Проект "Польза молока и кисломолочных продуктов"
проект (младшая группа)

Кулешова Анна Геннадьевна

Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко, благодаря которому младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания. Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.

В коровьем молоке есть все, что нужно организму ребенка: вода, жир, сахар, белок, соли и витамины, оно богато кальцием, который усваивается организмом почти на 100 %. В одном стакане молока содержится необходимого нам кальция в 3-7 раз больше, чем в орехах, рыбе, фасоли. Молочный белок так же усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. В нашем детском саду очень разнообразное молочное питание: творожные запеканки, сыр, кисломолочный продукт "Снежок", молочные каши, ватрушки с творогом, молочный суп с лапшой. Любят ли ваши дети молочные продукты? А может проявим педагогическую смекалку и поможем им в этом.smiley

К данному проекту прилагается дополнительный материал по ссылкам 

1. Приложение к проекту https://disk.yandex.ru/i/Jgv40AXXmSs31A

2. Кулинарная книга, составленная с помощью родителей воспитанников https://disk.yandex.ru/i/pfavek-ZIHIDhA

3.Презентация "Как молоко в дом пришло" https://disk.yandex.ru/i/r6Kqsv9nIF99Rw

4. Презентация "Молочные продукты" https://disk.yandex.ru/i/cmhdYz-SVqle_w

5. Доступен просмотр отрывков видео с таетрализованного досуга "В гости к Биффи" https://disk.yandex.ru/i/03ZXMDXvJaf9aQ и https://disk.yandex.ru/i/LRyG9WFjueFMcA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moloko_proekt.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Детский сад №20 «Сказка» г. Новосибирск

Проект

Тема: «Польза молока и кисломолочных продуктов»

                                                                                                Подготовила:

Кулешова Анна Геннадьевна,

воспитатель

2021

Введение

Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко, благодаря которому младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания. Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.

В коровьем молоке есть все, что нужно организму ребенка: вода, жир, сахар, белок, соли и витамины, оно богато кальцием, который усваивается организмом почти на 100 %. В одном стакане молока содержится необходимого нам кальция в 3-7 раз больше, чем в орехах, рыбе, фасоли. Молочный белок так же усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

В нашу группу «Семицветик» родители на Новый год подарили небольшую мягкую игрушку – коровку, мы ее назвали «Буренка». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

У воспитанников появились вопросы: «Где живет корова?», «Есть ли у коровы детеныши?», «Откуда у коровы молоко?» «Почему взрослые говорят, что молоко и кефир - полезные и их нужно пить?» Мы решили ненавязчиво направить возникший интерес детей к теме проекта «Польза молока и  кисломолочных продуктов (КМП)» и стали наблюдать за воспитанниками нашей группы во время полдников и вторых завтраков. Было замечено, что не все дети охотно употребляют молоко и КМП, это еще раз подтвердило актуальность и значительность выбранной нами темы.

Например, во время полдника Егор отказался пить молоко, на мой вопрос: «Почему?» Он ответил: «Оно не вкусное, я его не люблю». Я спросила «А сможем ли мы все обойтись без молока?» Половина группы ответила, что смогут, другая половина сказали, что «нет, не сможем обойтись без молока». Исходя из этого, мы обозначили цель проекта: Создание условий для обогащения знаний детей о молоке и КМП как о полезных продуктах для роста и развития детского организма.

Поставили пред собой задачи:

  1.  Через игровую и коммуникативную деятельность заложить основы знаний о здоровом питании, о витаминной ценности молока, КМП и бифилине.
  2.  Пополнить знания детей о разнообразии КМП.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе, делиться с окружающими людьми приобретенным опытом, желание участвовать в совместной деятельности.

Тип проекта: творческий

Временные рамки с 15.02.2021 по 31.03.2021

Участники: Педагоги ДОУ, родители, воспитанники средней группы «Семицветик».

Ожидаемые результаты проекта

Педагоги ДОУ на начальном этапе проекта смогут подготовить предметно-пространственную развивающую среду (наглядно-дидактический материал, игрушки, мультфильмы, презентации, конспекты НОД и развлечений).

В ходе работы над проектом педагоги введут дошкольников в тему проекта, доступную для их понимания, создадут атмосферу сотворчества и будут поддерживать игровую мотивацию.

Участвуя в различных видах деятельности, а именно: познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и  игровой воспитанники группы узнают много нового, интересного о таких продуктах как молоко, КМП и бифилин.

