Экологический проект для детей старшей группы "Еда без вреда.Экопродукты"
проект (старшая группа)

Григор Ирина Анатольевна

Экологический проект «Еда без вреда. Эко продукты» разработан и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду комплексной программы «Детство», основной образовательной программой МБДОУ и Рабочей программой Воспитания.  Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека в результате употребления экопродуктов: овощей и фруктов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx78.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Экологический проект

для детей старшей группы

«Еда без вреда. Экопродукты».

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                   

                                                                   Воспитатель: Григор И.А.

                                           

                                           

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                             

с. Самарское

Азовский район

Ростовская область

2022 г.

Дата проведения: 21.02 2022 г.- 21. 03. 2022г.

Место проведения: Старшая группа «Почемучки» МБДОУ №1 «Тополёк»

Введение.

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка. Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание». Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья. Оно обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка. Современные продукты питания для быстрого приготовления оказывают пагубное влияние на хрупкий организм ребёнка. С каждым годом растёт число заболеваний детей. Поэтому важно употребление в пищу детьми полезных продуктов, употребление эко продуктов.

Актуальность.

В нашем МБДОУ уделяется внимание проблеме оздоровления и обеспечения экологической безопасности детей. Проведя мониторинг по экологическому воспитанию в старшей группе в соответствии с реализуемой программой «Детство», мы выявили, что уровень знаний об употреблении в пищу полезных эко продуктов у 41% детей был недостаточно сформирован. Многие дети в детском саду неохотно употребляли в пищу овощи и фрукты. А анализ проведённого анкетирования среди родителей показал, что 44% семей воспитанников недостаточно уделяют внимания основам здорового питания. (Приложение№1).

На основании этого была обозначена проблема: как вызвать у детей интерес к экопродуктам: овощам и фруктам, научить понимать их ценность для организма.

Для решения данной проблемы нами было решено использовать в работе с детьми и родителями проектную деятельность, потому что она основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей.

Нами был разработан и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду комплексной программы «Детство», основной образовательной программой МБДОУ и Рабочей программой Воспитания экологический проект «Еда без вреда. Эко продукты». Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека в результате употребления экопродуктов: овощей и фруктов. Таким образом, мы вместе с детьми и родителями в данном проекте попытались разобраться во всем, что касается употребления в пищу эко продуктов, обратив   особое внимание на овощи и фрукты.

Девиз проекта «Чтоб здоровым, сильным, крепким и красивым быть, нужно с витаминами дружить».  В проекте учтены возрастные особенности, интересы и

 предпочтения детей.

                Новизна проекта заключается в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Цель проекта: - создание   условий для   формирования у детей представлений об экопродуктах: овощах и фруктах, о взаимосвязи здоровья человека и полезного питания;

-   пропаганда здорового питания среди детей и родителей. 
Задачи: 

Образовательные:

- формировать представления детей об экопродуктах: об овощах, фруктах;

- учить детей делать выбор в питании в пользу фруктов и овощей;

-  способствовать поиску новой информации об уже известных овощах, фруктах, о способах приготовления различных блюд из овощей и фруктов, полезных свойствах

-познакомить детей с витаминами, которые содержатся в овощах, раскрыть их значение для человека;

- формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;

- Формировать представления дошкольников о необходимости заботы о своем здоровье;

-  создать условия для формирования предпосылок поисковой деятельности, художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы;

 - развивать коммуникативные способности детей;

  - развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус

- развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношения к своему здоровью, природе.

Ожидаемые результаты проекта:

- Будут созданы условия для   формирования у детей представлений об экопродуктах: овощах    и фруктах, о взаимосвязи здоровья и питания человека.

- У детей будет сформировано желания чаще употреблять в пищу экопродукты: овощи и фрукты;

- У детей будут сформированы представления о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, их пользе для здоровья человека;

-У детей повысится интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания;

 - У детей будут формироваться умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;

 - У детей будут развиваться коммуникативные способности, творческие  способности, художественно-эстетического вкус;

- У детей будут сформированы полезные пищевые привычки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

В процессе реализации проекта использовались следующие традиционные формы и методы работы: наглядные, словесные, практические.

А также использовались инновационные формы работы с дошкольниками:

- «Письмо-жалоба»,

« Кейс – технология»,

- «Метод моделирования»

-  Мнемотехника».

Этапы проекта:

Проект включает три основных этап:

Название этапа:

Дата реализации

Подготовительный

21.02.2022 г -25.02.2022 г.

Основной

28.02.2022 г. – 14.03.2022 г.

Заключительный

14.03.2022 г.- 21.03.2022 г.

1этап.  Подготовительный:

1.Исходя из выявленной проблемы постановка цели и задачи проекта. 

 2. Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»)

3. Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждение плана с семьями воспитанников.

5.Создание предметно-развивающей среды

6.Совместно с родителями и детьми сбор информации, материала по проекту.

7.Подбор методической, научной и художественной литературы о витаминах, овощах, фруктах.
8 Выбор овощей, фруктов по желанию детей для сбора информации вместе с родителями для познавательного сообщения.

Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, педагоги, родители.

Вид проекта: исследовательско - творческий. 

Срок реализации: 1 месяц.

2этап. Основной:

На втором этапе проект реализовывался в соответствии с составленным планом при активном участии семей воспитанников через различные виды деятельности в интеграции всех образовательных областей.

Тема

Содержание

Цель

Познавательное развитие

Развивающая образовательная ситуация

«Что такое экопродукты. Как выращивают эко продукты: овощи и фрукты».

Дать детям представление об экопродуктах: овощах и фруктах.

Познавательно-исследовательская деятельность:

 Огород на подоконнике «Волшебная луковка»

Выяснить, можно ли вырастить лук при соблюдении только трёх условий для роста луковицы: света, тепла, влаги.

Огород на подоконнике «Посадка кресс-салата»

Систематизировать знания детей о процессе посадки в почву и об условиях для роста.

Эксперимент по окрашиванию листьев пекинской капусты. (Приложение№2)

Выяснить как вредные вещества попадают вместе с водой в овощи и фрукты

Беседы

«Какие мы знаем эко продукты?»

Формировать представление об эко продуктах: овощах и фруктах.

«Защитники садов и огородов (птицы, звери, растения).

Формировать представление о том, что птицы, звери, растения помогают человеку выращивать эко продукты: овощи и фрукты.

«Питание и здоровье»

«Письмо -жалоба фруктов»

«Письмо – жалоба овощей»

«Самые полезные для здоровья продукты – овощи и фрукты»,

 «Какие витамины содержатся в овощах и фруктах»,

«Где взять витамины зимой?»»,

«Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Формировать представление о пользе овощей и фруктов, витаминах, которые в них содержатся для здоровья человека.

Дидактические игры

«Полезное и вредное»,

«Четвертый лишний»,

 «Вершки и корешки»,

«Какой овощ, угадай?».

«Загадки с грядки»

«Найди витаминам дом»

«Узнай по вкусу»

«Веселые поварята»

Закрепить знания об экопродуктах, овощах и фруктах, об их пользе для здоровья человека.

Развивать познавательную активность.

«Во саду ли, в огороде»

 Развивать умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощ

Показ презентации

«Овощи и фрукты- полезные эко продукты»

Закрепить знания об экопродуктах, овощах и фруктах, об их пользе для здоровья человека

Развлечения. Досуги. Викторины.

КВН «Умники и умницы»

Поддерживать интерес к познавательной деятельности. Закрепить знания об экопродуктах, овощах и фруктах, об их пользе для здоровья человека, витаминах, которые они содержат.

– Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», «Витамины».
– Досуг «Волшебные овощи. Фрукты – кладезь витаминов»;
– Викторина «Овощи и Фрукты»

Закрепить знания об овощах и фруктах, развивать логическое мышление.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно- ролевые игры

«Магазин», «Семья», «День рождения», «Кафе», 

«Поликлиника»

Развивать ролевое взаимодействие, закрепить знания об овощах и фруктах.

Речевое развитие

Развивающая образовательная ситуация

«Составление рассказа об овощах» 

Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

«Наши загадки» 

Развивать умение составлять описательные загадки об овощах и фруктах.

«Сочини сказку про овощи и фрукты»

Развивать связную речь, воображение.

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь овощи и фрукты, активизировать словарный запас, закрепить знания о полезных свойствах.

 «Найди по описанию»

Развивать связную речь

 «Что где растет?»

Лото «Овощи и фрукты»

Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей,

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Лепка «Натюрморты из овощей и фруктов».

Пластилинография «Овощи и фрукты»

Рисование «В саду созрели яблоки», «Вот она какая, ягодка лесная»
Аппликация: «Натюрморт из овощей», «Натюрморт из фруктов»

Конструирование «Разные машины везут овощи и фрукты в магазин» «Овощехранилище»

Закрепить знания об овощах и фруктах, их форме. Развивать творческое воображение.

