Картотека подвижных игр «Игры нашего детства»
картотека (подготовительная группа)

"Игра — это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире". В.А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nashego_detstva.docx361.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр

«Игры нашего детства»

Дворовые игры нашего детства | Бебинка

    «КАРТОШКА»        

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается, Любой игрок по желанию может выручить "провинившегося". Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. "Освобожденный" (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все "наказанные" возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

«КЛАССИЧЕСКИЕ КЛАССИКИ» - вариантов множество!

Но в основном играли так: расчерчивали игровое поле из 10 клеток размером 30x30 и нумеровали от 1 до 5, второй столбик - от 6 до 10. Главное в "классиках" - хорошая бита. Ее делали из коробочек от леденцов или обувного крема. Иногда биту заменял камешек. Играющий бросал биту "в первый класс" - клеточку с цифрой 1. Его задача заключалась в том, чтобы, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классикам и выбить с игрового поля. Если все проходило успешно, то он переходил в следующий класс. Выигрывал тот, кто проходил первым все классы.

«КРАСКИ»

Одна из любимых игр нашего детства. Один из игроков был "покупателем", другой - "продавцом", все остальные — "краски". Каждая "краска" загадывала себе свой цвет и сообщала его "продавцу". "Краски и продавец" садились на скамью и тут же приходил покупатель: "Тук-тук!" "Кто там?", — спрашивал продавец. "Я, покупатель"., "Зачем пришел?" "За краской", "За какой?". Назывался определенный цвет краски; если ее не было, "продавец" отвечал: 'Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!" "Покупатель" делал круг на одной ножке и возвращался за новой краской. Если же краска присутствовала, "продавец" говорил: "Есть такая. Плати сто рублей". "Покупатель" "расплачивался" - хлопая нужное количество раз по ладошке, "краска" вскакивала и убегала. "Покупатель" старался поймать краску, если получилось — "краска" становилась "покупателем".

«ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»        

На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - "старт" и "финиш".

На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он произносит фразу: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!". За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, "водящий" быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.

«ВЫШИБАЛЫ»

Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходил из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ»        

Захватывающая игра, которая была настоящим Приключением, азартной погоней. Участники делились на две команды. Одна команда "разбойники" убегала, оставляя стрелки по пути следования. Другая старалась их найти и догнать.

     «СЕКРЕТИКИ»

Это коробочки, которые закапывались во дворе. В них складывались обертки от конфет, цветы, ягоды рябины и прочая дребедень, а потом все торжественно закрывалось осколком стекла и засыпалось землей. Главным было запомнить Место "клада", чтобы через некоторое время выкопать его. "Секретики" доверялись tсамым близким людям.

«КОЛЕЧКО»

Играли, сидя на скамеечке. Все складывали ладошки лодочкой; а ведущий, у которого в ладонях лежал мелкий предмет (колечко, камешек), проводя своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывал кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорил: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Игрок с "колечком" должен был быстро встать, а другие участники — его, удержать. Удалось - 6н становился ведущим.

«ЗОЛУШКА»

Все игроки усаживались на скамейке и снимали по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивался; ему показывали обувь и спрашивали: "Кому?" Он называл имя игрока, который получал эту туфельку. Так продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась обувь. Все игроки в конце игры веселились в Новой туфельке.

«ЯЗНАЮ...»

Игра развивает не только ловкость, но и эрудицию, память. Игрок отбивает мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: "Я знаю пять имен девочек: Маша — раз, Ира — два, Люда — три...” Затем назывались имена мальчиков, животные, птицы, цветы, деревья, города, реки... ‘Если кто-то. сбился или уронил мяч, то ход переходил к следующему игроку. Побеждал первый справившийся с заданием.

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что-то съедобное, Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.

«ПЕРЕДА ЧА МЯЧА ПО КРУГУ»

Все встают в круг и начинают перебрасывать мяч по кругу. Темп нарастает. Если игрок роняет мяч, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

«ДОГОНЯЛКИ С МЯЧОМ»

Все игроки стоят по кругу. У двоих игроков, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По сигналу начинается передача мяча в одном направлении, при этом надо стараться, чтобы один мяч догнал другой. Игрок с двумя мячами в руках получает штрафное очко. Для него можно придумать смешное задание.

«ШТАНДЕР – СТОП»

Все игроки стоят посередине ровной площадки. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет чье-то имя. Все разбегаются. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, и взяв его в руки, кричит: "Штандер-стоп”. Все замирают на месте. Если он попадает мячом в кого-либо из игроков, то тот игрок становится водящим. Если промахивается, водящим остается он. \

«ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ»

Чуть измените правила и играйте с малышом. Мяч нужно не отбивать, а ловить. Кто не поймает — садится в центр круга. Его можно "выручить" — попасть по нему мячом.

«ВЕСЕЛЫЕ ЭСТАФЕТЫ»

Разбившись на две команды и обозначив старт и финиш, можно посоревноваться в беге: как "лошадка" 1- высоко поднимая колени, вразвалочку, как пингвин. Пробежать можно пятясь, боком, на четвереньках; попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскакать дистанцию верхом на "лошадке"-палке. Походить, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Пройтись на руках, ноги ребенка держит взрослый. Можно преодолеть полосу препятствий (пройтись по поваленному дереву, перепрыгнуть через пенек, ручеек...). Пройтись, не уронив шишку, лежащую на голове. Пройтись по нарисованной на Земле извилистой дорожке. Пройтись навстречу друг другу по поваленному дереву, не столкнув игрока...

«ЧУР, У ДЕРЕВА» — игра на лесной полянке.

Перед началом игры считалочкой выбирается водящий. Он становится в(центре полянки. Все остальные игроки занимают место у деревьев. По сигналу игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерево без игрока. Чье место занято, тот и становится водящим.

«ПЛАТОЧЕК»

Все игроки садятся на корточки по кругу. Водящий бегает по внешнему кругу с платком в руке и незаметно кидает его на спину любому игроку. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил, он хватает платок и бежит вдогонку за водящим. Удалось осалить - водящий остается прежний. Не догнал — сам становится водящим.

«БАБУШКА, НИТКИ ЗАПУТАЛИСЬ!»

Выбирается "бабушка". Она отворачивается, а все игроки, держась за руки, "запутываются". Здесь можно переступать через руки друг друга, запутываться, но главное условие: руки не отпускать. Когда все готовы, зовут бабушку: "Бабушка, бабушка, нитки запутались!" Бабушка должна все распутать, чтобы получился опять круг. Руки опускать нельзя.        

«СТОП, КАЛИКАЛО!»

Игра увеличивает словарный запас и заставляет шевелить мозгами, что летом тоже полезно.

Правила игры: играть могут от трех человек. Но чем больше, тем лучше. Обычно играли у подъезда. Ведущий стоял на ступеньках. Игроки располагались на лавочках. Ведущий загадывал понятие и объявлял, к примеру: «Это название горы. Первая буква Ф!»

Игрокам нужно угадать, что именно загадано. Ведущий может давать подсказки. Но не больше трех.

Когда прозвучит правильный ответ: «Фудзияма!» - ведущий срывается и бежит. А угадавший должен занять его позицию на ступеньках, встать спиной и крикнуть: «Стоп, каликало, раз, два, три. Точка!»

На слове «Точка!» убегающий останавливается. А угадавший слово, не оборачиваясь и не подглядывая, должен угадать расстояние до него. Не просто шагов! Расстояние может быть таким: скажем, пять карликов (маленькие шажочки, ступня к ступне), один гигант (максимально широкий шаг) и три верблюда (то есть плевка). И проделать указанный путь. Если сумел дотянуться рукой до сбежавшего, угадавший сам становится ведущим. Нет, ведущий остается прежним.

«12 ПАЛОЧЕК»

Это более хитрый и интересный вариант пряток. Развивает внимательность, скорость и реакцию.

Правила игры: нужна обычная доска. Ее кладут на возвышение или камень, чтобы получилась катапульта. На одну сторону укладываем 12 палочек. Выбираем ведущего. Один из игроков со всей силы ударяет по противоположному концу катапульты. Палочки разлетаются.

Пока ведущий собирает палочки на место и складывает их обратно на катапульту, все прячутся. При поиске игроков ведущий старается держать в поле зрения палочки. Дело в том, что игроки могут выскочить из своего убежища и снова разбросать их. Тогда все начнется сначала!

Игра заканчивается, когда все игроки найдены и палочки остались на месте. Последний, кого нашли, становится ведущим.

 

 «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Развивает фантазию, гибкость, артистизм.

У игры два варианта.

Правила игры: ведущий произносит присказку:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три!

Морская фигура, замри».

Игроки застывают в позах, связанных с морем (а можно и не с морем, тематику надо оговаривать). Ведущий оживляет по одному игроку, и тот показывает сценку, связанную с загаданным героем. Например, чайку, корабль, рыбу или осьминога. Тот, кто составил самую неудачную фигуру, становится ведущим.

В другом варианте ведущий просто выбирает самую удачную «окаменелость» (можно загадывать конкретную фигуру. Например, «морская фигура звезды, замри», и тот, кто ее лучше запечатлел, занимает место водящего.

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Чем больше народа, тем лучше.

Правила игры: игроки усаживались рядом друг с другом. Ведущий придумывает слово и сообщает его шепотом на ухо первому участнику игры. Тот передает его по цепочке на ухо следующему. Говорить надо тихо. Последний игрок называет громко то, что дошло до него в итоге.

Если загаданное слово по пути изменяется - выясняем, кто первым исковеркал. Виновник пересаживается в хвост очереди. Если же слово доходит в первоначальном виде, ведущий сам садится в хвост, а первый игрок занимает его место.

«ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?»

Игра для двоих. Развивает фантазию, расширяет словарный запас, учит нестандартно мыслить.

Правила игры: ведущий говорит считалочку: «Да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить. Вы поедете на бал?»

Дальше ведущий задает игроку уточняющие вопросы, пытаясь его запутать: «В чем поедете?», «На чем?», «Какого цвета будет наряд?», «Принц будет в белой рубашке?» и т. д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слов «да», «нет», «черный», «белый».

Как только игрок оговорился - он становится ведущим.

«ЛЯГУШКИ»

Можно играть одному, вдвоем или втроем. Игра развивает ловкость, силу и прыгучесть. Нужен мяч.

Правила игры: кидаем мяч в стену и, когда он отскакивает, перепрыгиваем через него. И так каждый игрок. В первый раз перепрыгнуть получается у всех. Но чем выше бросаем мяч в стену, тем круче его отскок и соответственно сложнее перепрыгнуть. Кто не перепрыгнет - в наказание получает одну букву из слова «Л-Я-Г-У-Ш-К-А». Проигравшим становится тот игрок, который раньше всех соберет полное слово.

«ХАЛИ- ХАЛО»

Правила игры: для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву «К» и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.

 Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.

 Виды шагов в игре хали-хало:

 • Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.

 • Нормальные - обычный детский шаг.

 • Лилипутские - очень маленькие шажочки.

 • Лягушачьи - в прыжках на корточках.

 • Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.

 • Кирпичи - шаг пятку к носку.

 • Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).

 Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

«ПРЯТКИ»

Правила игры: один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории.

 Ну и коронная фраза воды: раз два три четыре пять я иду искать.

«ЖМУРКИ»

Правила игры: играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).

 Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).

«ЛАПТА»

Правила игры: я знаю два варианта игры. Один упрощённый (детский), другой взрослый. В детстве, на даче, мы конечно играли в простой:

 На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.

 Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

 Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

 Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

«КВАДРАТ»

Правила игры: для этой игры нужна компания из четырех человек и мяч. Для начала нужно создать игровое поле. На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью жребия (считалки). Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его четверти. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.

«ФАНТЫ»

Правила игры: старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Расскажу про ту, в которую играли мы. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание. Это обстоятельство несколько ограничивает садистские замашки.

 «САЛКИ»

Правила игры: по жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

 Колдунчики

 (эта игра — разновидность салок)

 Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

«КИСЬ-БРЫСЬ-МЯУ»

Правила игры: для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок - спиной).

 Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает "кис?".

 Если игрок говорит "брысь", то тот продолжает выбирать.

 Если игрок говорит "мяу", то у этого игрока спрашивают "какой цвет?".

 Игрок называл цвет и выполнял задание , которое соответствовало выбранному цвету.

 Значения цветов были такими:

 Белый - означал "пять минут наедине". Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел.

 Зеленый - три вопроса на "да". Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только "да". Причем вопросы задавались каверзные, типа "Ты его любишь"? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов :)

 Красный - означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко.

 Розовый - поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто.

 Желтый - три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы "с подковырками" и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне.

 Оранжевый - пройтись под ручку определённый маршрут.

 Синий - поцелуй ручки.

 Фиолетовый - три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.

 «РЕЗИНОЧКИ»

Правила игры: главный атрибут этой игры— бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки

 «НОЖИЧКИ»

Правила игры: игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку

 

«Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ»

Правила игры: игра считалась девчачьей, но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

 На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

«ДОЧКИ - МАТЕРИ»

Правила игры: игра считалась девчачьей, но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

 На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

«БАБКА ЁЖКА»

 В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

 Бабка Ежка Костяная Ножка

 С печки упала, Ногу сломала,

 А потом и говорит:

 - У меня нога болит.

 Пошла она на улицу

 Раздавила курицу.

 Пошла на базар

 Раздавила самовар.

 Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»

Детский сад № 2573                Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»...

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Картотека: "Любимые дворовые игры нашего детства"

Картотека: "Любимые дворовые игры нашего детства"...

Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"

Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Зан...

Картотека "Игры нашего детства"

Картотека предназначена для родителей и педагогов. В ней собраны дворовые игры....

Играем с детьми в игры нашего детства

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взгл...