Консультация для воспитателей «Физкультминутки как наиболее эффективный способ предупреждения переутомления у детей»
консультация (старшая группа)

Макейчева Оксана Николаевна

Консультация для воспитателей «Физкультминутки как наиболее эффективный способ предупреждения переутомления у детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Физкультминутки как наиболее эффективный способ предупреждения переутомления у детей»

Деятельность, которая не связана с движением, для дошкольника является немалой нагрузкой, быстро приводящей к утомлению. А образовательная деятельность детей сегодня связана с большим нервным напряжением. Нагрузку испытывают органы слуха, зрения, мышцы туловища. Внешне это проявляется потерей интереса, ослаблением внимания и памяти, снижением работоспособности.

Задача педагога – предупредить возникновение утомления, которое, накапливаясь, перерастает в переутомление. А оно, в свою очередь, ведёт к появлению нервных расстройств. Наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление, помогает восстановить работоспособность – физкультминутки.

Физкультминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, которые продолжаются не более 2 минут. Эффективность достигается при сочетании нескольких различных комплексов. Сгибания плеч, спины, колен во время занятий компенсируются выпрямлением туловища, ног, разведением плеч во время отдыха. Временной лимит лучше не превышать, т. к. это приведёт к обратному эффекту. Дети развеселятся, включить их в деятельность вновь будет сложно. Несложные упражнения со стихами делают физкультминутки для дошкольников интересными, весёлыми и полезными. Но это возможно только в том случае, если упражнения интенсивны, но не чрезмерны, затрагивают различные группы мышц, а стихи подобраны в соответствии с возрастом и от вида деятельности, которым занимаются дети:

Физкультминутки-разминки способствуют снятию напряжения с мышц тела, активизации деятельности мозга, улучшению кровоснабжения организма. Они незаменимы для ненавязчивого развития координации движений и речевых навыков.

Физкультминутки для глаз. Этот вид упражнений незаменим для современных детей, испытывающих огромную зрительную нагрузку. Здесь могут помочь офтальмотренажёры или зрительные таблицы.

Пальчиковая гимнастика. Дошкольники, как правило, крепко сжимают пальцы при пользовании ручкой или карандашом. Как результат – быстрая утомляемость мышц руки. Снять напряжение помогают специальные упражнения пальчиковой гимнастики.

Упражнения для релаксации. Сильное возбуждение, взволнованность вызывают напряжение мышц. В силу возраста, дошкольники самостоятельно не могут избавиться от неприятных ощущений. От этого начинают нервничать ещё больше. Релаксационные упражнения призваны помочь ребёнку убрать эмоциональное напряжение.

Во всех перечисленных видах упражнений часто проводятся и музыкальные физкультминутки. Для дошкольников они особо любимы, т. к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Дети могут изображать движения зверей, птиц; явления природы (танец снежинок, убегающий ручей, падающие листья). Такие упражнения являются общим двигательным компонентом в содержании занятия. Можно также организовать проведение ритмической гимнастики. Однако, в этом случае не нужно акцентировать внимание на точном воспроизведении всех движений, пусть дети выполняют их свободно и легко.

Приведу несколько примеров:

Физкультминутки на занятиях, требующих письма

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

• Исходное положение – сидя, руки на поясе.

• 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.

• 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.

• 5–6. Плавно наклонить голову назад.

• Исходное положение. Голову наклонить вперед.

• Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

• Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.

• 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.

• Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

• Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

• 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.

• 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.

• 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх.

• 7–8. Сделать два хлопка руками над головой.

• 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.

• 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.

• 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам.

• Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц.

• 1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

• Резко повернуть таз вправо.

• Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

• 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

• 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.

• 4–6. То же в другую сторону.

• 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

• Повторить 4–6 раз. Темп средний.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

• Правую руку вперед, левую вверх.

• Переменить положение рук.

• Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

• Свести локти вперед, голову наклонить вперед.

• Локти отвести назад, прогнуться.

• Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя.

• Поднять руки через стороны вверх.

• Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.

• Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза

Несколько примеров лого-зарядки:

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем —

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Долго, долго

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)

И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)

Дружно встали

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Дружно встали на разминку

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

Посмотреть примеры музыкальных физкультминуток можно по предложенным ссылкам:

https://www.uchportal.ru/fizkultminutki

https://466.tvoysadik.ru/?section_id=45

Все ученые и педагоги сходятся во мнении, что физкультминутки для дошкольников — это метод воспитательно-оздоровительной работы, влекущий за собой:

• повышение двигательной активности ребенка, а, следовательно, укрепление здоровья.

• возможность постижения большего объема материала за счет повышения качества внимания после проведения упражнений.

• создание и закрепление комфортной атмосферы на занятиях, способствованию сближения коллектива.

• формирование и развитие творческого потенциала детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Консультация для воспитателей "Материалы для рисования и способы их использования для детей дошкольного возраста"

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе - она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возмож...

Консультация для родителей «Безопасные и эффективные способы развития двигательной активности детей раннего возраста»

Возрастные особенности развития детейЧтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям и воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать основн...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...

Переутомление у детей. Предупреждение переутомления у детей

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и го...