СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека
«Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук» Д.Б.Эльконин
Су-Джок терапия - это неповторимая тактильная гимнастика, оказывающая действие на кору мозга. Данный способ вызывает раздражение рецепторов, которые находятся на ладошках и стопах детишек и вызывает приятные чувства, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное сотрудничество, активизирует развитие речи ребенка, позволяет отлично развивать чувственно-волевую и познавательную сферу, содействует общему укреплению организма ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhoku.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук» Д.Б.Эльконин
Дошкольный период жизни — важный шаг в формировании здоровья детей, который обеспечивает единение физического, психологического и умственного развития. Непременно, что конкретно на шаге дошкольного возраста наиважнейшими являются развитие мелкой моторики, в связи с тем, что в это время закладываются главные черты личности, формируется характер, отношение к себя и окружающим. Следует отметить, что уровень развития мелкой моторики - один из характеристик умственной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высочайший уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, также у него довольно развиты память, внимание и связная речь. В текущее время нетрадиционные формы и средства занятий с детками завлекают все большее внимание.
Су-Джок терапия - одна из них, которая является целесообразной, действенной и простой. Су Джок терапия (су-кисть, джок — стопа) — достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, доктором Пак Чжэ Ву. Это неповторимая тактильная гимнастика, оказывающая действие на кору мозга. Данный способ вызывает раздражение рецепторов, которые находятся на ладошках и стопах детишек и вызывает приятные чувства, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное сотрудничество, активизирует развитие речи ребенка, позволяет отлично развивать чувственно-волевую и познавательную сферу, содействует общему укреплению организма ребёнка.
Су-Джок терапию можно и необходимо применять в предупредительных и коррекционных целях вместе с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Используются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно провоцировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. При помощи шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает полезное воздействие на весь организм, также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем, содействуя развитию речи.
Цель: увеличение продуктивности образовательной работе по развитию маленькой моторики у детишек дошкольного возраста методом использования Су-Джок терапии.
Задачи: развивать координацию и точность движений руки и глаза, упругость рук, ритмичность; сохранять и крепить физическое и психическое здоровье; развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление случайное внимание, зрительное и слуховое осознание, творческую активность; создавать чувственно-удобную обстановку в разговоре с ровесниками и взрослыми.
Приёмы су –джок массажа:
• круговые движения шарика между ладонями
• перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
• вращение шарика кончиками пальцев,
• сжимание шарика между ладонями,
• сжимание и передача из руки в руку.
Достоинствами Су-Джок являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
В процессе работы по развитию мелкой моторики, в своей работе использую:
Массаж специальным шариком: Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Массаж эластичным кольцом: Помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Самомассаж еловыми шишками: Как мы знаем еловые, сосновые шишки- лучшие природные массажёры. При массаже шишку можно разогреть, распарить, а затем просто покатать по телу. Если вы полностью здоровы, то шишку можно катать по всему телу. Если что-то болит, то в этом месте или над этим местом шишку надо катать подольше и с небольшим усилием, не причиняя себе боли. Игровой самомассаж шишками сосны, кедра, ели с элементами пальчиковой гимнастики способствует активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксациии повышения иммунитета детей.
Для повышения уровня развития мелкой моторики рук посредством Су- Джок терапии у воспитанников ДОО разработаны игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения с массажным шариком
«Крючочки» Как наш пальчик изловчился. И за шарик зацепился. Буду шарик поднимать. Свои пальцы обучать. (Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)
«Шарик пальчиком катаю» Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной. (Шарик на ладони катать каждым пальчиком.) «Шарик» Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу. (Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)
«Ловкие пальчики» Я вам шарик покажу. Двумя пальцами держу (Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)
«Мой веселый мячик» Прыгал мячик по дорожке, (катаем мячик между ладоней) И попал в мои ладошки, (Спрятали мячик в ладошках) Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую) Мои ручки развивать. Здравствуй мячик желтый бок, (перекладываем мячик с одной ладошки в другую) Кругленький как колобок. Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках) Отдохни на них немножко. Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках) Покатаю, покручу, А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим) Прыгай дальше колобок.
Игры и упражнения с массажным кольцом
«Апельсин» Мы делили апельсин (сжимать и разжимать кольцо в ладони) Много нас, а он один Эта долька для чижа (массаж пальцев кольцом, начиная с большого) Эта долька для ужа Эта долька для утят Эта долька для котят Эта долька для моржа А для волка кожура! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
«Гриб» Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. (массаж пальцев кольцом, начиная с мизинца)
«Семья» Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца) Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
«Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной. (Массажировать и закреплять название пальцев.)
«Дорожка» Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю, Ловким быть его учу. (Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.)
