Дыхательные гимнастика
картотека

Голикова Юлия Владимировна

Дыхательные гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya.doc55 КБ
Файл dyhatelnye_uprazhneniya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

Послушаем свое дыхание

Цель. Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние своего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель. Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько может. Затем плавный выдох через нос.

Повторить 5 – 10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель. Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через левую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3 – 4.  То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Воздушный шар

(дышим животом, нижнее дыхание)

Цель. Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  2. Медленный, плавный вдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке

(среднее, реберное дыхание)

Цель. Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И. п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

  1. Медленно выполнить вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх

(верхнее дыхание)

Цель. Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, осуществляя вентиляцию верхних отделов легких.

И. п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать  внимание на них и плечах. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 6-10 раз.

Ветер

(очистительное, полное дыхание)

Цель. Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких всех отделов.

И. п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
  2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Радуга, обними меня

(очистительное, полное дыхание)

Цель. Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких всех отделов.

И. п. – стоя или в движении. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
  3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза. Повторить 3-5 раз упражнение «дышим тихо, спокойно и плавно».

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
  2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть в себя воздух, заполнив им легкие до отказа.
  3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
  4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Ушки  

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри  

  1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  2. Поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
  3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 4-5 раз.

Язык «трубкой»  

  1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
  2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
  3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 секунд.
  4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.



Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения

  • «Аист». И.п.: о.с. 1 – поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, вывести вперед – вдох; 2 – на выдохе сделать шаг, опустить ногу и руки, произнести на выдохе «ш-ш-ш».
  • «Березка». И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки – вдох; 2 – и.п., руки вперед вниз – выдох.
  • «Воздушные шары». И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх, хлопок в ладоши – вдох через нос; 2 – руки через стороны вниз, произнести на выдохе «ш-ш-ш».
  • «Ворона». И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх – вдох через нос; 2 – присесть, опустить руки на голову, произнести на выдохе «кар-кар-кар».
  • «Вот сосна высокая». И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон туловища вправо – вдох через нос; 2 – наклон туловища влево − выдох через рот.
  • «Вырасту большой». И.п.: о.с. 1 – подняться на носки, подтянуть руки вверх – вдох; 2 – опуститься на стопу, выдох «ух-х-х».
  • «Выше солнышка». И.п.: о.с. 1 – подняться на носки, руки вперед-вверх – вдох через нос; 2 – и.п. – выдох через рот.
  • «Выше-высоко». И.п.: о.с. 1 – подняться на носки, руки вперед-вверх – вдох через нос; 2 – и.п. – выдох через рот.
  • «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени. 1 – медленно выпрямиться, развести руки в стороны – вдох; 2 – немного отвести голову назад – выдох.
  • «Гуси». И.п.: о.с. 1 – наклон вперед, голову приподнять – вдох; 2 – произнести на выдохе «ш-ш-ш».
  • «Гуси-лебеди». Ходьба, имитируя полет. 1 – руки-крылья поднять – вдох; 2 – руки опустить – выдох «г-у-у-у».
  • «Дровосек». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу сцеплены в замок. 1 – поднять сцепленные руки вверх – глубокий вдох; 2 – наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук – выдох «ух!».
  • «Дышим животиком». Руки на животе – вдох и выдох носом, поднимая живот.
  • «Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. 1 – согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди – вдох; 2 – резко выпрямить ноги – выдох «ф-ф-ф».
  • «Елочка». И.п.: ноги врозь, руки вниз, кисти рук в стороны. 1 – вдох; 2 – наклон туловища вправо – выдох; 3 – вдох; 4 –и.п. – выдох.
  • «Желуди». И.п.: о.с., руки за голову. 1 – подняться на носочки – вдох; 2 – присесть – выдох; 3 – и.п.
  • «Журавль». И.п.: о.с. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны – вдох; 2 – опустить ногу, произнести на выдохе «ур-р-р»; 3-4 – то же левой ногой.
  • «Заводные машинки». И.п.: о.с. 1 – руки полочкой перед собой – вдох; 2 – выполнять вращательные движения руками относительно друг друга − выдох «р-р-р».
  • «Здравствуй, солнышко!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 –руку медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в сторону – вдох; 2 – медленно вернуться в и.п. – выдох.
  • «Каланча». И.п.: о.с. 1 – руки в стороны – вдох; 2 – опустить руки – выдох «с-с-с».
  • «Каша кипит». И.п.: о.с., одна рука на груди, другая на животе. 1 – втянуть живот – вдох; 2 – выпятить живот – выдох «ф-ф-ф».
  • «Косьба». Имитировать движения косаря, на выдохе произносить «кух-кух».
  • «Лотос». И.п.: сидя, скрестив ноги, плечи слегка назад, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие сомкнуты колечками. 1 – вдох диафрагмой, плечи не поднимать; 2 – медленный выдох ртом.
  • «Луговые цветы». Ходьба по площадке, руки на пояс. 1 – повернуть голову в сторону – короткий вдох через нос; 2 – и.п. – выдох.
  • «Лыжник». И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед, присев, ноги на ширине плеч, правая рука вперед, левая далеко сзади. 1 – вдохнуть; 2 – плавно присесть, правую руку вниз, назад к бедру, левая вперед – мощный выдох; 3-4 – то же другой рукой.
  • «Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 – наклон вправо – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же влево.
  • «Мельница». И.п.: о.с. 1 – поставить руки полочкой между собой – вдох; 2 – выполнять вращательные движения руками относительно друг друга − выдох «жр-р-р».
  • «На носочек». И.п.: о.с. 1 – отставить правую ногу вперед на носок – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же левой ногой.
  • «Насос». И.п.: о.с. 1 – резко наклониться, скользя правой рукой по правой ноге вниз – выдох «с-с-с»; 2 – медленно подтянуть правую руку вверх – вдох.
  • «Обними плечи». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, на уровне плеч кистями друг к другу. 1 – бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи – короткий шумный вдох; 2 – и.п. – выдох.
  • «Одуванчик». И.п.: сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях, приподняты вверх. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Затем произнести «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» – подуть на кисти рук.
  • «Орех». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох; 2 – сесть с прямыми ногами, руки к носкам – выдох; 3 – то же влево.
  • «Паровоз». Ходьба по площадке, имитируя движение поезда, произносить «чух-чух-чух».
  • «Партизаны». Ходьба, высоко поднимая колени. 1-2 – вдох, 4-6 шагов – выдох «ти-ш-е-е».
  • «Петушок». И.п.: о.с. 1 – подняться на носочки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад – вдох; 2 – хлопать по бедрам – выдох «ку-ка-ре-ку».
  • «Плечики». И.п.: о.с. 1 – слегка наклонить голову вправо – два коротких вдоха («ушко с плечиком здороваются»); 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же влево.
  • «По порядку». И.п.: о.с. 1 – правую руку вперед – вдох; 2 – левую руку вперед – выдох; 3 – правую руку вверх – вдох; 4 – левую руку вверх – выдох; 5-8 – обратные движения в том же порядке.
  • «Повороты головой». Ходьба по площадке, руки на пояс. 1 – повернуть голову в правую сторону – короткий вдох через нос; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же влево.
  • «Погончики». И.п.: о.с., сжатые кулаки прижаты к поясу. 1 – с силой толкнуть кулаки к полу, пальцы разжать, руки вытянуть в струну – короткий шумный вдох; 2 – и.п. – выдох.
  • «Подуем на плечо». И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – повернуть голову вправо – вдох; 2 – подуть на правое плечо – выдох; 3-4 – то же влево.
  • «Подышим». И.п.: ноги на ширине стопы, руки с палкой внизу. 1 – поднять палку вверх, посмотреть на нее – вдох через нос; 2 – и.п. – выдох через рот.
  • «Регулировщик». И.п.: ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая в сторону. 1 – поменять положение рук резким движением рук – вдох; 2 – и.п. – выдох.
  • «Руки в стороны». И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – прогнуться вперед – вдох; 2 – и.п. – выдох.
  • «Свеча». И.п.: о.с., руки сцеплены в замок, большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). 1 – вдох; 2 – подуть на большие пальцы – выдох «фу-фу».
  • «Сердитый ежик». И.п.: о.с. 1 – наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь – вдох; 2 – опустить голову – выдох «п-ф-ф-ф-р-р».
  • «Снежинки». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, ладошками вверх. Выполнить вдох через нос и подуть на снежинки – «фу-фу-фу» – выдох.
  • «Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. 1-2 – вдох, 4-6 шагов – выдох «ти-ш-е-е».
  • «Трубач». Играть на воображаемой трубе, нажимать пальцами на клавиши, произносить «ту-ту-ту».
  • «Ушки». И.п.: о.с. 1 – слегка наклонить голову вправо – короткий вдох; 2 – и.п. – пассивный выдох; 3-4 – то же влево.
  • «Цветок распускается». И.п.: о.с., руки на затылке, локти сведены («бутон»). 1 – медленно подниматься на носки, потянуть руки в стороны-вверх – вдох («цветок распускается»); 2 – и.п. – выдох.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...