Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период
картотека (младшая группа)

Тюканько Ольга Викторовна

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».

Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Создавать благоприятные возможности для реализации детьми собственных игровых целей. Развивать воображение, речь, образное мышление, эмоциональную сферу. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Дидактическая задача: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakchiteskie_igry_v_zimniy_period.docx202.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад №15 «Аистёнок»

Дидактические игры по формированию здорового образа жизни в зимний период.

https://i.pinimg.com/originals/f9/dd/74/f9dd74d5127acf40006d6f9cd2025152.jpg

Подготовила воспитатель:

                                                                      Тюканько О.В.

Пушкино, 2019 г.

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».

Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Создавать благоприятные возможности для реализации детьми собственных игровых целей. Развивать воображение, речь, образное мышление, эмоциональную сферу. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о работе врача, чтение произведения К.Чуковского «Айболит».

Активизация словаря: температура, измерить, градусник, врач, лечить, сделать укол, лекарство.

Материал: кукла, кровать для куклы, чемоданчик с медицинскими принадлежностями для доктора.

Ход игры.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла Катя грустная, не улыбается. Затем, воспитатель, потрогав у куклы лоб, говорит, что Катя вся горячая и уточняет чем же можно помочь Кате.

В. Ребята, что надо сделать, чтобы узнать какая у куклы Кати температура?

Р. Надо дать ей градусник подержать.

В. Кто сможет самостоятельно поставить градусник кукле Кати?

(Один из ребят ставит градусник кукле и все узнают, что у куклы температура).

В. Вы хотите помочь кукле выздороветь?

(Дети подтверждают желание помочь кукле выздороветь).

В. Если человек заболел, что надо делать?

Д. Надо вызвать врача.

Тише, тиши, тишина.

Кукла бедная больна.

Срочно доктор нужен ей,

Чтобы вылечить скорей.

(Воспитатель предлагает детям позвонить и вызвать врача «Доктора Айболита»).

В. Как вы вызовите врача?

Д. Надо позвонить по телефону.

(Дети и воспитатель вызывают по телефону доктора Айболита).

Воспитатель говорит от имени Айболита.

А. Здравствуйте ребята. Вы вызывали врача? Что у вас случилось, кому нужна помощь?

(Дети отвечают на вопросы доктора, рассказывая о кукле Кате. Доктор предлагает подойти к нему кому-не будь из детей с куклой на руках. Доктор начинает осмотр куклы. Открывает чемоданчик и вынимает нужные инструменты).

А. Я пришел с медицинскими инструментами, назовите их.

(Дети перечисляют инструменты, которые вынимает из чемоданчика доктор).

А. С начало проверим температуру у куклы. Как вы думаете, что я еще должен проверить у больной куклы?

Д. Надо посмотреть ее горло, и послушать, как дышит.

(Доктор проверяет горло у куклы и слушает ее).

А. Ребята я осмотрел куклу Катю, она простудилась. У нее высокая температура, больное, красное горло и слышны хрипы при дыхании. Ей необходим уход, лечение. Вы знаете, как лечить больного человека?

Д. Надо дать ему сладкое лекарство, теплый чай с малиной или медом, погреть ноги в воде.

А. Молодцы, все правильно. Мы уложим куклу в постель, я дам ей лекарство от простуды, мы напоим ее чаем. Завтра я зайду и вновь осмотрю ее.

(Доктор и дети дают кукле лекарство, чай и укладывают в кроватку для кукол).

А сейчас хочу осмотреть и вас.

(Доктор осматривает детей: горло, уши, прослушивает.)

А. Вы все здоровы – это хорошо. Кто скажет мне, что надо делать, чтобы не болеть?

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Дидактическая задача: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.

Игровая задача. Одеть куклу на прогулку.

Игровые действия. Одевание куклы.

Игровые правила. Выбрать необходимую одежду, правильно называть ее, одевать куклу в определенной последовательности. Брать только по одному предмету одежды.

Ход игры.Говорю детям, что кукла Катя уже выздоровела и ей нужно погулять. Но одеть на прогулку куклу нужно так, чтобы она вновь не простудилась /т.е. соответственно погоде/.

Предлагаю детям поочередно выбрать из одежды необходимую, уточняю название предметов одежды и последовательность одевания.

После того, как кукла готова идти на улицу, дети тоже одеваются. Кукла Катя «напоминает» последовательность одевания, «уточняет» у некоторых детей название предметов одежды.

Зимние игры для детей раннего возраста (2-3 лет) в детском саду

Игра «Тучи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Тучи по небу плывут –

Были там, а стали тут.

(Поднимаем руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)

 

Тучи ниже опустились,

Над домами появились.

(Руки перед собой, качаем ими из стороны в сторону.)

 

Вот из туч летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

(Вращаем кистями рук.)

 

В воздухе они кружатся,

На земле ковром ложатся.

(Приседаем.)

Игра «Ветер и тучки»

Воспитатель играет роль ветра. Дети - тучки. Когда ветер дует, тучки движутся по небу: дети ходят по комнате, кружатся. Когда ветер перестаёт дуть, тучки останавливаются и замирают. Игра проводится несколько раз.

Игра «Снежинки»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Падают снежинки,

Белые пушинки.

Падают на плечи,

Падают на ножки,

Падают на щёчки,

Также на ладошки.

Падают на грудку,

Падают на нос.

С Северного полюса

Ветер их принёс.

Игра «Сугробы, снежки, сосульки»

Когда воспитатель произносит слово «сугробы», дети должны присесть, когда слово «снежки» - должны стоять и показывать кулачки, а когда слово «сосульки» - стоя, поднимают руки вверх. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Игра «Снежная королева»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Закружились, полетели

Все снежинки выше ели.

(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики.)

Выше клёна, выше крыши,

Выше сосен, дома выше.

(Тянемся вверх.)

 

Вот летят снежинки вправо,

Вот летят снежинки влево.

(Делаем фонарики вправо-влево.)

Вверх летят, внизу кружатся,

Как им скажет королева.

(Делаем фонарики, поднимая руки вверх и опуская вниз.)

 

Королеве снежной надо,

Чтоб весь день они кружились,

(Кружимся на месте.)

А потом чтоб тихо, плавно

Все на землю опустились.

(Приседаем.)

Игра «Танец снежинок»

Воспитатель говорит детям, что снежинки очень любят танцевать, и предлагает придумать танец снежинок. Когда звучит музыка, дети (снежинки) кружатся, красиво танцуют. Как только музыка заканчивается, дети приседают: снежинки опускаются на землю. Затем игра повторяется.

Игра «Деревья зимой»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Шапки снежные надели

Клёны, липы, сосны, ели.

(Показываем: надеваем шапки.)

 

Вот могучий старый дуб.

Снежный он надел тулуп.

(Показываем: надеваем тулуп.)

 

Ветер сильно вдруг подул,

И деревья он нагнул.

(Машем руками перед собой и дуем, как ветер.)

 

Все деревья закачались.

Шубы, шапки потерялись.

(Качаемся из стороны в сторону, трясём руками перед собой.)

Игра «Убираем снег»

На полу - кусочки белой бумаги. Это снег. Дети в двух командах быстро собирают свою часть снега, пока звучит музыка. Побеждает команда, которая успевает это сделать до того, как закончится музыка. Затем игра повторяется.

Игра «Иголки»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

У зелёной ёлочки

Колются иголочки.

Вот так, вот так

Колются иголочки.

(Выставляем руки вперёд, пальцы растопырены.)

 

У ежа, как и у ёлки,

Тоже колются иголки.

Вот так, вот так

Тоже колются иголки.

(Отводим руки назад, пальцы растопырены.)

Игра «Лесной хоровод»

Один участник игры - в роли ёлочки. Остальные ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зелёная была.

На этом можно закончить игру и выбрать новую ёлочку. Другой вариант: дети в хороводе продолжают петь песню, а выбранные участники (ёлочка, зайчик, волк и др.) инсценируют её.

Игра «Травка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Травку мы сажали,

(Показываем, как сажали.)

Травку поливали.

(Трясём кистями рук.)

 

Травка поднималась,

(Поднимаем руки вверх.)

На ветру качалась.

(Качаем руками из стороны в сторону.)

