Конспект ООД в старшей группе по ЗОЖ
план-конспект занятия (старшая группа)

Блях Ольга Николаевна

Тема: «Микробы и вирусы вокруг нас»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_po_zozh.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ САДОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию основ ЗОЖ

 для детей старшей группы


Старший воспитатель: Блях О. Н. (I КК)

2021 г.

Тема: «Микробы и вирусы вокруг нас»

   Интеграция образовательных областей:  

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

   Цель: 

Создание у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни, понимания важности заботы о собственном здоровье.

   Задачи:

учить устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные умозаключения

• развивать познавательный интерес, мыслительную и речевую активность

 воспитывать основы здорового образа жизни и желание следовать им.

   Материалы и оборудование: 

письмо-конверт с картинками, на которых изображены разные виды микробов от доктора Пилюлькина, ноутбук, аудиозапись голоса доктора, электронная презентация «Микробы и вирусы вокруг нас», картинки для составления правил здорового образа жизни.

Для проведения экспериментов - микроскоп, пипетка, стекла, косметические тени, пульверизатор. Для каждого ребенка зеркало и предметы гигиены (мыло, полотенце, медицинская маска).

Ход ООД:

1. Организационный момент

   Воспитатель: Доброе утро! Ребята, подойдите, пожалуйста, все ко мне!

Как приятно видеть вас бодрыми и веселыми! Очень хочется, чтобы такое настроение было у вас весь день! И это конечно получится, если мы будем чаще улыбаться и помогать друг другу!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Ты мой друг и я твой друг,

Скажем: «Здравствуй!» -

Всем вокруг.

(дети подходят к воспитателю, встают в круг)

(подают руки друг другу)

(говорят все вместе)

2. Беседа с детьми.

- Ребята, а как вы думаете, что означает слово «Здравствуй»? (выслушать ответы детей)

- Здороваясь, один человек желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку. А вы, все здоровы?  (ответы детей)

- А как вы об этом узнали?  (выслушать ответы детей)

- Опишите здорового человека. Какой он? (ответы детей)

- Когда мы здоровы, нам хочется играть, учиться, у нас хорошее настроение. Наш старый добрый знакомый доктор Пилюлькин прислал вам письмо. Давайте посмотрим, что же в нем. (воспитатель открывает конверт, показывает детям увеличенное изображение микробов) Какие-то картинки…

- Как вы думаете, что это или кто это? (предположения детей)

- Здесь что-то написано… (читает)

«Здравствуйте, мои юные друзья! Я не просто так прислал вам картинки. На них изображены маленькие злодеи. Попробуйте отгадать загадку и узнаете, кто это:

«Ужасно вредное животное:

Коварное и, главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет в человеке и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот» (выслушать предположения детей)

- Ребята, это маленькое, невидимое живое существо – микроб. А что происходит с человеком, если в его организм попали микробы? (ответы)

- Вот расскажите мне, по каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел? (ответы)

- Как чувствует себя заболевший человек? Вспомните, что чувствовали вы, когда болели? (ответы)

- Когда человек болен, ему ничего не хочется делать, у него плохое настроение, дети иногда плачут без причины, капризничают. Много неудобств и волнений доставляют нам микробы и вирусы, вызывающие разные болезни. Вот о них доктор Пилюлькин хочет рассказать вам сегодня много интересного. Эта информация будет полезной для вас, так что смотрите и слушайте внимательно.

  3. Просмотр презентации.

  Воспитатель предлагает детям удобно расположиться и посмотреть презентацию «Микробы и вирусы вокруг нас».  Показ слайдов сопровождается вопросами педагога к детям и рассказом доктора Пилюлькина (голос в записи).

«Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей».

- Люди давно знали о существовании разных болезней и иногда заболевали, заражаясь друг от друга. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать, в чём её причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от неё защититься. Так происходило до тех пор, пока учёные не изобрели микроскоп. И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека. Микробы очень маленькие живые существа. За их ничтожную величину ученые и назвали их микробами от греческого слова «микрос», т.е. «маленький». Микроскоп позволил рассматривать микробов поштучно, каждого в отдельности. Разглядев разные виды микробов, ученые выяснили, что они разнообразны по форме, свойствам, образу жизни и по своему влиянию на человека и окружающую среду. (Рассматривание слайдов с изображением микроскопа и разных видов микробов).
- Вот это и есть возбудители разных болезней – микробы, которые живут повсюду. Как вы думаете, где они могут жить?  (ответы детей).

- Микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Их можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много микробов на грязной коже.

- А как вы думаете, как микробы попадают к нам в организм? (ответы) 

росмотр слайдов с изображением немытых овощей, ребенок сосущий палец,  мальчик поранивший палец, девочка с грязными руками, и т.д.)

- Стоит только коварным существам попасть в организм человека вместе с едой, грязной водой или воздухом, они тут же начинают «вредничать» - заражать нас, выделять в организме человека яд и человеку становится плохо. У микробов есть одно интересное свойство. Они быстро размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов. Особенно быстро микробы размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Мы с вами идеальный дом для разных микробов. Но внутри человека живут ещё и полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами и вирусами, у них как бы происходит внутри нас война. Если побеждают полезные бактерии, то мы выздоравливаем быстро, а если побеждают вредные микробы и вирусы, то мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.

