«Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье».
статья (средняя группа)

Бугаева Ольга Борисовна

Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.

От чего же зависит здоровье человека? 20% от наследственных факторов, 20% от внешних условий, т. е. от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения, а 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

        Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создание условий для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

        Здоровье ребенка определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремление заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование ценностного отношения ребенка

к здоровью в семье».

   

Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.

От чего же зависит здоровье человека? 20% от наследственных факторов, 20% от внешних условий, т. е. от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения, а 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

        Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создание условий для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

        Здоровье ребенка определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремление заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

       Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на велосипеде, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

        Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. И наша задача помочь вам в этом.

        В теплый период необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (« мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; перелезание через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С цель повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе. Используйте бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая в коленях), приставным шагом боком и др. все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.

         Зимой возможностей немало: катание на санках, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении.

          Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

        Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Многие дети имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно не проветривалось.

       Вывод: если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду дополняются упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становится ценным.

                   

 Предлагаем примеры упражнений для выполнения                                дома вместе с родителями.

« Птичка»

Цель: Развивать умение совершать прыжки, укреплять мышечный корсет позвоночника.

Способ выполнения: Взрослый предлагает поиграть в птичку. Ребенок сидит на ковре, скрестив ноги, согнув руки в локтях и касаясь пальцами плеч («крылышек»). Взрослый помогает ему выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу, затем ребенок встает и прыгает на месте, как воробушек(3 раза).

«Кошечка»

Цель: Развивать навык ползания, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей.

Способ выполнения: Взрослый предлагает поиграть в кошечку: показать, как она оглядывается, пьет воду. После команды взрослого ребенок ползает на четвереньках, потом останавливается, поворачивает голову («кошечка оглядывается»), наклоняет голову к полу («кошечка пьет») (3 раза). Родитель хвалит ребенка.

«Ласточка» 

Цель: Тренировать вестибулярный аппарат, развивать координацию движений, укреплять связочно – мышечный аппарат, туловище, руки.

Способ выполнения : Взрослый показывает, как делают «ласточку». Ребенок встает на одну ногу, вторую отводит назад, руки расставляет в стороны, туловище чуть наклоняет вперед, голову поднимает. Взрослый держит ребенка за руки (в дальнейшем за одну) и контролирует: правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога? Поза вначале удерживается 1 секунды, затее опорная нога меняется( 3 раза).

«Ежик вытянулся – свернулся»

Цель: Укреплять мышечный корсет позвоночника.

Способ выполнения: В положении лежа (на спине) ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, группируется, обхватывает ноги под коленями (2 – 6 раз). Между повторениями упражнения надо полежать и расслабиться.

«Качалка»

Цель: Укреплять мышцы туловища и конечностей, развивать координацию движений, совершенствовать функцию вестибулярного аппарата.

Способ выполнения: Взрослый предлагает поиграть в качалку. Ребенок, сидя на коврике, сгибает ноги в коленях, обхватывает их руками, затем с помощью взрослого, сгруппировавшись, перекатывается в положении лежа и делает несколько «качалок» на спине. Взрослый поддерживает ребенка за носки и в случае необходимости страхует, поддерживая за затылок. В дальнейшем ребенок делает «качалку» самостоятельно (3 раза).

«Полетел самолет»

Цель: Развивать навыки бега, укреплять мышцы туловища, осваивать глубокое дыхание.

Способ выполнения: Взрослый говорит ребенку, что самолеты, прежде чем взлететь, разбегаются по взлетной полосе, и предлагает «полететь». Для этого ребенок должен подбежать к взрослому, тот подхватывает его под мышки, поднимает делает несколько кругов и ставит на ноги. «самолеты гудят – перед разбегом набери побольше воздуха через нос, на выдохе говори «у-у-у» и беги ко мне»,- говорит взрослый. При каждом следующем « полете» он отходит все дальше. Следует обратить внимание на то, что если кружение вызывает негативную реакцию,  то достаточно приподнять его или, прижав к себе, пройти несколько шагов (2 раза).

Итог: В развитии у детей ценностного отношения к здоровью важную роль играют родители. Именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Родительское собрание.

«О здоровье всерьез».

Подготовка:

1.Оформление красочной ширмы или памяток с соответствующими схемами и рисунками для родителей с тем, чтобы до собрания каждая семья имела возможность в домашней обстановке познакомиться с содержанием тем: «Закаливание», «Оказание первой помощи при несчастных случаях», «Народные средства в лечении и профилактике заболеваний», «Рецепты целебных и витаминных чаев», «Лекарственные травы».

2. Написание плакатов для оформления плакатов по теме: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял». «Здоровье – всему голова».

