Проект по формированию культурно гигиенических навыков у дошкольников средней группы «Наш друг – Мойдодыр»
проект (средняя группа)

Рябикова Виктория Валерьевна

Проект по формированию культурно гигиенических навыков у дошкольников средней группы «Наш друг – Мойдодыр»

Актуальность: Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания и здоровьесбережения дошкольников.

Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понимать и т. д. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты и здоровья. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Наблюдения за детьми в течение месяца, привели нас  к выводу, что навыки самообслуживания и гигиенической культуры развиты недостаточно и необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Работа в рамках проекта позволяет организовать педагогический процесс с использованием разнообразных методов и форм, привлекательных для детей. Формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывает фундамент гигиенической культуры. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и воспитывают привычку к здоровому образу жизни.

Целью этого проекта является: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

Формировать привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию культурно гигиенических навыков у дошкольников средней группы «Наш друг – Мойдодыр»

Представляю вашему вниманию мой  проект по формированию культурно гигиенических навыков у дошкольников средней группы.

Автор: Рябикова Виктория Валерьевна, воспитатель

Место работы: МБДОУ №5 " Сказка" г. Поронайск

Актуальность: Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания и здоровьесбережения дошкольников.

Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понимать и т. д. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты и здоровья. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Наблюдения за детьми в течение месяца, привели нас  к выводу, что навыки самообслуживания и гигиенической культуры развиты недостаточно и необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Работа в рамках проекта позволяет организовать педагогический процесс с использованием разнообразных методов и форм, привлекательных для детей. Формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывает фундамент гигиенической культуры. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь и воспитывают привычку к здоровому образу жизни.

Целью этого проекта является: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

Формировать привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома

  • Длительность проекта: 4недели
  • Срок реализации: 20.01.2020 -20.02.2020
  • Вид проекта: информационный практико-ориентированный
  • Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
  • Предполагаемый результат:
  • Знание детьми основ гигиенической культуры и культуры поведения
  • Осознанное отношение к своему внешнему виду, чистоте
  • Понимание необходимости соблюдения правил гигиены для здоровья
  • Понимание родителями необходимости единства требований к соблюдению навыков гигиенической культуры  в ДОО и в семье

Особенности проекта: Ведущая область – познавательное развитие. Интеграция

областей: речевое развитие, социально-коммуникативное

развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое

развитие. Использование оборудования (ИКТ).

 Основные методы и формы реализации проекта:

  • 1. Чтение специально подобранной художественной литературы.
  • 2. Рассматривание иллюстраций, книг.
  • 3.  Игровая  деятельность
  • 4. Продуктивная деятельность.
  • 5. Беседы
  • 6. Режимные процессы
  • 7. Просмотр мультфильмов по теме
  • 8. Слушанье музыкальных произведений.

9. Экспериментальная деятельность

Продукт проектной деятельности 

Презентация

Анкеты, консультации для родителей

 Рисунки и поделки детей

 Выставка поделок «Наш друг – Мойдодыр»

 Оформление газеты по проекту.

  • Этапы работы над проектом:
  • 1.Подготовительный этап:
  •  Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
  •  Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
  • Подборка фотографий, литературы, музыкального и видеоматериала.
  • 2. Основной этап:
  • Мероприятия по работе с детьми по плану
  • Мероприятия по работе с родителями.
  •  Консультации на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников», «12 мифов о ротовой гигиене» «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
  •  консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки»;
  •   рекомендации для родителей «Одежда ребёнка и уход за ней»
  • Конкурс поделок родителей с детьми «Наш друг- Мойдодыр»
  • 3. Заключительный этап:
  • оформление материалов проекта
  • Оформление газеты « Наш друг- Мойдодыр»

Участие родителей в реализации проекта.

Беседа с родителями на тему: «Правила личной гигиены»

Консультация «12 мифов о ротовой гигиене детей и взрослых»

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

 Оформление папки-передвижки для родителей «Гигиена ребенка».

Привлечение родителей  принять участие в изготовлении поделок из подручного материала  «Наш друг-Мойдодыр

План реализации проекта.

 В течении месяца велась РАБОТА С ДЕТЬМИ 

  • Чтение художественной литературы:   К.Чуковского«Мойдодыр», «Федорино горе» 
  • Чтение А.Барто «Девочка- чумазая» ; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
  • Рассматривание иллюстраций о правилах личной гигиены. Алгоритмы умывания одевания как правильно чистить зубы.
  •  Чтение «Сказка про злого микроба» « Сказка про Зайца-грязнулю»

 Социализация  Играли

  • д/и «Какие продукты позволяют сохранить зубы здоровыми» Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу»
  • С/р игры «Салон красоты»  «Предметы личной гигиены»

Познание 

Беседы  «Опрятность. Уход за одеждой»  «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье». «Даздравствует мыло душистое, и полотенце пушистое…» Цели: -расширять представления детей о некоторых особенностях своего организма( специфики кожи);

-закреплять культурно – гигиенические навыки, учить заботиться о своем здоровье;

-расширить словарный запас, дать новые понятия ( поры, микроскоп, лупа и микробы);

-научить самостоятельно, определять те предметы, которые предназначены для индивидуального пользования;

Опытно – экспериментальная деятельность «Вода и мыло»  Цель:Уточнить представления о воде; познакомить детей с некоторыми свойствами воды. уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры (холодная и горячая) -в любой воде мыло мылиться; вода и мыло смывают грязь Опытно-исследовательская деятельность «Опыты со снегом» (качество талой воды).

 Игра-эксперимент

«Мокрые рукава и полотенце»

Цели Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо.

Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

В течении всего месяца повторяли закрепляли алгоритм мытья рук.

 Отгадывали  загадки о гигиенических принадлежностях. Цель:  Развитие памяти внимания мышления.

 Занимались продуктивной деятельностью

 Художественное творчество 

  •  Аппликация «Украшение полотенца» Цели: учить создавать способом аппликации изображение полотенца, украшать его ,разрезать квадрат по диагонали, нарезать узкие полоски, составлять узоры, правильно пользоваться ножницами, клеем стимулировать творческую инициативу детей.

Лепка«Черничка для глаз».Цель: формировать элементарные представление детей об органах чувств – глазах, их функциях;- показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека;

  • Рисование «Полезные фрукты и овощи» Цели: формировать у детей среднего  дошкольного возраста основ здорового образа жизни;  обобщить представления детей о фруктах и овощах.

Коммуникация 

Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Поведение за столом», «Мои здоровые зубки». «Полезная и вредная пища». Цель: Формировать основы исследовательской деятельности у дошкольников. Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

«Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.»  Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой

  • Составление рассказов «Кукла идет на прогулку». Цель: закрепить знания об атрибутах зимней одежды. Закрепить название атрибутов одежды развивать связную монологическую речь.

 Выставка поделок родителей совместно с детьми «Мойдодыр» Оформление газеты «Наш друг –Мойдодыр»

 

Ожидаемый результат:

Знание детьми основ гигиенической культуры и культуры поведения

Осознанное отношение к своему внешнему виду, чистоте

Понимание необходимости соблюдения правил гигиены для здоровья

Понимание родителями необходимости единства требований к соблюдению навыков гигиенической культуры  в ДОО и в семье

Продукты проекта

Презентация, анкеты, консультации для родителей, рисунки и поделки детей, Выставка поделок «Наш друг – Мойдодыр»

Вывод: в результате проведенной работы дошкольники узнали  о необходимости соблюдения культурно – гигиенических навыков, сформировали  потребность их соблюдения, обогатили знания о здоровой пище; пополнили словарный запас, развили связную речь; воспитали у самого себя желание выглядеть чистым, опрятным, аккуратным, закрепили и приумножили знания о истории предметов и средствах личной гигиены.

  В процессе работы над проектом мы сделали вывод, что чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.