Игровые упражнения с использованием массажного шарика и массажного кольца
Автоматизация звука «С» Ёжик утром проснулся, Солнышку улыбнулся. Чистой росой умылся, (шарик лежит на ладошке, улыбнулись друг другу) Вкусной сушкой подкрепился. Ес-ес-ес, ес-ес-ес, Отправился гулять в лес. (катаем шарик по ладошке) В лесу с лисой повстречался. Лису сильно испугался. Са-са-са, са-са-са. Ох, не съела бы лиса. От испуга свернулся клубком, (спрятали шарик в ладошке) Покатился с бугра кувырком. (постучали шариком по ладошке) Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Покатился скорей от лисы. (катаем шарик по ладошке) Катился, катился И под кустом притаился. (спрятали шарик в ладошке) Посидел, посидел под кустом. В свою норку пустился бегом. (катаем шарик по ладошке)
Звук «Ш» Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Шёл ёжик неспеша. (катаем шарик по ладошке) Ша-ша-ша, ша-ша-ша, К мышатам-малышам. (постучали шариком по ладошке) К мышонку Паше (нажимаем шариком на подушечки пальцев) И мышке Маше. Их мама-мышка Напекла пышки. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Вышли пышки хороши. (шарик лежит на ладошке) Шёл ёжик, шёл, (катаем шарик по ладошке) Носиком повёл - Унюхал Мышкины пышки, Побежал вприпрыжку. (стучим шариком по ладошке) Ош-ош-ош, ош-ош-ош Очень запах был хорош. Звук «Л» Лодка по волнам плывёт, (катаем шарик между ладошками по кругу) Лодка ёжика везёт. Ёжик в лодке сладко спал. (шарик лежит на ладошке) Ёжик с лавочки упал. (переложить шарик на правую ладошку) Покатался, покатался, (катаем шарик по ладошке) Покатался, покатался, Вновь на лавочку поднялся. (зажимаем шарик в кулачках, сначала в лев. Волна лодку подхватила, (левой рукой, затем в правой) С боку на бок наклонила. (зажали шарик в ладошках) Ёжик тоже наклонился, Вновь упал и покатился. (катаем шарик на ладошке) Долго лодочка плутала. Долго ёжика катала. Наконец-то доплыла Ёжик выскочил из лодки (шарик лежит на ладошке) И запел: ла-ла-ла-ла!
Звук «Р» Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Проснулся ёжик поутру. (шарик лежит на ладошке) Выбрался из норки, Пробежался вокруг горки. (катаем шарик между ладошками) Попрыгал, покружился, (стучим шариком по ладошке) В ручейке умылся. (перекладываем шарик из рук в руки) Позавтракал черникой И красной брусникой. Побежал к другу бобру (катаем шарик по ладошке) Играть в новую игру. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, На пути стоит гора. Ёжик на гору забрался. (спрятали шарик в ладошке) С горы скатиться собрался. Свернулся в клубок. По кочкам прыг да скок. (стучим шариком по ладошке) Прикатился к запруде бобра. Ура! Ура! Ура!
«Веселые сказки» Когда занимаетесь с ребенком, делайте ваши занятия более разнообразными и интересными. При использовании массажного шарика, советуем вам каждое, движение рук представить в форме сказки и ваш ребенок охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе с взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
Сказка «Мышонок Кныш» В одном лесу, в своей норке жил да был мышонок Кныш. (Как звали мышонка?) (зажать мяч в ладошках). Надоело мышонку сидеть, выглянул он из норки (раскрыли ладошки и показали шарик) и увидел как ласково улыбается солнышко (улыбнуться друг другу). И решил мышонок прогуляться, побежал по тропинке (раскатываем шарик по ладошке) и прибежал на чудную полянку (растопырить ладошку). Обрадовался мышонок и стал резво бегать, прыгать по полянке (постучали шариком по ладошке). А на этой полянке росли красивые цветы (давай назовем какие цветы растут на полянке ромашки, васильки, колокольчики, одуванчики, незабудки (называем цветок и прокатываем шарик по каждому пальчику). Но тут солнышко спряталось за тучку и закапал дождик, кап-кап, кап-кап (кончиками пальцев стучать по колючкам шарика). Но мышонок не испугался и спрятался под грибок (спрятали шарик в ладошке, а левой ладошкой сделали шляпку). А когда дождик закончился, на полянке выросли разные грибы. Это и подберезовики, сыроежки, опята, лисички, подосиновики (массажным кольцом проводим по каждому пальчику). Собрал мышонок все грибочки в лукошко (сжать шарик в ладошке) и довольный побежал домой.
Сказка "Ёжик" Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша. Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча: - «Куда ты идёшь?». - «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной». Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали. Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной». Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.
Cписок литературы
1.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989. – 245 с
2. http://www.moi-detsad.ru/helth117.html.
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/05/25/...
4.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2002. – 120 с.
5.Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
6.Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
7. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский...
Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольн...
Консультация для педагогов «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
laquo;Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий един...
Доклад на РМО тема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 30.10.2023
Доклад на РМОТема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: « Использование Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...