3.Обеспечение памятками, анкетами каждого родителя.

Текст памятки: предупредить несчастный случай можно, если в помещении, где живут дети:

- исправна и недоступна электропроводка;

- мебель по возможности без острых углов и граней, прочно закрепленные шкафы, книжные поли, музыкальные колонки, цветочные горшки и вазы;

- окна и двери на балконы при отсутствии взрослых закрыты;

- краны газовых горелок закрыты;

- все острые и мелкие предметы: кольца, пуговицы, булавки, серьги, спички, монеты находятся в закрытых шкафах, некоторые под замком;

- лекарства, моющие средства находятся в труднодоступном месте;

- кастрюли с горячими блюдами и чайник не ставится на край стола.

Вопросы анкеты:

- Что беспокоит Вас в состоянии здоровья ребенка?

- Кому из врачей – специалистов вы хотели бы задать вопросы? Какие?

- Какие виды закаливания Вы применяете дома в семье?

- Достаточно ли проводит Ваш ребенок к времени на свежем воздухе? Сколько часов в будни? В выходные дни?

- Какие виды профилактики заболеваний ребенка используете дома постоянно, в связи с эпидемией гриппа?

- Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребенка?

4. Оформить стенд с фотографиями детей во время закаливающих процедур, прогулок, зарядки.

5. Оформление благодарностей или грамот для родителей, проводивших большую работу по укреплению здоровья ребенка.

                                Ход собрания.

     Звучит песня «Закаляйся»

(муз. Соловьева – Седова, сл. Лебедева – Кумача).

Воспитатель читает стихотворение В. Крестова «Тепличное создание»:

Болеет без конца ребенок,

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

-Ведь я его с пеленок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боимся – вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик , словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное созданье,

А не бойцов – богатырей.

Воспитатель: Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и закаленными и здоровыми. Есть ли ключи к решению этой задачи? Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей. Что это такое?

        В начале нашей встречи речь пойдет о закаливании и профилактике заболеваний. Тем родителям, которые проводят дома закаливающие процедуры, предлагается поделиться опытом.

       Вопросы, дополнения, предложения родителей, их просьбы, пожелания.

     Вывод: если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В «минимум» закаливания  входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры. Со многими видами закаливания вы познакомились, так как каждой семье была предоставлена возможность познакомиться в домашней обстановке с содержанием памяток.

Что вы узнали нового? Какие виды закаливания применяете и считаете наиболее полезным? Какой вид закаливания вызывает у вас опасение?

Ежедневные прогулки детей дошкольного возраста могут и должны быть эффективным методом заливания ребенка, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2-х раз в день по 1 – 2 часа, летом неограниченно.

« Как предупредить несчастный случай?»

Все ли в ваших семьях сделано для того, чтобы уберечь ребенка от травм?  Дети стараются подражать родителям и старшим детям. Они включают утюг, электробритву, стараются шить на швейной машинке, забивают гвозди. Родителям следует контролировать действия ребенка, объяснять, что и где опасно.

Родителям не следует оставлять на виду бусы, заколки, косметические принадлежности, а следует отучать ребенка брать в рот монеты, шарики, пуговицы, сосать пальцы.

    Выслушать ответы родителей на вопросы:

- Если ребенок порезался, что делать?

- Можно ли смазывать йодом ранки?

- Признаки сотрясение мозга?

- Какие меры предпринимать, если ребенок вдохнул мелкий предмет, выпил лекарство, ушиб руку, ногу, если ужалила пчела?

Какие средства помогают вылечить ребенка от кашля, насморка?

- Чем запивать лекарства? Что, значит, принимать его до еды, после еды?

- Как предупредить кариес зубов?

- Какую одежду лучше использовать с учетом гигиенических и оздоровительных средств?

- Какие существуют меры по профилактике близорукости?

- Возможна ли радиация, исходящая от телевизора?

- Что необходимо для сохранения слуха ребенка?

                   Решение родительского собрания.

1. Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2. Пусть основное время на прогулках будет в движении: подвижными играми детей – оздоровим, себя омолодим.

3. Летом вместе с ребенком организовать сбор лекарственных трав для лечения.

4. С целью профилактики травматизма в группе проводить осмотры участка, группы. Каждый день, провожая ребенка в садик, проверять карманы. Не допускать, чтобы дети брали острые и мелкие предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...

Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»

Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....

Рекомендации воспитателям по формированию ценностного отношения к здоровью у детей.

Рекомендации воспитателям по формированию ценностного отношения к здоровью у детей.   Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих ...

Практические рекомендации по формированию ценностного отношения к здоровью.

Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его....

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»

Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...