 

А зимой метели

Злые прилетели.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

 

Ветер дул, ветер выл,

(Дуем, как ветер.)

Снегом травку всю покрыл.

(Приседаем, руки кладём на голову.)

Игра «Укрываем травку снегом»

Играют две команды. У каждой - лист зелёного картона. Это травка. Воспитатель разбрасывает по полу кусочки ваты. Это снег. Команды должны собрать свой снег и укрыть им свою травку. Победит та команда, которая сделает это быстрее.

Игра «Зайка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайке холодно зимой,

Он бежит к себе домой.

(Бежим на месте.)

 

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши.)

 

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать.

(Прыгаем на месте и вперёд.)

Игра «Зайцы и Волк»

Роль Волка играет воспитатель (или кто-то из детей). Все дети - зайцы. Они прыгают, бегают, веселятся. Воспитатель говорит: «Волк!» Дети должны быстро спрятаться в домик (в заранее обозначенное место) или просто присесть и замереть. Того, кто не успел спрятаться, или того, кто пошевелился, Волк забирает. Игра закончится, когда все зайцы будут пойманы. Другой вариант окончания игры: победителем объявляется заяц, оставшийся последним.

Игра «Белка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Белка прыгнет выше всех

(Прыгаем на месте.)

И найдёт лесной орех.

Вот один, а вот другой.

(Тянемся вверх.)

Положила в кузов свой.

 

Белка с дерева - прыг-скок,

На земле нашла грибок.

(Прыгаем на месте.)

Вот один, а вот другой.

(Нагибаемся и выпрямляемся.)

Положила в кузов свой.

 

Собирала не напрасно –

(Качаем головой.)

Много на зиму запасов!

(Выставляем руки вперёд ладошками вверх.)

Игра «Белочкины запасы»

Белочка делает запасы на зиму: собирает орехи, грибы. Для игры можно использовать конструктор или большие пуговицы. Каждая из двух команд собирает детали конструктора (пуговицы) своего цвета и складывает их в свой тазик. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.

Считалка «Лиса»

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

Много есть

В лесу тропинок,

Много ёлок

И осинок.

 

Погуляли мы в лесу

И увидели лису.

 

По тропинкам,

По лужайкам

Догоняла

Она зайку.

 

Раз, два, три, четыре, пять

Ей зайчишку не догнать!

Игра «Зайцы и Лиса»

На полу - верёвочка, обозначающая заячий домик. Лиса (её роль может играть кто-то из детей, кого выберут по считалке) сидит в своём домике и спит. Зайцы прыгают, забегают на территорию Лисы. Затем воспитатель говорит: «Лиса идёт!» Лиса просыпается и ловит зайцев, а они бегут к своему домику. Того, кто не успел добежать, Лиса уводит к себе в домик. Воспитатель говорит: «Лиса ушла спать!» Зайцы снова бегают и прыгают. Игра окончится, когда останется непойманным один заяц. Он и станет победителем.

Игра «Воробьишка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Воробьишка прилетел,

Скачет по дорожке.

(Прыгаем на месте.)

У него замёрзли крылья

И замёрзли ножки.

(Машем руками и топаем.)

 

Чтоб быстрей согрелись крылья,

Машем ими, машем.

(Машем руками.)

Чтоб быстрей согрелись ножки,

Прыгаем и пляшем.

(Прыгаем на месте.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных птиц. Дети должны изобразить, как двигается птица, какие звуки издаёт. Например, воспитатель говорит: «Превращаю вас в воробьёв!» Дети прыгают, машут руками, чирикают. (В случае затруднения можно это продемонстрировать, чтобы дети повторили.) Затем участники игры превратятся в курочек, петушков, гусей, уток, синичек и др. Тот, кто сможет изображать птиц лучше, чем другие, станет победителем.

Игра «Зимняя зарядка»

Встанем по порядку,

Выйдем на зарядку.

(Идём на месте.)

 

Ручки вверх подняли,

Сразу выше стали.

(Поднимаем руки вверх.)

 

Чтобы ножки укреплять,

Будем мы в снегу шагать.

(Идём на месте, высоко поднимая коленочки.)

 

На носочки поднялись –

Вверх и вниз, вверх и вниз.