-  Кто знает, какие болезни могут вызвать микробы? (ответы)

- Микробы могут вызвать очень опасные заболевания – туберкулез, сибирскую язву, ангину, чуму, воспаление легких, заражение крови, ковид – новое заболевание о котором сейчас очень много говорят. Что же делает человек, если чувствует, что все же заболел? (ответы)

- Человек объявляет войну микробам, вирусам и при помощи врачей начинает лечиться. Чем раньше человек начинает лечиться, тем быстрее выздоравливает. А чтобы врач назначил правильно лечение, необходимо грамотно суметь объяснить, что, где и как у вас болит. Тогда врач сумеет поставить правильно диагноз и назначить нужные лекарства.

4. Игра – пантомима «Угадай что болит?»

   Воспитатель, с помощью пантомимы, показывает, что у него что-то болит. Дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот, воспитатель называет причину -  дети показывают, что при этом может болеть.

Воспитатель:

- болит голова

-вы съели много сладостей

-болит палец

- грязные руки, немытые фрукты

- болит ухо

- вы пили холодное молоко

Дети:

- шумно, душно

- болят зубы

- порезались, упали

- болит живот

- продуло, гулял без шапки

- болит горло

5. Динамическая пауза

   Воспитатель:

- Что-то мы с вами засиделись, давайте-ка немного разомнемся и поиграем   в игру «Микробы» (Муз/игра  по принципу игры «Ловишки») 

6. Дыхательная гимнастика
Воспитатель:

- А теперь остановились, выполним упражнения на дыхание.

Правую руку на грудь, левую на живот: делаем глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох. (Упражнение выполняется 3 раза)

- Ребята, я знаю, что вы очень любите экспериментировать. Давайте заглянем в лабораторию доктора Пилюлькина и посмотрим, что он нам приготовил.

7. Практическая экспериментальная деятельность детей.

Опыт 1 «Микробы в воде».

Цель: помочь детям увидеть микробы с помощью микроскопа.

Ход эксперимента: 

- Хотите увидеть, как выглядят микробы? Давайте рассмотрим их в капельке воды.

   Капельку талой снеговой воды, с помощью пипетки, поместить на стёклышко под микроскоп. Рассмотреть, обсудить с детьми.

Опыт 2 «Передай микроб».

Цель: показать детям, как микробы передаются от человека к человеку.

Ход эксперимента: 

   Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками и здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка.

- Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей)

- Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот! Вот так передаются невидимые глазу микробы.  И передаются они не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами. 

Опыт 3 «Мыло - враг микробов».

Цель: наглядно показать, как мыло справляется с микробами.

Ход эксперимента: 

- Ребята, как вы думаете, чего больше всего боятся микробы? 

Предложить детям вымыть руки с мылом и проверить, остались ли блестки на ладонях (дети моют руки с мылом).

- Посмотрите, остались блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей).

- У кого остались, скажите, их меньше стало или нет?

(Тем детям, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).

Опыт 4 «Чих».

Цель: помочь детям наглядно увидеть, как распространяются микробы.

Ход эксперимента: 

- Давайте проведем следующий эксперимент и посмотрим, как еще распространяются микробы. Вот у меня в руке обычный пульверизатор, в который я налила кипяченой воды. Как вы думаете, могут ли микробы жить в кипяченой воде?  (ответы детей).

- В кипяченой воде микробов нет, они погибают, когда вода нагревается.

Представьте себе, что этот пульверизатор — это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А если нет? Давайте проверим — выставьте все ладошки перед собой, а я нажму на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? (ответы)

- Верно, вот тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот носовым платком или ладонью. Но от вредных микробов можно защититься. Как вы думаете это можно сделать? (ответы)

- Для этого проведем следующий опыт.

Опыт 5 «Опыт с зеркалом».

Цель: наглядно показать, как распространяются микробы, и каким способом человек может  защищаться от них.

Ход эксперимента: 

   Взять зеркало и подышать на него – оно «запотело», сделать вывод о распространении микробов. Тогда предложить одеть медицинскую маску и еще раз подышать на зеркало - оно осталось чистым. Вывод -  маска защищает от микробов, поэтому ее нужно носить в местах большого скопления людей: в магазинах, в транспорте, в поликлинике, тем более в наше время, когда необходимо защищать себя от эпидемии коронавируса.

- Ребята, в помещении, где находятся люди, скапливается очень много микробов, поэтому нужно чаще проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

8. Составление правил здоровья

   Воспитатель: 

- Ребята, давайте вспомним главные правила здоровья (выкладывает картинки на ковролине):          

1 – мыть руки с мылом по мере загрязнения и обязательно перед едой, после улицы, после посещения туалета, после общения с животными, не грызть ногти

2 – не пить грязную и сырую воду, пить только кипяченую

3 - при чихании и кашле закрывать рот и нос носовым платком, если его нет, то рукой

4 – проветривать комнату, делать своевременную уборку

5 – тщательно мыть овощи и фрукты

6 – не ковырять в носу, не брать его содержимое в рот

7 – обрабатывать ранки йодом или зеленкой.

8 – закаливаться, а не кутаться в теплую одежду

9 – следить за чистотой одежды, принимать душ

10 - заниматься физкультурой.

Воспитатель:

-   Я желаю всем ребятам быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в парк ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!

- Ребята, я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся. И главное всегда помните, что соблюдение правил гигиены защитит ваше здоровье!

   В заключении предложить детям посмотреть мультфильм «Вирусы и бактерии» из серии «Тыр-тыр трактор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....