"Здоровьесберегающие педагогические технологии в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорьева Дарья Евгеньевна

Проведение семинара на тему "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет. Проведение семинара на тему:

«Здоровьесберегающие педагогические технологии в детском саду»

1.Какие технологии обучения ЗОЖ включаются в образовательный процесс»?

   «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это, важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

                                                    В.А. Сухомлинский

    Как мы встречаем детей, как мы их вдохновляем, как поддерживаем, как учим новым знаниям, все это формирует впоследствии ЗОЖ.

    Здоровье сберегающие технологии - это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

   

    Здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

 1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;

 2. технологии обучения ЗОЖ;

 3.коррекционные технологии.

    Способы и  приемы направленные на сохранения укрепления здоровья детей в момент занятия. Задача воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и думать, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей.

    Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятия проводятся динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

    Также ежедневно проводятся подвижные игры на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

 

           Релаксация.

     Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для работы  используется спокойная,  классическая музыка, звуки природы.

     

     Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является пальчиковая гимнастика, которая проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.

     Для снятия зрительного напряжения используется гимнастика для глаз. Во время её проведения используется наглядный материал.

    Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

     Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин проводится бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

   

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в  группе - это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

            Технологии обучения здоровому образу жизни:

     Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-7 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

    Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

    Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,  соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

                                     

Коррекционные технологии:

    С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условие преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная  программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

     В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы:

педагогические беседы на родительских собраниях; мастер-классы; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.

       

2.Пальчиковые игры.

«Рыбка»

   

     Рыбка плавает в водице,

     Рыбке весело играть.

    (сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)

     Рыбка, рыбка, озорница,

    (погрозить пальчиком)

     Мы хотим тебя поймать.

    (медленно сблизить ладони)

     Рыбка спинку изогнула,

     Крошку хлебную взяла,

    (сделать хватательное движение двумя руками)

     Рыбка хвостиком махнула,

     Рыбка быстро уплыла.

    (показать, как плавает рыбка)

Маша

    Маша кашу наварила

    Маша кашей всех кормила

    (указательным пальцем правой руки «мешаем» кашу в левой ладошке)

    Положила Маша кашу

    Кошке – в чашку,

    Жучке – в плошку,

    А коту в большую ложку.

    В миску – курицам, цыплятам,

    И в корытце – поросятам.

    (загибаем пальчики на каждое название посуды)

    Всю посуду заняла,

    (разжимаем пальчики)

    Все до крошки раздала

    (сдуваем воображаемые крошки)

3.Предложить закаливающую процедуру, которую Вы используете.

     

Традиционные виды закаливания детей:

    утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

    оздоровительная прогулка

    воздушные ванны

    воздушные ванны с упражнениями

    сон с доступом свежего воздуха

    умывание в течение дня прохладной водой

    полоскание рта прохладной водой

    хождение босиком до и после дневного сна

4.Рассказать о содержании физкультурного уголка в группе. Что можно сделать своими руками?

     Маленькие дети резвы и любознательны. Им нравится участвовать в подвижных играх и упражняться со спортивным инвентарём. Не только занятия физкультурой имеют целью физическое развитие дошкольников, двигательная активность организуется в различных режимных моментах. Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе помогает воспитателю разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.

   Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя спортивный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.

Задачи спортивного уголка

Возрастная группа

Задачи работы спортивного уголка

Первая и вторая младшие (1,5–4 года)

    Развитие общей моторики и координации движений.

    Развитие движений.

    Обучение выполнять действия после показа воспитателем.

    Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности.

Средняя (4–5 лет)

    Формирование интереса к различным видам спорта, знакомство с их особенностями и правилами.

    Воспитание способности радоваться успехам одногруппников.

    Обучение подвижным играм с сюжетом (с использованием шапочек или масок).

    Обучение заниматься в парах.

Старшая (5–6 лет)

    Воспитание духа соревновательности.

    Обучение командным играм.

    Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Подготовительная к школе (6–7 лет)

       Расширяются образовательные задачи по спортивной тематике:

    Знакомство с сутью Олимпийских игр, их историей.

    Изучение последних достижений российских спортсменов.

    Формирование интереса к просмотру спортивных соревнований.

    Включение специальной терминологии в активный словарь детей («подача», «мяч в ауте», «гол», «голкипер»).

Оформление спортивного уголка в детском саду своими руками

    Спортивный уголок должен быть привлекателен для воспитанников. Оформление зоны подвижных игр и упражнений зависит от возраста детей.

    Для младших дошкольников спортивный уголок выделяется в игровой зоне. Из предметов в общем доступе — мячи различных размеров (в т. ч. фитбол), ступеньки, горка, качалки и игрушки-каталки.

    В средней группе активно расширяется дидактическая база спортивного уголка: для рассматривания подходят альбомы с картинками и плакаты на темы «Зимние виды спорта», «Игры на улице», «Игры с мячом», «Командные виды спорта». В свободном доступе хранятся наборы для спортивных игр: дартс (безопасный с мячиками), боулинг, городки и лапта.

    Для старших дошкольников становится оформление физкультурного уголка материалами, иллюстрирующими события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах. Воспитанники тренируются выполнять упражнения и вспоминать правила подвижных игр самостоятельно. Для этого в уголке вывешиваются схемы-напоминания (последовательность выполнения действий в картинках).

 

5.Различные формы работы с родителями по формированию у детей ценностей здорового образа жизни.

    В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: 

педагогические беседы на родительских собраниях; мастер-классы; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.

6.Организовать и провести подвижную игру.

Подвижная игра «Не боимся мы кота».

  Цель. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

  Воспитатель берет игрушку – кота, сажает его на стульчик – «кот спит».  Дети сидят напротив кота на своих стульчиках (в норках).

   

  Воспитатель.  Мышки, мышки, выходите,

                           Порезвитесь, попляшите,

                           Выходите поскорей,

                           Спит усатый кот – Матвей.

 

 Мышки выходят из своих норок окружают кота и начинают приплясывать:

           

                           Тра-та-та, тра-та-та

                           Не боимся мы кота.

 Кот просыпается и по сигналу «мяу» ловит мышек (воспитатель с игрушкой догоняет детей). Мышки убегают в свои норки (садятся на стульчики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Инновационные педагогические технологии в детском саду"

Наш педагогический  коллектив  начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии.  Основная задача  – выбрать методы и формы организации работы с де...

Педагогическая технология взаимодействия детского сада с родителями

Представлен опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников с целью оздоровления детей...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление ...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду ...

Консультация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду»

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников....

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду ...

Использование современных педагогических технологий в детском саду.

Мастер класс для воспитателей детского сада. Перечисляются название современных технологий, которые можно применять в детском саду в образовательной деятельности с детьми....