пробуждающая гимнастика
рабочая программа (средняя группа)

Суровцева Мария Владимировна

Гимнастика после дневного сна — это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующая МАДОУ

«Малиновский детский сад»

__________ Н.А.Живица

Здоровьесберегающая технология для детей 4-5 лет.

Бодрящая гимнастика.

Разработала: Воспитатель

Кузнецова М.В.

П. Малиновка

2022год

Актуальность. Гимнастика после дневного сна — это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером.

Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после дневного сна. Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной дальнейшей деятельности.

Задачи гимнастики пробуждения:

- формировать умения правильно выполнять ОРУ;

- укрепить опорно- двигательный аппарат;

- совершенствовать и развивать координацию движений;

- учить детей дышать через нос;

- упражнять в плавном свободном выдохе;

- воспитывать привычку здорового образа жизни;

- укрепить иммунитет.

Оборудование:

1. Массажные дорожки

2. Музыкальный центр, CD диск.

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ. Она имеет оздоровительную направленность: поднимает настроение и мышечный тонус ребенка, повышает адаптивные возможности детского организма. Все это становится возможным за счет включения в гимнастику после сна физических упражнений. Подъем детей после сна возможно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, пальчиковой гимнастикой, кинезиологическими упражнениями самомассажем.

Естественно, упражнения гимнастики пробуждения должны быть увлекательны и интересны детям, должны способствовать приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, мотивировать на физическое самосовершенствование. Заинтересованности детей способствует использование музыки, повышающей эмоциональный фон, стихотворных форм, малых жанров фольклора.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Важно исключить жесткие, резкие движения, чтобы исключить такие неприятные последствия как растяжение мышц, перевозбуждение, которое может привести к головокружению.

-Длительность гимнастики после сна в постели не более (2 -3) мин, затем дети переходят в групповую комнату.

В групповой комнате, дети выполняют разные виды ходьбы (на носочках, с высоким подниманием колен на носках, приставным шагом, гусиным шагом и. д. или ходьба по корригирующим дорожкам (заранее разложенным воспитателем).

-Длительность упражнений в ходьбе (2 – 3мин).

Затем дети садятся на стульчики и выполняют упражнения для стоп на профилактику плоскостопия, здесь можно использовать элементы самомассажа стоп, кистей, голеней рук, с использованием массажных мячей

-Длительность упражнений на стульчиках (2 – 3 мин).

Дети встают со стульев распределяются по ковру и выполняют комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки (2 – 3 мин). Это может быть корригирующие упражнения из комплекса лфк, упражнения выполняемые в ритм читаемого стихотворения, музыкально - ритмические упражнения.

-Длительность комплекса (2-3мин)

Завершать гимнастику может по выбору воспитателя комплекс дыхательных упражнений с элементами точечного массажа, комплекс кинезиологических упражнений с пальчиковой гимнастикой, комплекс упражнений на профилактику нарушений зрения, комплексы самомассажа и т. д. (2 – 3 минут)

-Длительность комплекса (2 -3 мин)

Все вышеперечисленные комплексы варьируются и дозируются для достижения поставленных задач на первые две недели месяца.

Особенности проведения гимнастики после сна:

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, не зависимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении, общая деятельность оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшей и подготовительных групп (12 – 15 мин)

В целом длительность гимнастики после сна колеблется от 9 до 15 минут в зависимости от возраста и уровня развития воспитанников. Двигательная активность данного режимного момента в ДОУ позволяет ребенку после сна быстрее войти в активное состояние, укрепляет мышечный тонус, создает хорошее настроение за счет того, что вызывает положительные эмоции.

Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

ВАРИАНТЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ :

1. Разминка в постели и самомассаж;

2. Гимнастика игрового характера;

3. Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

4. Пробежки по массажным дорожкам;

5. Самостоятельная;

6. Лечебно-восстановительная;

7. Музыкально-ритмическая.

8. Дыхательная гимнастика- стоя у постели или в групповой комнате.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышают иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Ритмичные движения - физиологическая потребность детского организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально-ритмические упражнения доставляют ребенку радость, улучшают общее состояние организма, повышают его защитные функции, помогают приспосабливаться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями.

Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, и пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение., кинезиологических упражнения – это комплекс движений позволяющих активировать межполушарное взаимодействие.  Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций рук. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказываются на становление детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функциональные речевые зоны коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.

Заключение:

Гимнастика после сна имеет большое значение для детей старшего, подготовительного возраста и не только. Средством гимнастики осуществляется плавный переход от состояния сна к бодрствованию. Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.

Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.

Стихи для пробуждения

«Улетают сны в окошко"

Улетели  сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,

Лежа на подушке.

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Для того чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно), можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и  «раздвигаем» руками потолок. Чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом приговариваем: «Потягушечки - просыпушечки».

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачка достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить

Делаем различные покачивания, вращения.

Чтобы ручки разбудить. Хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки.

Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для  поддержания интереса можно заглядывать то слева, то справа под подушку.

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли. Сразу ножки побежали.

Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!

Дети сидя поднимают  ноги и делают упражнение «Ножки бегают».

На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.

И поплыли, как могли! Если сможешь - догони!

Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами - спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.

А теперь мы все - собачки.

На коленочки встаем.

Воспитатель показывает детям, как стать на четвереньки (колени-ладони)

        

И виляем все хвостом.

Можно поворачивать таз вправо-лево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).

А теперь мы с вами - зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

Дыхательное упражнение:

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох)

Ротиком подули (3-4 раза).

Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем - «капризки» выдыхаем.

Здоровье вдыхаем - болезнь отпускаем!

Музыка для пробуждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробуждающая гимнастика и закаливающие процедуры во второй половине дя

Пробуждающая гимнастика  и закаливающие процедуры в ДОУ во второй половине дня....

Организация и методика проведения пробуждающей гимнастики в ДОУ

Этот материал будет полезен воспитателям....

ПРОБУЖДАЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Пробуждающая гимнастика после снаДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП.              Просыпаемся ребята,Хватит спать, пора вставать.Открываем на...

Комплекс пробуждающей гимнастики в первой младшей группе

Комплекс пробуждающей гимнастики в первой младшей группе " Теремок "ГБДОУ № 49 Кировского района г. Санкт-Петербурга 2016-2017 г....

Пробуждающая гимнастика после дневного сна.

Комплексы пробуждающей гимнастики для всех возрастных групп....

Пробуждающая гимнастика после сна для детей младшей группы.

Эта картотека пробуждающей гимнастики поможет детям проснуться и переключиться на другие виды деятельности. Она очень понятна и доступна для ребятишек зтого возраста ....

Конспект пробуждающей гимнастики после дневного сна с использованием массажного мяча с детьми старшей группы.

Конспектпробуждающей гимнастики после дневного сна с использованием массажного мяча с детьмистаршей группы....