Статья "Разновидность подвижных игр у детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Шиляева Оксана Борисовна

Подвижные игры в дошкольном возрасте соответствуют внутренним потребностям детей в движениях, а также создают оптимальную двигательную среду. На сегодня, приходится констатировать тот факт, что содержание игровой деятельности современных дошкольников значительно обедняется, а в отдельных случаях прослеживается тенденция к исчезновению игры, как специфического вида деятельности. Замещение игры в дошкольном возрасте, по утверждению многих ученых, может иметь неутешительные последствия для личностного развития подрастающего поколения, как в психическом, физическом так и в интеллектуальном развитии.

Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего тем, что в современном дошкольном образовательном учреждении уделяется недостаточное внимание развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать природу игры, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Разновидность подвижных игр для детей дошкольного возраста»

Подвижные игры в дошкольном возрасте соответствуют внутренним потребностям детей в движениях, а также создают оптимальную двигательную среду.

На сегодня, приходится констатировать тот факт, что содержание игровой деятельности современных дошкольников значительно обедняется, а в отдельных случаях прослеживается тенденция к исчезновению игры, как специфического вида деятельности .

Игру дошкольнику заменяют электронные развлечения, или бездумная беготня, борьба, толкотня и тому подобное. Замещение игры в дошкольном возрасте, по утверждению многих ученых, может иметь неутешительные последствия для личностного развития подрастающего поколения, как в психическом, физическом так и в интеллектуальном развитии.

Важность формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста отмечается во ФГОС, в частности в п. 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: «…для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)…».

Важность подвижных игр в процессе взросления ребенка обусловлена также тем, что с самого рождения дети сталкиваются с восприятием пространства. С помощью взрослого они знакомятся с простейшими видами пространственной ориентировки: наверху - внизу, впереди - сзади и т.д. По мере взросления ребенка появляются первые системы отсчета: чувственная, когда ребенок постигает схему своего тела, словесная - учиться отражать в речи пространственные представления и по сторонам горизонта, что приводит к умению ориентироваться на листе бумаги и плане.

Пространственная ориентировка играет большую роль в деятельности человека, охватывая различные его стороны взаимодействия с действительностью, что представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Представления о пространстве у детей создают в разных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской; изобразительной и музыкальной; двигательной; игровой.

Таким образом, важность включения подвижной игры, ее правильной реализации с учетом возрастных особенностей участников имеет важное педагогическое и воспитательное значение.

В современном дошкольном образовательном учреждении часто уделяется большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Само понятие подвижная игра включает две составляющие: «игру» и ее характеристику «подвижность», которые применительно к дошкольному возрасту играющих детей имеют сложное содержание, цели и задачи.

          Игра в истории человечества постоянно выполняла важную роль, была составляющей формирования личности, воспитания человека-гражданина. Игры менялись в разных периодах развития человеческого общества, но их сущность оставалась практически неизменной. Игра в развитии и обучении ребенка младшего школьного возраста является важным и неотъемлемым элементом педагогического процесса. Игра может использоваться как средство обучения, как средство привлечения внимания, как средство помогающее лучше запомнить новый материал.

Включение подвижных игр в жизнь ребенка старшего дошкольного возраста имеет также значение для развития его представлений о пространстве, на умение ориентироваться в окружающем мире.

Так, успешность овладения детьми различными видами деятельности – предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образного и пространственного мышления, умений ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является основной причиной затруднений при обучении детей чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

Игра, игровая деятельность — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как объективно видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх.

Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения. Также важной характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками

Подвижная игра - одно из важнейших средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Физическое воспитание состоит в том, что в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях (бег, прыжки, лазанье и т.д.). Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благоприятное влияние на психическую деятельность детей. Оздоровительный эффект усиливается, если подвижные игры проводятся на свежем воздухе.

Умственное воспитание заключается в том, что дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, познают окружающий мир. В процессе игры, активизируется память, представления, развивается мышление, воображение.

Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Пополняется словарный запас, активизируется и развивается речь.