Проведение экспериментов, позволит ребятам почувствовать себя исследователями. Благодаря проблемно-игровым ситуациям, созданным воспитателем во время непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах (приемах пищи), воспитанники поймут, в чем ценность молока и начнут с удовольствием употреблять в пищу молоко и КМП.

Родители после того, как будут проинформированы о принципах сбалансированного детского рациона, начнут внимательнее относиться к выбору блюд для детского питания, которые они готовят дома. Поймут, что детский возраст – это период для закладывания правильных и здоровых привычек. Узнают, как укрепить здоровье детского организма во время периодов острых респираторных заболеваний с помощью регулярного употребления бифилина. Будут знать, что бифилин - это кисломолочный  продукт, который содержит в своем составе полезные бифидобактерии. Живые бактерии стимулируют и повышают иммунитет, помогают расщеплять белки и углеводы, защищают печень и кишечник, нормализуют естественную микрофлору слизистых, что способствует укреплению иммунитета и улучшению общего самочувствия.

Подготовительный этап

На данном этапе мы решили ненавязчиво направить интерес детей к теме проекта и провели беседу, используя методику трех вопросов: (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Вопросы, задаваемые педагогом

Ответы дошкольников

1 вопрос «Что мы знаем о молоке и КМП?»

КМП – кисломолочные продукты

«Я не люблю молоко…»

«Молоко надо пить…»

«Молоко дает корова»

«Взрослые говорят что молоко полезное…»

«Молоко белое…»

«На молоке бывает невкусная пенка…»

2 вопрос «Что мы хотим узнать о молоке и КМП?»

«Откуда молоко появляется в магазине?»

«Какие молочные продукты бывают?»

«Какие молочные блюда готовят в нашем детском саду?»

«Какой молочный продукт самый полезный?»

«Какие еще полезные (вредные) продукты бывают?»

3 вопрос «С помощью чего мы сможем узнать о молоке и КМП?»

«Спросим у родителей, воспитателя».

«Спросим у бабушек и дедушек».

«Спросим у медсестры нашего детского сада»

«Зададим вопрос повару нашего детского сада»

«Попросим прочитать книгу, посмотреть мультфильм».

Продолжая беседу о молоке и КМП, мы выяснили, что из 25 ребят нашей группы только 6 человек назвали молоко и КМП среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение сокам, чаю, воде и компотам.

Ответы на вопрос - «Откуда появляется молоко?» были разные: «От коровы», «Из магазина», «С молочного завода», «Бабушка надоила».

Чтобы выявить степень осведомленности родителей о пользе молока и КМП, мы информировали родителей о начале проекта и также провели анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

13 человек (52%) ответили на все вопросы анкеты. 7 человек (28%) ответили не на все вопросы анкеты. 5 человек (20%) отказались от анкетирования. На вопрос: «Что такое бифилин?» 6 человек (30%) ответили, что это кисломолочный продукт и часто употребляют его, 10 чел. (50%) - ответили, что редко пьют бифилин и 4 человека (20%) ответили, что не знают такого продукта и не употребляют его в пищу.

Поэтому совместно с родителями было решено собрать информацию о пользе молока и бифилина, создать консультации в информационный уголок на тему «Рейтинг самых полезных для детей продуктов», «Режим питания дошкольников».

Для того чтобы пополнить развивающую среду в группе, было предложено совершить «семейный поход» в магазин отдела молочных продуктов и ознакомиться с ассортиментом. После посещения магазина было дано задание – принести из дома чистые пустые упаковки от молока и КМП для сюжетно-ролевой игры «Магазин молочных продуктов».

Вместе с дошкольниками мы начали подбирать дидактические игры и играть в них: «Чей домик», «Кто чей малыш?», «Любимые сказки». Данные пособия  в занимательной форме знакомят с домашними животными и особенностями их жизни. Внимание детей привлекли фигурки «коровы» и «теленка», с помощью которых можно воссоздать макет фермы.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

При составлении плана работы над проектом, мы с детьми решили пригласить музыкального руководителя, логопеда и медсестру ДОУ как полноценных участников нашего проекта, чтобы впоследствии вовлечь их в совместные беседы и развлечения.

Разрабатывая цикл игр, НОД, презентаций, развлечений к нашему проекту, мы старались поддерживать игровую мотивацию и опираться на заинтересованность каждого ребенка тематикой проекта. Для этого мы подготовили стихотворения и загадки, русские народные сказки - «Крошечка-Хаврошечка», «Крылатый мохнатый, да масленый», авторские сказки - «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «О лягушке, которая попала в молоко». Начали сбор видеотеки мультфильмов - «Молочный Нептун», «Цветное молоко», «Как старик корову продавал» «Трое из Простоквашино», «Кто пасется на лугу».