Выставка детских работ «Защитники садов и огородов (птицы, звери, растения»

Развивать творческие способности, познавательную активность.

Создание плаката «Еда без вреда»

Формировать умение выполнять коллективную работу, воспитывать интерес к здоровому питанию.

Театрализованная деятельность

Инсценировка «Спор овощей»

Драматизация сказки «Репка».

Закрепить знания детей о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей.

Музыкальные хороводные игры

«Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем»

Развивать ритмические движения

Художественная литература

Ю. Тувим «Овощи», У. Рашид «Наш сад», Г. Давыдова «Фрукты»

Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», р. н. сказки «Мужик и медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблони», белорусская народная сказка «Пых»

Познакомить с произведениями об овощах и фруктах.  Развивать эмоциональное восприятие текста

Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками, считалками, загадками

Воспитывать интерес к овощам и фруктам посредством устного народного творчества

Физическое развитие

Подвижные игры

«Огуречик, огуречик», «Огородник», «Царь Горох», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки». 

Развивать двигательную активность, ловкость, внимание.

Малоподвижные игры

«Вредно – полезно», «Назови фрукт»

 «Съедобно – несъедобно»

Развивать внимание, закрепить знания об овощах и фруктах.

 Пальчиковая гимнастика

«Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски-две редиски, «Фрукты», «У девочки Ариночки овощи в корзиночке»,

Развивать мелкую моторику, закрепить знания об овощах и фруктах.

Игры - соревнования

«Полезные продукты»

«Разгрузи машину»

«Кто больше назовет блюд»

«Накрываем на стол»

«Собираем урожай»

Развивать двигательную активность

 

Физкультминутки:

«Компот», «Капуста», «Огород», Яблонька», «Сад», «Осень»

Предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей.

Работа с родителями

Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания

Анкета для родителей на тему «Здоровое питание – здоровый ребёнок»

Выяснить уровень формирования у детей культуры здорового питания в семье для организации эффективной работы с детьми по воспитанию осознанного отношения к здоровому питанию

Обсуждение плана проекта с семьями воспитанников.

Совместно с родителями сбор информации, материала по проекту

Подбор познавательного материала, художественной литературы об овощах, фруктах, витаминах, которые в них содержатся

Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе в направлении полезного питания, употребления в пищу эко продуктов: овощей и фруктов.

Консультации и рекомендации

«Влияние экопродуктов на здоровье детей», «Витамины на грядке».»
– «Овощи и фрукты - здоровое питание детей»

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здорового питания.

Консультация

«Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей»

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совместного творчества по изготовлению книг.

Домашнее задание «Готовим дома с мамой вкусно и полезно».  (Приложение № 

Приготовление родителей с детьми фруктовых десертов и блюд из овощей.

Сплочение детей и родителей в процессе активного сотрудничества.

Совместное изготовление детей и родителей книги «Еда без вреда. Эко продукты» (Приложение №

Сбор информации совместно с ребёнком об овощах и фруктах для познавательного сообщения и оформление странички в книге.

Продукт проекта: совместное изготовление детьми и родителями книги «Еда без вреда. Экопродукты». (Приложение№ 4)

В создании книги принимали участие дети и члены их семей.  Решение по стилю оформлению книги принимали дети и родители. Обложкой книги стало изображение плаката, изготовленного детьми. Все вместе обсуждали: какие разделы будут в книге, цветовое оформление книги. Дети вместе с родителями оформляли по 2 страницы для книги по выбору: рисовали изображение, находили с родителями информацию и стихотворение по теме страницы.  Вместе с родителями они стали писателями, иллюстраторами, дизайнерами. В книге каждая страничка сделана родителями и детьми.

Книга включает в себя следующие разделы:

1.«Пойдём в огород». В этом разделе собрана информация о том, какие помощники есть у огородников и садоводов (птицы, звери, растения). Каждая страница посвящена отдельному овощу

2.Фрукты – радость для ребят. В этом разделе каждая страница посвящена отдельному фрукту.

3.Огород на подоконнике. Изображены фото выращивания детьми лука и скресс- салата и дневник наблюдений.

