Использование физкультурной сказки в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста по физической культуре
консультация

Бахарева Алёна Александровна

«Театр физического воспитания дошкольников» - это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz-yk_skazki.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование физкультурной сказки в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста по физической культуре»

«Сказки живут среди нас, надо только

Разглядеть, где и когда они начинаются»

Диля Еникеева

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что детский возраст - самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении - значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Важнейшим средством в достижении этой цели является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и т.д.

Дошкольный возраст это время активного формирования организма ребенка. Постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности.

Поэтому в дошкольных заведениях появилась необходимость использовать нетрадиционные методы физического воспитания. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

И вот поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привел к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.

«Театр физического воспитания дошкольников» - это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей».                                                                                Театр - это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Они вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев.

     Мною была взята часть методики, а именно «Физкультурные сказки», так как программа очень обширна и требует внедрения во все сферы физического развития дошкольников.                                                   Сказка как образовательное средство позволяет, в первую очередь развивать воображение детей, обогащать их речевое развитие, а также положительно влиять на те, особенности физического развития детей, которые затрудняют создание ярких, оригинальных, целостных образов физического Я. 

 Физкультурная сказка автором рассматривается как система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков. Данная форма работы подходит для работы с детьми любого возраста, так как включает себя два взаимосвязанных элемента: игру и сказку.

 Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, а сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Данное сочетание позволяет повысить интерес дошкольников к занятиям физической культуры.

 Физкультурные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений.

В своих занятиях я использую следующие элементы                 физкультурной сказки:

•  для привлечения внимания и усиления интереса детей ООД объединяется единым сказочным сюжетом, при этом структура игр-занятий по физической культуре сохраняется («Спортивный теремок», «Путешествие по сказкам»«Три Красные шапочки»«В гостях у Бабки - Ежки»«Как дети зверей в лесу спасали»«Гуси-лебеди», «Репка на новый лад» и др.)

• на физкультурное развлечение или ООД приходит игрушка или сказочный персонаж (Дракоша, Колобок, Баба-Яга ,Пчелки, Лягушка-путешествиница, Светофор,  Доктор Айболит и др.). Их участие в сюжете и подвижных играх поднимает эмоциональный настрой детей;

•  в сказке детям, как правило, приходится преодолевать препятствия, в которых дети закрепляют умения выполнять основные движения;

• с большим интересом дети выполняют действия с различными атрибутами и нестандартным оборудованием: мячами, разноцветными лентами, колпачками, шапочками-масками, а так же использование элементов костюмов, разнообразной музыки, оформления зала и т. д.

•  выполняя упражнения на расслабление, дети оказываются  в сказочном мире фантазий. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют, проявляют воображение  и происходят превращения в маленьких пчелок, бабочек или дождевую капельку. Прекрасным завершением сказки становится неожиданный сюрприз в виде свежих витаминов, который дарит детям силы, здоровье и хорошее настроение.

 Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, детям предлагаются рисунки, схемы и пиктограммы движений. С их помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс. Педагог рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.

Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились

 Вся работа по развитию двигательного творчества проходит в следующей последовательности:

  • знакомство с содержанием сказки;
  • определяется количество персонажей, их характеристики;
  • придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
  • соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам;
  • проигрывание физкультурных сказок в качестве ОРУ;
  • выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.

 Очень эффективными физкультурные сказки становятся при организации с детьми работы на степ-платформах.

 Степ-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми старшего дошкольного возраста. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.

Такие физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные занятия.

В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению. Оздоровительная работа будет наиболее эффективной, если многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных режимных моментах, на всевозможных занятиях с разнообразными целями: образовательными, воспитательными, оздоровительными.

 Составление физкультурных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные педагогом, педагогом совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс.

 В нашем багаже уже не одна сказка, составленная совместно с педагогом дополнительного образования по театрализованной деятельности и представленная детьми и родителями на совместных театрализовано-спортивных развлечениях, особенно с детьми ОВЗ. («Три медведя на новый лад», «Пчелки -добрые подружки», «Как дети помогали дракошке Кузе солнце из беды выручать», «Три поросенка», «Репка на новый лад» и др.)

Сказка является эффективным методом работы с «особыми детьми». Она помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Хочется также отметить, что составление физкультурных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.

 Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период

С введением ФГТ изменились многие принципы организации жизни детей в детском саду. Теперь воспитатель детской группы при организации образовательной деятельности руководствуется в большей мере живым и...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Роль интеграции в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

         Интегрированный подход раскрывает  творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит  соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к...

ИКТ в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача – фо...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Использование инновационной игровой технологии "Лэпбук"по ПДД в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Дети до 7 лет – это юные пешеходы и пассажиры. Не следует к их обучению подходить с той же меркой, что и к взрослым. Нельзя просто прочитать текст ПДД, и думать, что дети все запомнили, осознали и ста...

Консультация для родителей. Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель. Повысить теоретические знания и практические умения в опытно-экспериментальной деятельности у родителей с детьми дошкольного возраста....