Деятельностный этап

Форма работы

Цель Задачи

Беседа по картине «Корова с теленком»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Знакомство детей с отличительными особенностями коровы и теленка

Рассказать о том, что корова большая, у нее есть туловище, крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, на голове глаза, рот и рога. Теленок меньше коровы, у него нет рогов. Корову кормят сеном, поят водой. Она дает молоко, его пьют дети и взрослые.

Презентация «Откуда молоко к нам в дом пришло?»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Закрепление знаний о том, что корова дает молоко.

Предложить воспитанникам проследить весь «путь молока» - от коровы до прилавка магазина, обратить внимание на КМП (снежок, кефир, бифилин,…) и молочные продукты (масло, творог, сметана),заинтересовать с помощью загадок.

Проведение НОД по ФЦКМ о пользе молока и молочных продуктов «Бабушкины гостинцы»

Развитие представлений о том, что молоко входит в состав многих продуктов; уточнение знаний о пользе молока и КМП.

Учить называть КМП (творог, йогурт, сметана, кефир, бифилин». Продолжать учить отвечать на вопросы. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность друг к другу.

Наблюдение за разнообразием продуктов/блюд.

Употребление в пищу молочных и немолочных продуктов/блюд из меню детского сада.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Рассказать о пищевой ценности каждого блюда детского сада.

Предложить в ходе режимного момента решить проблемную соревновательную ситуацию, созданную воспитателем.

Воспитывать культуру поведения за обеденными столами.

Эксперимент «Бифилинные усики»

Опытно-экспериментальная деятельность во время режимного момента (полдника)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности.

Вызвать у воспитанников желание экспериментировать с бифилином.

Приучать к правильному здоровому питанию.

Воспитывать здоровую привычку пить бифилин.

Эксперимент «Молочные пузырьки»

Опытно-экспериментальная деятельность во время режимного момента (полдника)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности.

Вызвать у воспитанников желание экспериментировать с молоком, используя трубочку для коктейля.

Учить делать выводы и умозаключения: воздух по трубочке попадает в молоко, поэтому получаются пузырьки. Чем сильнее мы дуем, тем больше пузырьков получается.

Чтение истории про бактерию Биффи

(ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Рассказать о пользе пробиотика бифилина, о его преимуществах перед другими кисломолочными продуктами.

Учить дослушивать историю до конца, прослеживать сюжетную линию.

Развивать словарный запас (Биффи, пробиотик, полезная бактерия)

Воспитывать желание сопереживать положительным персонажам.

Исследовательская деятельность в рабочих тетрадях тетрадях «Путешествие с Биффи в страну здоровья»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

Развитие познавательно-исследовательской активности ребят по темам «Полезные микробы» и «Полезные продукты»

Приобщить родителей в совместной деятельности со своим ребенком в рабочей тетради «Путешествие с Биффи в страну здоровья» определять полезные продукты и менее полезные.

Развивать словарный запас (микробы вредные и полезные, продукты вредные и полезные), учить запоминать свойства полезных продуктов и бактерий для организма человека.

Воспитывать аккуратность при раскрашивании, трудолюбие.

Игра малой подвижности  с использованием атрибутов «Полезные и вредные бактерии»

«Кто какой?»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

Развитие представлений дошкольников о вредности/полезности микробов и продуктов.

Упражнять в  умении определять вредный/полезный микроб.

Поддерживать игровую активность с помощью красочных атрибутов.

Воспитывать артистические способности дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

Формирование умения классифицировать предметы по общим признакам (молочный/немолочный).

Воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «покупатель», «продавец», «кассир».

Информация для родителей

(ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

Информирование родителей о принципах сбалансированного детского питания и пользе бифилина.

Ознакомление родителей с пирамидой  здорового питания, разработанную Гарвардской школой общественного здоровья под руководством американского диетолога Уолтера Виллетта. Привлечение родителей к пропаганде идей здорового питания и создания книги кулинарных рецептов группы «Семицветик»

Анализируя цикл занятий, посвящённый молоку и молочным продуктам, мы можем сказать, что наши воспитанники успешно участвовали в коммуникативной деятельности. Воспитателями были проведены рассказы, встречи, и презентации, в ходе которых каждый ребенок мог высказаться, получить самоощущение уверенности в своих возможностях. Вместе с детьми читали стихи, рассказы и сказки, в которых рассказывалось о молоке и коровах, о молочных продуктах и полезных бактериях. Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников.