4. Мы – исследователи. Изображены   фото проведения эксперимента по окрашиванию листьев пекинской капусты, с целью выявления как вредные вещества попадают в овощи и фрукты

5. Кулинарная страница «Вкусно и полезно». В этом разделе изображены фото, на которых дети вместе с мамой готовят блюда из овощей или фруктов и указана полезность этих блюд. Каждая семья оформляла одну из страниц. Каждый ребёнок, когда приносил изготовленную страничку вместе с родителями, делал в группе сообщение для детей о конкретном овоще или фрукте.

Все странички были заламинированы и собраны в книгу.

3-й этап: заключительный.

Результаты проекта:

Проведение проектной деятельности на тему «Еда без вреда. Экопродукты» способствовало:  

-   созданию условий для   формирования у детей представлений об экопродуктах: овощах    и фруктах, о взаимосвязи здоровья и питания человека.

- формированию желания чаще употреблять в пищу эко продукты: овощи и фрукты;

- формированию представления о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, их пользе для здоровья человека;

-  повышению интереса к своему здоровью посредством организации здорового питания;

 - формированию умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;

  - развитию коммуникативных способностей, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса;

- формированию полезных пищевых привычек.

Практическая значимость: 

- в результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания.

 - совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив; -дети получили практические навыки по приготовлению некоторых полезных блюд,

- в семьях воспитанников родители стали больше уделять внимание употреблению в пищу эко продуктов, включать в меню детей рекомендованные блюда.

Таким образом, анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:

- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

-  Участники проекта получили не только новые знания об эко продуктах, но и расширили знания о сохранении здоровья человека в результате употребления эко продуктов.

- Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.

-  Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Рекомендации последователям опыта:

-  Помните, что научить ребёнка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

- Работа по решению выявленной детьми той или иной проблемы не должна ограничиваться рамками образовательного учреждения, поэтому родители должны стать полноправными участниками педагогического процесса. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации, работе с ними.

                                                                                                                            Приложение№1.

Анкета для родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания

Уважаемые родители!

С целью определения необходимости работы по формированию у детей культуры здорового питания, проводимой в дошкольном образовательном учреждении, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

1.    Как вы оцениваете значение питания для здоровья вашего ребенка:

·         здоровье ребенка очень сильно зависит от его питания;

·         здоровье ребенка зависит от питания, но есть и другие важные факторы;

·         здоровье ребенка не зависит от питания ребенка.

2. Пронумеруйте следующие факторы, необходимые для организации правильного питания ребенка, от самого важного до наименее важного:

·         понимание взрослыми важности правильного питания для здоровья ребенка;

·         наличие традиций правильного питания в семье;

·         кулинарные умения и желание готовить у родителей;

·         наличие достаточных средств для организации правильного питания;

·         наличие знаний у родителей об основах правильного питания в семье;

·         наличие знаний о правильном питании у самого ребенка;

·         сформированность у ребенка привычек правильного питания.

3.    Какие проблемы, связанные с питанием ребенка, у вас возникают?

·         нет возможности для того, чтобы контролировать питание ребенка в течение дня;

·         недостаточно средств для того, чтобы обеспечить рациональное питание ребенка;

·         нехватка времени для приготовления пищи дома;

·         недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка;

·         разногласия во взглядах взрослых членов семьи на организацию питания ребенка;

·         несоблюдение ребенком режима питания;

·         ребенок не умеет вести себя за столом;

·         ребенок отказывается от полезных продуктов и блюд.

4. Какие основные приемы пищи присутствуют в режиме дня вашего ребенка, в том числе считая приемы пищи в дошкольном образовательном учреждении?

  • завтрак;
  • второй завтрак;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин.

5.        Какие привычки и правила поведения за столом сформированы у вашего ребенка?

·         использует салфетку во время еды;

·         моет руки перед едой без напоминаний;

·         смотрит телевизор во время еды;

·         ест быстро, глотает большие куски;

·         читает книгу во время еды;

·         моет ягоды, фрукты, овощи перед тем, как их съесть;

·         ест примерно в одно и то же время;

·         ест небольшими кусочками, не торопясь.

6. Каким из перечисленных продуктов Ваш ребенок отдает предпочтение?

  • бутерброды;
  • шоколад, конфеты;
  • свежие фрукты;
  • свежие овощи;
  • каша;
  • суп;
  • колбаса/сосиски;
  • кисломолочные продукты;
  • чипсы;
  • пирожные, торты, булки.

7.    Ваш ребенок обычно питается в одно и то же время в будние дни?

·                   да, ребенок питается в одно и то же время всегда;

·                   да, почти всегда питается в одно и то же время;

·                   нет, ребенок питается в разное время.       

8.        Как вы считаете, нуждается ли ваш ребенок в обучении правильному питанию в дошкольном образовательном учреждении?

  • да, такое обучение нужно;                                  
  • скорее нужно, чем нет;
  • скорее не нужно;
  • ребенок не нуждается в таком обучении

Спасибо за сотрудничество.

                                                                                                                       Приложение№2…………………………………….

Проведение эксперимента по окрашиванию листьев пекинской капусты.

Давайте предположим: что если вредные вещества заменить растворенными в воде пищевыми красителями, то они вместе с ней попадают в овощи и фрукты. В качестве подопытного овоща будем использовать широкодоступную сейчас пекинскую капусту.

Потребуется:

  • Банки – 4 шт;
  • Пищевой краситель – 4 цвета;
  • Вода;
  • Пекинская капуста.

Наливаем в банки немного воды, добавляем по 1ч. ложке пищевого красителя разного цвета. Разделяем капусту на отдельные листы. Ставим по одному в каждую банку. Через некоторое время можно отметить, что листья изменили окрас.

Вывод: с передвигающейся водой разносятся по всему растению пищевые красители, подобно вредным веществам. Вредные вещества, удобрения, также попадают в растения. Чтобы вырастить эко продукты нужно не пользоваться вредными веществами.

                                                                                                                       Приложение№ 3.

КВН «Умники и умницы».

 Цельпознакомить с полезными свойствами овощей, фруктов и ягод;

формировать представления о здоровом питании.

Образовательные: формировать знания детей о фруктах и овощах, закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»;

- способствовать закреплению знаний детей о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей.

- учить работать в коллективе, выслушивать мнения своих товарищей и принимать правильное решение.

-формировать полезные пищевые привычки.

- воспитывать чувство коллективизма.

Развивающие: развить память, внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, активизировать словарь ребёнка, развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопросы;

Воспитательные: воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей, способствовать формированию детского коллектива

Предварительная работа:

  • показ слайдов «Овощи, фрукты – полезные продукты»;
  • д/и «Подбери по форме», д/и «Подбери по цвету», д/и «Узнай, что где растёт»;
  • чтение художественной литературы по данной теме;
  • лепка овощей, рисование фруктов;
  • подбор музыкального материала.

Оборудование: шапочки магистров науки, картинки и муляжи «овощи и фрукты», мольберт, муляж «тыква», тарелочки с яблоком и морковкой, повязки для глаз.

Ход мероприятия.

Звучит песня «Мы начинаем КВН», входят дети в шапочках магистров науки.

Ведущий:
Сегодня мы будем играть с вами в КВН - клуб веселых и находчивых. Сегодня соревноваться будут две команды «Буратино» и «Мишутки».. Ну а оценивать нашу игру будет члены нашего жюри
(Представить членов жюри)
Ведущий: В любой игре есть свои правила, и наша игра – не исключение.
Вопросы задаются командам по очереди
Выкрикивать ответы с места запрещается
Отвечать на вопросы команды соперников –тоже запрещается
Нельзя подсказывать соперникам
А помогать мне будет проводить конкурс мой друг. Чтобы узнать, о ком идёт речь, нужно отгадать загадку:

Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа. (Незнайка)

Дети входят в зал, звучит музыка: «В траве сидел кузнечик».

Выбегает Незнайка:

Здравствуйте ребята! Я сбежал из своего цветочного города,! Бежал я через поля и леса, и прибежал к Вам. А где я? И что это у Вас за праздник?

Дети: Ты , Незнайка, попал в детский сад «Тополёк» на экологический КВН.

Незнайка: ой как здорово! А что такое КВН?

Дети:  Незнайка КВН – это такая игра, которая называется – Клуб Веселых и Находчивых.

Незнайка: А Вы веселые? –Да! А находчивые? – Да!

Ведущий: мы начинам… Итак, команды представляют себя и приветствуют своих соперников.
1 Команда «Буратино»
2 Команда «Мишутка»
Команды приветствуют друг друга
Ведущий: пришло время объявить 1 конкурс, который называется «Разминка – узнай друг – друга. И сейчас я буду загадывать командам загадки про фрукты, и овощи.
1 конкурс. Загадки для команды "Овощи"

1.В зеленой избушке
Живут подружки.
Словно бусинки круглы,
Изумрудны и малы. 
(горох)

2.Желтый, сочный
Плод медовый
Растет на дереве садовом. 
(груша)

3. Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай! (Лимон)

4.Он зелёный, круглый, гладкий.
А внутри он – красный, сладкий
. (арбуз)

5.Хоть на вкус она горька,
Но внутри бела, крепка.
И на терке ее трут,
Тем, кто заболел, дают. 
(редька)

6.Само с кулачок. Красный бочок,
Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко 
(яблоко).

Загадки для команды «Фрукты»

1. Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый! (Огурец)
2.Сидит старый дед,
В золотую шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. 
(лук)

3.Верите – не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры, на грядке … 
(помидоры)

4.Я на солнышко глядела, хорошела и круглела.
К холодам я не привыкла, не капуста я, а … 
(тыква)

5.Угадать совсем не трудно,
Всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный
В кочан завивается
. (капуста)

6.Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (морковь)

Ведущий: Даем слово жюри
Жюри объявляет результаты 1 конкурса

Ведущий: А сейчас небольшая разминка.

2 конкурс. Вершки и корешки

И мы поиграем в дидактическую игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки.

Команды по считалочке выбирают, кому надо выбрать картинки вершки, а кто корешки.

Ведущий: даем слово жюри

Ведущий: ну а сейчас следующий 3 конкурс «Домашнее задание».

Каждая команда должна витамины, которые находятся в овощах и фруктах.

Ведущий: даем слово жюри

Физминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот     (маршируют на месте)

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,       (показывают, как крошат)

Грушу будем мы рубить,    (показывают, как рубят)

Отожмем лимонный сок,     (показывают, как отжимают)

Слив положим и песок.       (показывают, как кладут, насыпают сахар)

Варим, варим мы компот,   (поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши)

Угостим честной народ.

Ведущий: Я объявляю следующий 4 конкурс « Отвечай быстро».

Для команды «Овощи»

1. Как называется сок, приготовленный из малины (малиновый сок).

2. Как называется сок, приготовленный из яблок (яблочный сок)

3. Как называется икра из кабачка (кабачковая)
4. Как называется сок, приготовленный из апельсинов (апельсиновый)
5. Как называется пюре из картофеля (картофельное).

6.Какие овощи можно есть сырыми?

7.Что готовим из фруктов?

Для команды «Фрукты»

1 Как называется сок, приготовленный из моркови (морковный)
2. Как называется варенье, приготовленное из клубники (клубничное)
3 Как называется сок, приготовленный из помидоров (томатный)

4. Как называется рассол от огурцов (огуречный)

5. Как называется сок, приготовленный из винограда (виноградный)

6.Из чего можно приготовить салат?

7. Угадайте- круглый, красный, добавляем в салат( помидор).
Жюри объявляет результаты 4 конкурса

Ведущий: Я объявляю следующий 5 конкурс «Собери урожай».
Команда «Фрукты» собирают только овощи, а команда «Овощи» собирают только фрукты.
На столиках напротив каждой команды лежат овощи и фрукты. Участникам необходимо добежать до столика, взять овощ или фрукт отнести в контейнер своей команды. Это задание на время.
Жюри объявляет результаты 5 конкурса

Ведущий: 6 Конкурс капитанов «Угадай овощ, фрукт на вкус»
На подносе лежат небольшие кусочки фруктов и овощей.
Капитанам завязывают глаза и предлагают на вкус определить овощи или фрукты. Каждому капитану по 3 загадки.
Ведущий: даем слово жюри
Жюри объявляет результаты 6 конкурса

Ведущий: Ну а теперь следующий 7 конкурс «Поварята».
Каждой команде предлагается по одному фрукты или овощу. Вам нужно назвать как можно больше разных вариантов приготовления блюд с использованием этого фрукта или овоща.
Команда «Буратино», что можно приготовить из яблок? (компот, повидло, пироги с яблоками, салат)
Команда «Мишутка», что можно приготовить из капусты? (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты, голубцы, шницель, вареники).
Жюри объявляет результаты 7 конкурса
Жюри объявляет победителей игры, вручает им грамоты.
Ведущий: Наша игра в КВН подошла к концу.

Незнайка: спасибо ребята, до свидания, побегу в свой цветочный город, расскажу друзьям!

                                                                                                                           Приложение№ 4.

Консультация для родителей «Витамины на грядке».

Овощи нужно есть каждый день, ведь в них содержится много важных веществ, например, органические кислоты, калий, железо, пищевые волокна. Роспотребнадзор говорит, что дети в возрасте от 1 до 3 лет должны получать до 200 граммов овощей в сутки. Кстати, картофель в это количество не входит, у него свои «нормативы» — не более 120 граммов. Детям нравится подражать взрослым. Ребёнок должен видеть, как вы с удовольствием едите овощи, готовите из них различные блюда или просто нарезаете в качестве закуски. Ребёнок, скорее всего, сам потянется к чашке салата. А вот если в вашем рационе овощей недостаточно, то будет сложно убедить кроху в нужности такого продукта. Так что начинаем с себя.

Например, если ребёнок без ума от мясных фрикаделек, иногда можно добавить в них немного тёртой морковки. Но важно, чтобы ребёнок знал и любил овощи в их первоначальном виде, ведь наша цель — научить малыша любить разнообразные овощи. Пусть веточка цветной капусты будет не «деревом», а именно цветной капустой — такой красивой и уникальной от природы. Малышу важно исследовать мир во всём его разнообразии, без камуфлирующих приёмов. Вспомните свою первую реакцию на что-то новое: скорее всего, вы сначала отнесётесь к этому с подозрением. Так вот и для детей абсолютно нормальна фраза «не хочу» в ответ на те овощи, которые они пробуют впервые. Что делать? Попробуйте добавить этот овощ в знакомую и любимую еду ребёнка, но не делайте на этом акцент. Некоторым родителям нужны с десяток попыток. А вот наказаний за отказ есть овощи быть не должно. Просто не придавайте этому значения и дайте ребёнку овощи в другой раз или через некоторое время после обеда. Ребёнок с большой вероятностью захочет попробовать блюдо, в создании которого участвовал.

Как это организовать:

вместе выбирайте овощи в магазине — их разнообразие на прилавках наверняка заинтересует карапуза

предложите ребёнку самостоятельно их помыть, даже если он обольётся или намочит всё вокруг

позвольте ребёнку самостоятельно положить овощи в кастрюлю перед готовкой

Просто скажите ребёнку: «Аня, мне очень приятно, что ты сегодня попробовала горошек на ужин. Молодец!» Но и здесь есть тонкая грань. Важно, чтобы малыш ел овощи, потому что они действительно ему нравятся, а не в ожидании вашего одобрения.

Не используйте схему «съешь кабачок — получишь печенье». Ребёнок заинтересуется сладостями. Нам важно, чтобы овощи стали естественной и обязательной частью рациона, а не ненавистной преградой на пути к «вкусняшкам». Кроме того, такой приём может привести к расстройствам пищевого поведения и перееданию.

Предлагайте овощи разной формы, цвета и текстуры — высока вероятность, что ребёнок обязательно найдёт что-то по душе. Выкладывайте из овощей забавные мордочки или картинки. Например, привычному картофельному пюре можно приделать кошачьи ушки из кабачков, глаза из горошин и усики из морковки.

Рекомендуемые способы приготовления овощей для детей — тушение, варка, на пару или запекание. Те овощи, которые можно употреблять в сыром виде, должны быть тщательно вымыты.

                                                                                                                           Приложение№ 5.

Развивающая образовательная ситуация

«Посев семян кресс-салата в плодородную почву»

Цель:

Дать представление о пробуждении семян кресс-салата, приемах его возделывания.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о процессе посадки растений на примере кресс-салата;
  • сформировать практические навыки посадки растений;
  • развить связную речь детей, упражнять в счете;
  • организовать деятельность, направленную на воспитание эмоционального, заботливого отношения детей к природе.

Воспитатель: Ребята, я приехала к нам пришло письмо  ученых-исследователей.

«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому посылаем вам семена кресс-салата, предлагаем провести опыт в пробуждении семян. Результат, который получите, зарисуйте в своих дневнике наблюдений»

Воспитатель: Ученые-исследователи предлагают вам стать исследователями. Нам предстоит трудная работа. Пойдем к столам в нашу «лабораторию»

  • Посмотрите, что вы видите? (семена)
  • Я насыплю каждому семена на листок, а вы рассмотрите их внимательно, потрогайте их на ощупь.
  • Какие они? (мелкие, овальные, коричневые, гладкие, твердые)
  • Как вы думаете, они живые?
  • Семен живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
  • Скажите, можем ли мы посадить в грунт в настоящее время года семена?
  • Почему? (холодно, лежит снег)
  • Но растения мы можем вырастить у себя в «лаборатории». Для этого семена нужно разбудить.
  • Вспомните, что нужно для роста и развития живого существа, (почва, тепло, свет-солнце, вода)

Ребята, посмотрите, я привезла кресс-салат, который ученые-исследователи вырастили, только вместо почвы взяли влажную вату, прикрыли крышечкой. Наши семена проснулись. А как вы думаете, они смогут вырасти? Почему? Правильно: в почве есть питательные вещества, необходимые растениям, а в вате - нет.

Посмотрите, я приготовила для вас на столе баночки, в них будем пробуждать семена кресс-салата.

Но, прежде чем начать работу, мы разомнем наши пальцы (погреть ладошки, несколько раз согнуть и разогнуть пальцы с напряжением); обратимся к солнцу (упражнение «Здравствуй, солнце»)

Практическая часть.

Обратите внимание на схемы посадки семян в землю? Что необходимо сделать в начале работы? Что потом? И чем закончить работу?

Вопросы педагога и ответы детей:

  • что нужно поместить в пустую баночку, прежде чем посеять семена? (землю)
  • что нужно сделать, чтобы почва стала влажной? (полить)
  • а потом нужно разместить семена так, чтоб они не прикасались (не мешали) друг другу просыпаться..
  • Скажите, куда необходимо поставить баночки'? (на окно)
  • Почему? (чтобы семена получили тепло, свет, воду - ведь она живые существа)

В дневнике наблюдения вы будем отслеживать и фиксировать развитие кресс- салата.

                                                                                                                             Приложение№ 6.

Инсценировка «Спор овощей»

Участвуют дети:                                                                                                                         Айболит, ведущий , баклажан,горошек,свекла,капуста,огурец,редиска,морковь,помидор,картошка.

Цель: закрепить знания детей о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей. Продолжить закреплять навыки личной гигиены.

ВЕДУЩИЙ:

Солнце греет, дождик поливает,

Овощи скорее растут и созревают.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают умный и серьёзный спор.

ОВОЩИ: Кто из нас из овощей,

И вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

ВЕДУЩИЙ: Выскочил горошек.

Ну и хвастунишка!

ГОРОШЕК: Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка,

Если только захочу

Всех горошком угощу.

ВЕДУЩИЙ: От обиды покраснев,

Свекла проворчала.

СВЁКЛА: Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёкла – для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.

КАПУСТА: Ты уж свёкла помолчи –

Из капусты варят щи!

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики – плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

ОГУРЕЦ: Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит…

Я могу всех угостить.

РЕДИСКА: Я – румяная редиска.

Поклонюсь вам низко – низко.

А хвалить себя зачем?

Я итак известна всем.

МОРКОВЬ: Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты всегда дружок,

Крепким, сильным, ловким.

ВЕДУЩИЙ: Тут надулся помидор и промолвил строго.

ТОМАТ: Не болтай, морковка, вздор

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

ВЕДУЩИЙ: Витаминов много в нем

Мы его охотно пьем.

ВЕДУЩИЙ: У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще,

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый…

ОВОЩИ: Лук

ЛУК: Я приправа в каждом блюде

Я всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я простой зеленый лук.

КАРТОШКА: Я картошка так скромна

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим и малым.

БАКЛАЖАН: Баклажанная икра так вкусна, полезна…

ВЕДУЩИЙ: Спор давно кончать пора.

(Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.)

ЛУК: Кто-то кажется, стучится.

Входит Айболит.

АЙБОЛИТ: Ну, конечно, это я.

Что вы спорите, друзья?

БАКЛАЖАН: Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней, всех нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

АЙБОЛИТ: чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения!

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решать я не берусь,

Кто из вас вкуснее.

Список использованной литературы:

  1. Шорыгина Т. А. – «Фрукты. Какие они?»2008 г.
  2. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?»  2018 г
  3. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам».
  4. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М.: ТЦ «Сфера». 2006.
  5. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
  6. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.
  7. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».
  8. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
  9. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей старшего возраста "Енисей-Батюшка"

Обогащение представлений детей о реке Енисей с целью формирования интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости; создания условий для развития познавательных и творческих способностей при взаим...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «мы на луг пойдем»

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Мусорная проблема огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся   в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невер...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "

Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно сумрачно. Особенно тяжело приходится зимующим птицам. Посмотришь в окно, а там синичка...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дети за раздельный сбор мусора!»

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами.Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно с...