Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры
статья (старшая, подготовительная группа)

Часовникова Олеся Павловна

Шахматы – это целый мир, мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, воспитывает уверенность в своих силах. Приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения и начинать обучение этой мудрой игре можно и нужно в раннем возрасте, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы.

Почему же необходимо активно приобщать ребят к играм в шахматы? Какая польза от этих игр для детей?

Шахматы — это не просто интересная игра, она способна принести детям разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации. Умение логически мыслить развивается от партии к партии. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности.
  • Игра в шахматы — это всегда соревнование, своего рода борьба. А это закаляет детский характер и психику. Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, анализировать их причины.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Игра в шахматы способствует социализации, развитию навыков общения, приучает дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.
  • Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

     Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

     Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься шахматами. Недопустимо заставлять ребенка играть в новую для него игру: взрослый должен сделать так, чтобы они сами этого захотели.

     Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, в нашем объединении оно проходит в виде спектакля, где дети знакомятся с историей игры.

    Ребёнка необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш нельзя: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Нужно научить его воспринимать поражение спокойно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. В другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

Занимаясь с шахматами, дошкольник учится размышлять, принимать решения, поэтому ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогать тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).

      Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, необходимо продумать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шахматами в дальнейшем.

     Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

  1. Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Взрослый учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельное поле.
  2. Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какое поле («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения.
  3. Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
  4. Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
  5. Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.

    В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

  • «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
  • «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
  • «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
  • «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а взрослый убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
  • «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одно поле и бьёт другие фигуры тоже на одно поле, но по диагонали».
  • «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
  • «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.

     Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

     На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды, отгадывают ребусы, кроссворды, занимательные задачи, викторины.

     С помощью шахмат можно разыгрывать с ребенком небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности взрослого. Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

     Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.

     Влияние шахмат на развитие умственных способностей ребенка изучено в теории, и доказано на практике проведением множества исследований и экспериментов. Шахматы учат думать, у шахматистов формируется не механическое запоминание, а аналитическое и логическое мышление.        Осознавая, какое значение для развития интеллекта ребенка имеют шахматы, сегодня этим вопросом занимается Министерство образования и науки РФ.

Список использованной литературы:

1. Балашова В.Ю. Герои сказок играют в шахматы или шахматы для самых маленьких. – М.: Издательство, 2012. – 104 с.

2. Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада, М.: Просвещение, 1991. – 158с.

3. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих/ Д.В. Нестерова. - М.: РИПОЛ классик, 2007. – 256с.

4. Сухин И.Г., Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

5. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...

Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....

Развитие логического мышления дошкольника посредством использования игр со счётными палочками

В материале представлены идеи использования счётных палочек для развития логического мышления дошкольников...

Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1.        Блоки Дьенеша знакомят д...

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр

Статья посвещена вопросу  ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...