(Руки на поясе, встаём на носочки.)

Игра «Это правильно?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ и сказать, правильно ли зимой поступают дети. Отвечать нужно кратко - «да» или «нет». Можно спросить детей дополнительно: «Почему?»

Зимой дети тепло одеваются. Это правильно? (Да.)

Зимой дети на улице снимают шапки. Это правильно? (Нет.)

Зимой дети сосут сосульки. Это правильно? (Нет.)

Зимой дети кормят птиц. Это правильно? (Да.)

Зимой дети убирают с дорожек снег. Это правильно? (Да.)

Игра «Мороз»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Вот пришёл к нам мороз.

Щиплет щёки, щиплет нос.

Нам мороз не страшен.

Ручками помашем.

 

В ладошки мы похлопаем

И ножками потопаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Станет нам тепло опять.

 

А мороз-то злится,

Щиплет наши лица.

Нас мороз не испугает.

Как согреться, каждый знает.

 

Мы щёчки растираем

И в снежки играем.

Раз, два, три, четыре, пять

Станет нам тепло опять.

Игра «Снежки»

Для игры нужны снежки (скомканная бумага) и корзина или тазик. Каждый участник игры должен забросить снежок в корзину (тазик). Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра «Снеговик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы скатали снежный ком

И ещё один потом.

(Показываем: катим ком из снега.)

 

Получился снеговик.

Он не мал и не велик.

(Поднимаем руки вверх.)

 

Скучно во дворе стоять.

Снеговик пошёл гулять.

(Идём на месте.)

 

Топай, топай веселей,

Своих ножек не жалей!

(Топаем.)

 

Хлопай, хлопай веселей,

Своих ручек не жалей!

(Хлопаем.)

Игра «Собираем снежки»

На полу - много снежков (комочков ваты). У каждого участника игры - ведёрко. По команде дети начинают собирать снежки. Игра закончится, когда ни одного снежка не останется на полу. Победит тот, у кого окажется снежков больше, чем у других.

Игра «Лыжники»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Эта горка высока.

Мы достанем облака.

(Поднимаем руки вверх.)

 

Мы на горку забрались

И на лыжах едем вниз.

(Показываем: идём на месте и отталкиваемся палками.)

 

Мы нисколько не боялись,

(Качаем головой.)

Мчались с горки во весь дух.

(Работаем палками.)

А потом в сугроб свалились –

Плюх!

(Приседаем.)

Игра «Едем на лыжах»

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес на лыжную прогулку и предупреждает, что в лесу много препятствий, которые нужно объезжать. Дети выстраиваются в колонну по одному (в цепочку) вслед за воспитателем и двигаются по комнате, обходя препятствия - кубики. Задевать кубики нельзя.

Игра «Фигуристы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Во дворе большой каток.

Хорошо, что он широк.

(Показываем: разводим руки в стороны.)

 

Выступают не артисты,

А ребята-фигуристы.

 

Кружатся на месте,

Прыгают все вместе.

(Показываем.)

 

Руки поднимают,

Низко приседают.

(Показываем.)

 

Вправо, влево тянутся

И красиво кланяются.

(Показываем.)

Игра «Льдины»

На полу - листы бумаги. Это льдины. Дети должны пройти по комнате, наступая только на них. Тот, кому это удастся, победит.

Зимой зайчики хотели перейти через пруд. А лёд оказался ещё не крепкий, он сломался. Нужно идти только по льдинам, наступать только на льдины. Почему? Правильно, потому что иначе можно упасть в холодную воду и простудиться. Зайчики могут даже утонуть, если не умеют плавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей первой младшей группы «Собери картинку»

Дидактическая игра для детей первой младшей группы «Собери картинку» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Это игра, в ходе которой нужно правильно подо...

Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"

Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...

Дидактическая Игра для детей первой младшей группы «Найди пару»

Дидактическая Игра для детей первой младшей группы «Найди пару»...

Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...

Дидактическая игра для детей первой младшей группы "Подбери вагончики к паровозу"

Дидактическая  игра для детей первой младшей группы "Подбери вагончики к паровозу"Задачи:Учить находить и правильно называть основные цвета.Развивать речевую активность, внимание, мелку...

Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую ...