке настроение?

А вот два друга поссорились, наверное, что-то не поделили.

  1. Как их помирить?

Место проведения: в группе.

Ситуация :  «Полоски»

Младшая группа

Цель: 1Развивать дыхание.

Ход

Детям раздаются бумажные ленточки. Предлагается подуть на них.

Подуем, и полоски взлетают высоко,

Теперь дышать мы будем свободно и легко.

Материал: Бумажные полоски.

Место проведения: группа

Ситуация: «Делая прическу, пойми про себя,

                                              Что твоя расческа только для тебя!»

Средняя группа

Цель: Развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнение о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровья человека.

Ход

В гости к детям пришел Попрошайка. Принёс много вещей, которые он выпросил у других ребят: носовой платок, расчёску, мочалку, заколку и т.д. Попрошайка хвастается, как у него много «полезных» вещей, дети очень добрые. Воспитатель спрашивает детей. Все ли вещи хорошие у Попрошайки, какие вещи нельзя брать у других? И почему.

Материал: расческа, носовой платок, заколка, мочалка и т.д.

Место проведения: группа

Ситуация : «Нос и уход за ним»

Цель: 1 Дать детям представление об обонянии

            2. Приучать беречь его и правильно за ним ухаживать

Ход

В гости к детям пришел Буратино. У него  « испортился его длинный нос. Он предлагает рассмотреть носы друг друга. В друг он чихает на детей. Воспитатель делает ему замечание и просит детей показать. как нужно пользоваться платком, когда у тебя насморк. Давайте   покажем Буратино зарядку-игру с носиком.

  Массаж «Поиграем с носиком»

Подходи ко мне, дружок,  (дети рассаживаются и показывают свой нос)

И садись скорей в кружок.

Носик ты скорей найди,

Буратино покажи.

Носик надо очищать,  (дети берут салфетки и вытирают свой носик)

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,  (закрывают ротик рукой)

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник! (На вдохе оказывается сопротивление воздуху,

Он шалить у нас привык.    надавливая на крылья носа)

Тише, тише не спеши,      (10 вдохов–выдохов через правую и левую ноздрю)

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду   (На выдохе малыш постукивает указательным 

И поёт нос: «Ба-бо-бу»   пальцем по крыльям носа и поет )

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.   ( Ребёнок указательными пальцами выполняет 

Нагулялся носик мой,    движения от переносицы к крыльям носа и обратно)

Возвращается домой.

Материал: игровой персонаж Буратино, носовой платок

Место проведения: группа

Ситуация: «Настроение»

Младшая группа

Цель: 1. Развивать эмоциональный мир ребёнка

            2. Учить работать над корректировкой негативного поведения

Ход

  • Жил в лесу медвежонок. В День рождения друзья забыли его поздравить. У него испортилось настроение, ему стало очень грустно. Друзья не должны так поступать
  • А вот мальчик Вова поздравить Катю не забыл.

      Как поднять Мишке настроение?

  • Два друга поссорились. Наверное, что-то не поделили. Как их помирить?

Место проведения: группа

Ситуация : « Сердце»

Подготовительная группа

Цель:1. Уточнить для чего нужен фонендоскоп,

          2. Дать представление о работе сердца,

          3.Развивать умение использовать свои знания для укрепления своего  сердца.

 

Ход

В д\с пришла посылка: фонендоскоп. Воспитатель удивляется , зачем он и что это такое.  « Дети объясняют это, чтобы слушать сердце, когда человек дышит.» Воспитатель спрашивает, зачем человеку сердце. Предлагает детям послушать друг друга ухом, как бьётся сердце. Дети ищут пульс, считают за 1 минуту. Затем тоже самое выполняют через 10 приседаний, после бег на месте 1 минуту. Потом снова считают пульс.

Подбирают карточки к пульсу в покое, после прыжков, после бега.

Материал: фонендоскоп, карточки сердечками.

Место проведения: группа

Ситуация : «Моё тело»

Младшая группа

Цель: формировать у детей представление о себе, о своем теле.

Ход

Дети называют и показывают. (Массажируя легкими движениями)

Это ушки, вот-вот-вот,

Это глазки, вот-вот-вот,

Это нос, это рот,

Там спина, тут живот,

Это ручки, хлоп-хлоп-хлоп.

Это ножки, топ-топ-топ,

Фу, устали, вытрем лоб,

Сложим руки на живот.

Место проведения: группа

Ситуация:  «Кожа»

Старшая группа

Цель: 1.Дать представление о коже человека, о её назначении,

            2.Развивать тактильную чувствительность

Ход

Дети «путешествуют» по нашей прекрасной планете Земля: на северном полюсе – холодно, на юге – жарко, где-то идет дождь. «Мы все промокли». Детям задаётся вопрос, что помогает нам чувствовать холод, тепло, сырость (кожа)

Рассказ воспитателя о коже, о необходимости её защищать и беречь.

Проводится игра: Тактильные дощечки. Кого напоминают вам эти дощечки?

Материал: тактильные дощечки: гладкая, шершавая, мягкая, теплая, холодная.

Место проведения: группа

 

Ситуация : «Нарисуй отгадку

Цель: 1. Профилактика плоскостопия

             2. Развитие логического мышления

Ход

Детям предлагаются карточки с загадками. Отгадку они должны нарисовать карандашом, зажатым в пальцах ног на листе бумаги лежащим на полу.

Материал: карточки с загадками, листы бумаги, прикрепленные на полу.

Место проведения: группа

Ситуация «Холодный комок»

Старшая группа

Цель: 1 Развитие быстроты движений.

Ход

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет, что мячик – это холодный комок снега и его надо как можно быстрее передать соседу, чтобы руки не замерзли. Мячик переходит по кругу 1-3 раза.

Материал: мяч

Место проведения: группа, физкультурный зал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.

Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....

Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захот...

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Опыт работы с детьми 2 младшей группы " Ягодки" по развитию познавательной активности детей...

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Экспериментирование в детском саду, актуальная тема для работы с воспитанниками.  Делимся опытом с коллегами , рассказываем о приемах и методах работы....