Организуя наблюдения во время приемов пищи, мы обращали внимание дошкольников на повторяемость блюд в меню детского сада, разнообразие пищи, которую можно приготовить из молочных продуктов, говорили о пользе КМП. Так вместе с детьми мы заметили, что чай бывает трех видов: с молоком, с лимоном и просто чай с сахаром. Очень разнообразны компоты в нашем детском саду: компот из сухофруктов, компот из яблок, компот из чернослива ,компот из изюма, компот из кураги, компот из шиповника. Особое внимание мы уделили классификации блюд с добавлением молока и КМП:

  1. Молочная каша (манная, овсяная, пшенная, гречневая, кукурузная, …)
  2. Каша «Дружба»
  3. Молочная лапша
  4. Омлет
  5. Творожная запеканка
  6. Ватрушка
  7. Какао
  8. Кофейный напиток
  9. Чай с молоком

  1. Кефир
  2. Снежок
  3. Бифилин
  4. Хлеб с маслом
  5. Хлеб с сыром
  6. Гренка с сыром
  7. Блины
  8. Булочки
  9. Подливы ко вторым блюдам

Не все воспитанники полностью съедают все блюда, предложенные во время приемов пищи, это может обусловлено разными причинами, вкусовыми привычками, приобретенными в семье, избирательностью в еде, запретом на некоторые виды продуктов (аллергией). Но режим питания, предложенный в ДОУ, позволяет ознакомиться с большим разнообразием блюд для детского питания и привыкнуть к ним.

С наиболее распространенной проблемой мы столкнулись, когда увидели нежелание детей пить молоко и КМП. Так как группа детей среднего возраста, то они легко вовлекаются в игровую ситуацию, созданную воспитателем. Поэтому было решено просто хвалить детей, теперь за каждую выпитую кружку молока, кефира, съеденную творожную запеканку, молочную кашу, наша «Буренка» - лично «хвалит ребенка» и дает жетон – бутылочку молока

Всех нас удивил спонтанно возникший эксперимент «Бифилинные усики», ведь если не попробуешь этот КМП, то и усиков не получится. Тут возникло желание у многих померяться «усами». Вслед за этим исследованием, был проведен запланированный эксперимент «Молочные пузырьки». 

Далее была рассказана история про бактерию Биффи и даны задания в рабочих тетрадях «Путешествие с Биффи страну здоровья». Получив представления о вредности и полезности некоторых продуктов и бактерий/микробов, дошкольники смогли поупражняться в умении определять полезность продукта, а также поучаствовать в театрализованной игре малой подвижности «Кто какой».

Дети очень любят играть – в «магазин». Им нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Магазин молочных продуктов» помогла помочь в активном взаимодействии со сверстниками, продемонстрировала умение детей выбирать роль и осуществлять ролевой диалог между продавцом и покупателем, научила дифференцировать молочные продукты.

Родителям было предложено изучить приципы сбалансированного детского питания и пользе бифилина, а также ознакомиться с пирамидой  здорового питания, разработанную Гарвардской школой общественного здоровья под руководством американского диетолога Уолтера Виллетта.

Заключительный этап. Транслирование результатов проекта

Музыкально-театрализованное развлечение

« В гости к Биффи»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Польза молока и КМП»

Выставка

Книги рецептов вкусной и здоровой пищи группы «Семицветик»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 16)

Приобщение воспитанников средней группы к совместному с родителями приготовлению блюд молочной и немолочной кухни.

Дошкольники проявят интерес к приготовлению блюд, узнают о пользе других продуктов питания.

Итогом нашей проектной деятельности стало проведение музыкально-театрализованного развлечения «В гости к Биффи». Воспитанники встретились с бабушкой Марусей, которая загадала им видео песенку-загадку «Кто пасется на лугу?» и представила свою Буренку, рассказала о том, что она дает ей молоко. В ходе игровой эстафеты дошкольники выбирали полезные пищу для коровы, сено, овощи, фрукты, воду. Под песенку «Везет машина молоко…», развозили молоко в магазин. Потом было предложено назвать продукты, которые производят из молока. Дети назвали: кефир, снежок, сметана, масло, сгущенка, мороженое и бифилин.

Сюрпризным моментом стало появление  Биффи – живая кисломолочная бактерия, которая сама рассказала о своей пользе. В конце развлечения воспитанники были вовлечены в веселую музыкальную зарядку, предложенную Биффи.

Родители презентовали для группы «Книгу рецептов вкусной и здоровой пищи», которую изготовили совместно со своими детьми.

Чтобы быть здоровым, умным и красивым,

Нужно кушать много разных витаминов.

Этих витаминов много есть повсюду –

Очень много в фруктах и других продуктах.

Любят ребятишки яблоки и груши,

Но и свёклу тоже надо чаще кушать.

Да, полезны, дети, творог и сметана.

А для мозгов и силы - рыба и бананы.

Чтобы быть здоровым, умным и красивым,

Навсегда запомни:

Кушай витамины!

Результаты проекта

Педагоги ДОУ подготовили предметно-пространственную развивающую среду (наглядно-дидактический материал, игрушки, мультфильмы, презентации, конспекты НОД и развлечений) и ввели дошкольников в тему проекта, доступную для их понимания, создали атмосферу сотворчества и смогли поддержать игровую мотивацию на протяжении всего проекта.

Проанализировав и обобщив результаты, полученные в процессе игровой, коммуникативной и исследовательской деятельности, совместно с детьми мы выяснили, что молоко - основа пищевого рациона ребёнка. С молоком организм получает все необходимые питательные вещества, для нормального роста и развития. Большая часть воспитанников стала употреблять в пищу молоко и КМП

Пополнили запас знаний детей и родителей о КМП и бифилине. Узнали, что бифилин - это кисломолочный  продукт, который содержит в своем составе полезные бифидобактерии. Живые бактерии стимулируют и повышают иммунитет, помогают расщеплять белки и углеводы, защищают печень и кишечник, нормализуют естественную микрофлору слизистых, что способствует укреплению иммунитета и улучшению общего самочувствия.

Родители были проинформированы о принципах сбалансированного детского рациона, начали внимательнее относиться к выбору блюд для детского питания, Поняли, что детский возраст – это период для закладывания правильных и здоровых привычек. На совместном опыте научились производить блюда вкусной и здоровой пищи. Процесс и результат проекта принёс детям, педагогам и родителям радость от сотрудничества.

Благодарим за помощь в создании проекта:

Родителей группы «Семицветик»,

Логопеда ДОУ - Романову Юлию Валерьевну,

Методиста ДОУ - Субботину Татьяну Сергеевну,

Музыкального руководителя ДОУ - Сенникову Алену Валерьевну,

Координатора конкурса - Герасимова Константина Евгеньевича.

Источники информации:

  1. Питание и здоровье: образовательный проект для дошкольников/ К.Е. Герасимов, А.И. Калмыкова, С.М. Обремок, Т.Ю. Федорова. – Новосибирск: ГЦРО; «Био-Веста», 2020 -56 с.
  2. Путешествие с Биффи в страну здоровья. Рабочая тетрадь для дошкольников.
  3. Сказка о Биффи, принцессе Микрофлоре и принце Биовестине. Рекламная брошюра.
  4. Природа. Человек. Здоровье: Занимательное природоведение. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1995. – 85 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Польза кисломолочных продуктов для детей.

Кисломолочные продукты – важная часть рациона любого малыша. Но с чем они лучше всего сочетаются? Можно ли покупать творожки и йогурты со «сладкими» добавками? Охотиться ли мамам за кефиром с «полезны...

Кисломолочные продукты Татарии

Презентация "Кисломолочные продукты Татарии"...

Проект "Кисломолочный продукт -Биовестин"

Актуальность и значимость проектаО том, что ребенок, впервые попавший в детский сад, начинает часто болеть, знают практически все. Детский коллектив, чужая микрофлора, психологический стресс от расста...

Консультация "Кисломолочные продукты"

Правильное питание в равной степени важно как для взрослых, так и для детей. При этом, любой взрослый человек, в отличие от ребенка, может выйти за рамки дозволенного без существенного вреда для орган...

Инженерная книга «Производство молока и молочных продуктов» к проекту «Откуда берется молоко?»

ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку. Психолого- педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию дошкольного образования, - поддержка инициативы и самостоятельности дет...

Тематический проект «Здоровое питание» Кисломолочные продукты, как основа здорового образа жизни дошкольника

Знаменитый на весь мир. Вкусный, кисленький …….. Кефир.Слово «кефир» – турецкогопроисхождения: «кеф» впереводе с турецкого означает «здоровь...