Нравственное воспитание выражается в том, что дети учатся действовать в коллективе, подчинятся общим требованиям, сознательно выполнять правила. В игре формируется воля, честность, дисциплинированность, справедливость.

Эстетическое воспитание можно объяснить тем, что дети познают красоту движений, у них развивается чувство ритма. Дети овладевают поэтической образной речью, если подвижная игра сопровождается речевками, считалками, стихами.

Трудовое воспитание состоит в том, что дети учатся самостоятельно, сообща приносит, раскладывать и убирать игровые пособия, атрибуты.

 Разделение подвижных игр на элементарные и сложные основывается на том, что элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры - имеют готовый сюжет, включают игровые действия, роль, которую выполняет ребёнок и, твёрдо зафиксированные правила, направленные на:

1. уточнение хода игры;

2. регулирование поведения участников.

Этого вида игры используются во всех возрастных группах.

Бессюжетные игры типа «ловишек», перебежек, не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры содержат интересные, конкретные двигательные задания и требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

Также существуют игры - эстафеты, игры - забавы, аттракционы, где двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. К сложным играм относятся спортивные, такие как городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются только элементы этих игр, и дети играют по упрощённым правилам.

В подвижных играх можно выделить следующие содержательные элементы:

1) двигательное содержание (игры с бегом, прыжками, метанием, ходьбой);

2) степень физической нагрузки или уровень подвижности:

а) высокая подвижность (игры, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены в основном на таких движениях, как бег и прыжки);

б) средняя подвижность (так называют игры, в которых также участвует вся группа, но характер движения относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются по подгруппам);

в) малая подвижность (движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна).

3) сложность игровых движений;

4) содержание сюжета;

5) количество правил и ролей;

6) количество соревновательных элементов и словесное сопровождение;

7) характер взаимоотношений между играющими детьми.

Вне зависимости от классификации подвижных игр, следует учитывать правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Вариативность подвижных игр, нужна для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес к игре, но главное совершенствовать движения, комплексы движений, воспитывать физические качества детей.

Необходимо учитывать, что воспитатель, варьируя подвижные игры, не должен менять сюжет и композицию, однако он может:

  • увеличить дозировку (по времени, расстоянию);
  • усложнить двигательное содержание (вести новые виды движений, изменить темп движений);
  • изменить расположение играющих детей на площадке;
  • изменить сигнал к действию;
  • провести игру в необычных условиях;
  • усложнить правила.

При работе с детьми 6–7 лет воспитателю следует учитывать ряд моментов.

Дети старшего дошкольного возраста способны воспроизводить усложнённые движения, они обладают лучшей координацией. В игре перед ними можно ставить задачи, связанные с изменением игровой ситуации или с переключением вида деятельности.

Дети старшей и подготовительной групп нравственно и психологически готовы к играм, содержащим элементы соревновательности. У них начинает проявляться чувство ответственности за команду и результат игры. Поэтому такие игры необходимо проводить с детьми повсеместно. Но организовать игру нужно так, чтобы в пары (или тройки) соревнующихся попадали дети, имеющие примерно одинаковый уровень физического развития. Недопустимо, чтобы кто-то из детей получил психологическую травму из-за того, что подвёл команду.

Таким образом, вариативность существующих подвижных игр предоставляет воспитателю возможность в зависимости от поставленной педагогической задачи, а также от ряда объективных факторов (наличия необходимых предметов, имеющегося пространства, погоды, количества детей и т.д.) выбирать те, которые наиболее оптимально отвечают потребностям момента и плана мероприятий.

Организуя подвижные игры в подготовительной группе, воспитатель акцентирует внимание на необходимости точного и правильного выполнения движения. Воспитателю также необходимо включать игры, развивающие умение быстро ориентироваться в пространстве или требующие от детей принятия самостоятельного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Картотека, подборка подвижных игр для детей от 3до 7 лет. Игры народные, дворовые и т.д....

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)...

«Подборка народных подвижных игр для детей дошкольного возраста»

подвижные игры для детей дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам...