проект "За здоровьем в детский сад"
проект (старшая группа)

Любовь Анатольевна Ширяева

Сохранить и укрепить здоровье детей. Создать условия (методические, материальные) для полноценного физического и психического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_za_zdorovem_v_detskiy_sad.docx58.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«За здоровьем

в детский сад»

Воспитатель: Ширяева Л.А.

МДОУ «Детский сад «Улыбка»

Г. Лихославль

2018 г.

Паспорт проекта

1

Информация о заявителе

Ширяева Любовь Анатольевна

2

Название проекта

«За здоровьем в детский сад»

3

Тип проекта

познавательно - творческий.

4

Цель проекта

Сохранить и укрепить здоровье детей. Создать условия (методические, материальные) для полноценного физического и психического развития детей.

5

Срок реализации

Краткосрочный.

6

Продолжительность

с 01.09.2018 г. по 30.09.2018 г.

7

Состав участников

Педагоги, дети, родители.

8

Задачи проекта

Сохранять  и  укреплять  здоровье  детей  

сформировать  у  детей  адекватное  представление  об  организме  человека  (строении  собственного  тела)

научить  «слушать»  и  «слышать»  свой  организм

осознать  самоценность  своей  и  ценность  жизни  другого  человека

формировать  потребность  в  физическом  и  нравственном  самосовершенствовании, в здоровом  образе  жизни  

прививать  культурно -  гигиенические навыки

расширить  и разнообразить  взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

9

Этапы работы над проектом

Подготовительный

Основной

Итоговый

10

Ожидаемые результаты

Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей   зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Актуальность«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость. 

 Проблема  здоровья  человека,  его  сохранение  и  укрепление  остается  особенно  острой,  требующей  серьезного  педагогического  осмысления   и  решения  в  21   веке.

         По  данным  Комитета  по  здравоохранению   здоровье  учащихся  общеобразовательных  школ   и  воспитанников  дошкольных  учреждений  имеют  неблагоприятную  динамику.

В связи  с  этим   актуально  воспитание  культуры  здоровья  уже  в  дошкольном  детстве.  Формирование  здорового  образа  жизни  должно  начинаться  уже  в  детском  саду. В  этом  деле  нет  мелочей.  Вся  жизнедеятельность  ребенка  в  дошкольном  учреждении  должна  быть  направлена  на  сохранение  и  укрепление  здоровья.  

        Целью  оздоровительной  работы  в  дошкольном  учреждении  является  создание  устойчивой  мотивации  и  потребности   в  сохранении  своего  собственного  здоровья  и  здоровья  окружающих.

 Цель проекта:  Формирование  привычки к здоровому образу жизни у детей

дошкольного возраста, через систему знаний и представлений  об

окружающем мире,  привлечение родителей к решению оздоровительных

задач.

 Задачи проекта:                                                                                         

  • сохранять  и  укреплять  здоровье  детей  
  • сформировать  у  детей  адекватное  представление  об  организме  человека  (строении  собственного  тела)
  • научить  «слушать»  и  «слышать»  свой  организм
  • осознать  самоценность  своей  и  ценность  жизни  другого  человека
  • формировать  потребность  в  физическом  и  нравственном  самосовершенствовании, в здоровом  образе  жизни  
  • прививать  культурно -  гигиенические навыки
  • научить  правильному  поведению  в экстремальных  ситуациях,  развивать  умение  предвидеть  опасность
  • расширить  и разнообразить  взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

Объект исследования:  здоровье детей.

 

Участники проекта: дети подготовительной к школе  группы, их родители,

воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель.

Гипотеза проекта.
Гипотезой проекта явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни.

Продолжительность проекта:  с 01.09.2018 г. по 30.09.2018 г.

Осуществление проекта по основным видам деятельности

1-й этап – подготовительный: 

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.

 7. Составление проекта.

8. Подготовка к реализации проекта.

2.Этап – основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

 1.Центр познавательного развития 

НОД Тема «Здоровая пища»

 П/С: Формировать у детей  представление о пользе и вреде пищи для организма. Развивать умение осознанно относиться к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

Беседы: 

  • «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»,
  •  «Здоровые зубы»,
  • «Берегись - не подавись»,
  •  «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»,
  • «Осторожно – опасные предметы».

2.Центр коммуникативного развития

НОД Тема  «Путешествие в страну Здоровья» 

П/С: Формировать знания детей о здоровом образе жизни. Развивать осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание вести активный образ жизни.

 НОД Тема «Мы дышим, значит живем»  

 П/С: Дать понятие детям о значении кислорода в жизни человека. Развивать  объем  легких. Воспитывать умение правильно дышать.

3.Центр чтения художественной литературы

  • «Возвращение жемчужного ожерелья здоровья» Д. Фролов, Т. Зинкевич – Евстигнеева.
  • «Грязища и Иван» А. Воскресова.
  • «Жили – были два микроба» С. Казарян.
  •  «Тайна воды» А. Смирнова.
  •  «Сказка про волшебников и черных магов» А. Смирнова.

4. Центр социально – коммуникативного развития

Сюжетно ролевые игры:

  • «Скорая помощь»,
  •  «Ветлечебница»,
  • «Поликлиника»,
  • «Аптека»

5. Центр художественного – эстетического развития

НОД  Аппликация Тема «Коллаж »  

 П/С: Формировать  знания детей о полезной пище. Развивать мелкую моторику  рук.  Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

НОД Рисование Тема «Любимый вид спорта нашей семьи»     

 П/С: Закреплять навыки рисования карандашом. Развивать фантазию, творческое воображение, умение доводить задуманное до конца. Воспитывать любовь в спорту.

НОД  Рисование Тема «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

П/С: Закреплять умение рисовать фигуру человека в движении. Формировать привычку делать утреннюю гимнастику. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

6.Центр познавательно – исследовательской деятельности

НОД Тема «Где прячется здоровье»

П/С: Формировать у детей осознанную установку на здоровый образ жизни. Развивать познавательный интерес к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

Взаимодействие с родителями:

  • Проведение  совместного с родителями досуга «Здоровый образ жизни в детском саду и в семье»,
  • анкетирование родителей «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни детей»,
  •  консультация для родителей «Закаливание дошкольников»,
  •  сообщение для родителей «Как научить детей относиться сознательно к своему здоровью»,
  • Сообщение для родителей «Физическая культура для дошкольников».

3.Этап – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Презентация проекта: Совместный досуг детей и родителей «Здоровый образ жизни в детском саду и в семье»

Результат проекта: 

          Проект «За здоровьем в детский сад» способствовал

развитию творческого интеллектуально-мыслительного мышления

дошкольников, умение приобретать знания из различных источников,

анализировать факты, высказывать собственные  суждения. Благодаря

проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на многие вопросы

 касающиеся ЗОЖ.

 Родители стараются по возможности  активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок.    У  детей  нашей  группы,   имеется  представление  о  том,   что  такое  здоровье  и  как  его  поддержать. Так  же  знают  о  внешних  особенностях  строения  человека, о  поведении,  сохраняющем  и  укрепляющем    здоровье.  Дети умеют  обслужить  себя, владеют  навыками  личной  гигиены,  культурой  приема  пищи.    Дети знакомы  с  правилами  личной  безопасности  в  быту, умеют  применять  полученные знания  в  игровых  ситуациях.

     

Литература:        

  1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»  Сфера, 2003.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.Просвящение, 2000.
  3. Т Зинкевич – Евстигнеева. «Практикум по сказкотерапии.» Санкт - Петербург. 2015.
  4.  Зимонина В.А. «Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым.» М.Владос,2003.
  5. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» Программа развития, Москва 2004г
  6. Колобанов В.В. Валеология-СПб: Деан, 2001
  7. Яновская Т. Ю. «Как устроен человек?» Ростов –на – Дону. 2000
  8.  Полтавцева Н. В. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» Москва 2013
  9. Югова М. Р. «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3 – 7 лет» Волгоград 2015
  10.  Интернет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста

«Береги здоровье».
Задачи:
Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
Учить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни.
Формировать у детей дошкольного возраста мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления.
Дать детям понять, что многие болезни не возникают из ничего (ими заражаются), сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
Знакомить детей с работой медицинских учреждений, расширять и уточнять представления о разных видах медицинской деятельности, пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
Развивать умение рассуждать, делать умозаключения, активизировать словарь детей.
Беседа на тему «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

Цель: учить детей ухаживать за зубами.
Хорошо пережевывать еду может тот человек, у которого здоровые зубы. Расскажите детям о том, как растут зубы, как выглядит здоровый зуб и как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать.
Наши зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами плохо ухаживать, то этот твердый материал может не выдержать. Объясните, что на зубах постоянно образуется зубной налет – мягкий, липкий, почти невидимый слой. Показать его несложно. Попросите детей вымыть руки, затем предложите им ногтем осторожно провести по поверхности зуба сверху вниз. Объясните: белое вещество на ногте и есть зубной налет; если мы не будем заботиться о наших зубах, бактерии, которые живут в этом налете, начнут разрушать зуб. Это и будет очень неприятное заболевание – кариес.
А что нужно делать, если есть больные зубы? Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно, то и боли при лечении не будет.
А как можно еще назвать зубного врача? (Стоматолог). А нужно ли ходить к стоматологу, если вам кажется, что ваши зубы здоровы? Даже если зубы не болят, то все равно их нужно показывать врачу: а вдруг он заметит самое начало заболевания зуба? К зубному врачу обязательно нужно ходить два раза в год. Тогда зубы всегда будут целыми.
А что еще нужно делать, чтобы зубы не болели? Вот главные правила: полощи зубы теплой водой после каждого приема пищи; чисти зубы утром после завтрака и перед сном; не ешь очень горячую и очень холодную пищу; ешь поменьше сластей; никогда не грызи твердые предметы.
Зубы нужно чистить только своей щеткой, которую следует хранить в чистоте, хорошо промытую, в специальном стаканчике ручкой вниз.
Беседа на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

Цель: формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности.
Спросите детей – знают ли они, что такое здоровье? Здоровье – это когда у тебя ничего не болит, когда нет температуры, когда ты весел, у тебя все получается и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки. Рассмотрите картинку. Попросите подумать, здоровы ли ребятишки, изображенные на ней? Чем они занимаются? А чем отличается больной, хворый человек от здорового? Почему плохо болеть? Чтобы оставаться здоровыми, нужно понимать, как возникают болезни и как от них уберечься.
Люди издавна знали о существовании различных недугов. Иногда люди заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые фрукты и овощи. Порой болезнь поражала жителей целого города или страны. Но никто не мог сказать, в чем ее причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от нее защититься. Так происходило до тех пор, пока ученые не изобрели микроскоп. Заглянув в него, врачи наконец, увидели мельчайшие организмы, которые вызывают у совершенно здоровых людей ту или иную болезнь. Их назвали микробами, бактериями и вирусами. Попав в организм человека с пищей или с воздухом, эти невидимые враги мгновенно размножаются, вызывая то или иное заболевание. Большинство болезней – инфекционные, т.е. ими можно заразиться от больного человека и даже от животного.
Как же уберечься от инфекции? Чтобы быть здоровым, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно заниматься физкультурой, закаляться, гулять и играть на свежем воздухе. И еще регулярно чистить зубы, не пить сырую воду, почаще мыть руки с мылом, мыть овощи и фрукты и принимать витамины. Витамины, как солдаты, охраняют наш организм от вредных микробов и разных болезней.
Итак, теперь мы знаем, что здоровье – это самое большое богатство каждого человека, которое нужно всегда беречь.

Беседа на тему «Как гулять детворе зимой во дворе».

Цель: учить беречь свое здоровье в зимнее время года.
Попросите ребенка внимательно посмотреть на себя в зеркало и сказать, чем покрыто его тело. Правильно, кожей. Кожа – наша природная одежда и защита. Кожа человека надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, она не пропускает воду, бережет нас от жары и холода, не дает перегреваться внутренним органам.
Если долго находиться на холоде, не защищая кожу одеждой, варежками, обувью, то может произойти переохлаждение, обморожение. В этом случае нужно легко растереть щечки шарфиком или рукавичкой, но не снегом. Если есть мороженое в холодную погоду, то можно простудиться и заболеть.
Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи. С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: а-а-пчхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом.Что делать, когда начинается насморк?
Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги – схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, погрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами, теплое молоко. Главное, побольше тепла. Оказывается, нос можно закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли).
Беседа на тему «Будь внимателен в играх».

Цель: формирование навыков безопасного поведения на прогулке.
Обсудите с детьми, какие опасные ситуации на прогулке изображены на рисунке. Предложите задуматься, сделать выводы о неправильном поведении персонажей. Порассуждайте, к каким последствиям могут привести самые безобидные, на первый взгляд, шалости. Чтобы ребенок усвоил и соблюдал правила безопасного поведения на прогулке, необходимо обсуждать возможные ситуации, рассказывать, как их избежать. Делать это нужно аккуратно и последовательно, чтобы не напугать ребенка.
Объясните детям, что нельзя проходить близко от качелей, когда на них кто-то качается, - можно получить сильный ушиб головы. Нельзя толкаться и возиться на верху горки или на ступенях, стаскивать с них того, кто впереди, дергать за ноги, куртку или тащить за капюшон.
Во дворах вокруг площадки часто растут кусты. Нужно дать понять детям, что ни в коем случае нельзя есть ягодки, которые поспевают на кустах, не раздавливать их, если «варишь варенье или суп», и не облизывать испачканные пальцы – это может вызвать аллергию или отравление.
Расскажите, что в песочнице нужно играть внимательно.
Ведь в ее содержимом может оказаться что угодно: битые стекла, шприцы, сигаретные окурки, фекалии животных. И если что-то из перечисленного встретится, когда ребенок играет в песке, нужно, не трогая ничего руками, попросить маму убрать это. Также объясните ребенку, что, играя с песком, нельзя кидаться им, сыпать его другому ребенку за шиворот или в волосы, а руки нельзя тянуть к лицу или в рот.
Конечно, как правило, дети до семи лет гуляют на детской площадке с родителями. Но уследить за всем невозможно, как невозможно все запретить и водить ребенка за ручку, лишая радостей детства. Поэтому приучайте детей не только запоминать и следовать правилам безопасного поведения, но и, не боясь и не стесняясь, останавливать товарищей, если они делают что-то опасное для здоровья.
Беседа на тему «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой».

Цель: знакомить детей с работой мед. персонала, расширять представления о разных видах медицинской деятельности.
А если человек так сильно болен, что не может сам пойти к врачу, или заболел ночью? Что же делать в таком случае?
Ребенок постарше должен не только твердо знать, что таит в себе опасность, но и научиться думать о потенциальных опасностях для других, в особенности для малышей и пожилых людей. Обычно пожилые люди плохо видят и слышат, медленно двигаются, не сразу реагируют в опасной ситуации, не могут доставать вещи сверху. Попросите ребенка подумать – что опасно для пожилых людей? Как им можно помочь? Припомни, что случалось с разными членами твоей семьи, как им оказывали первую помощь. Как вести себя при несчастном случае? Нужно ли плакать, бегать, садиться на пол и переживать? Конечно, нет.
Нужно позвонить по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь». Приехавший врач осмотрит больного, назначит лекарства. Если нужно – захворавшего заберут в больницу.
Попросите детей вспомнить, во что обычно одеваются врачи? Чтобы стать врачом, нужно много лет учиться. Медсестра – это главный помощник любого врача. Она порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Она делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, смазывает ранки, забинтовывает.
Сюжетно-ролевая игра. Для нее понадобятся игрушечная машина «Скорая помощь», сумка с инструментами для врача.
Ребенок вызывает «Скорую помощь» по телефону, дежурный принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач на машине, мама приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.
Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные роли. Если играет ребенок с мамой, «больным» может быть игрушка, а остальные роли распределяются между мамой и ребенком.
Беседа на тему «Берегись – не подавись!»
Цель: учить детей бережно относиться к своему здоровью.
Растолкуйте ребенку, почему не стоит спешить, когда ешь. Есть нужно не торопясь не только потому, что лучше пережевывать пищу медленно и долго (не менее 20 раз, говорят врачи), тогда пища лучше усваивается.
Что может произойти, если неаккуратно выбрать косточки из рыбы и торопливо ее есть? В каких фруктах и ягодах крупные косточки? Можно ли глотать мелкие косточки? Какими предметами можно подавиться, если нечаянно взять их в рот? Глотать нужно осторожно! Нельзя засовывать себе в уши, нос, рот разные предметы, брать в рот батарейки, окурки, мелкие части игрушек, цветы и мусор.
Любая сложная ситуация требует мгновенной реакции и правильного поведения. Прежде чем вызвать врачей, даже спасатели проводят первичный осмотр пострадавшего с целью выяснить, от чего ему может стать хуже здесь и сейчас, пока ребенок дожидается квалификационной помощи. Поэтому прежде чем вызывать «Скорую», мамам, папам или воспитателям нужно понять, что угрожает жизни ребенка, и устранить эту угрозу. Во многих экстремальных случаях уметь быстро и грамотно облегчить страдания малыша просто необходимо.
Инородное тело, попавшее глубоко в ранку, в ушко или дыхательные пути, самостоятельно доставать нельзя.
Если ребенок слегка подавился, помогите ему откашляться. Для этого резко наклоните малыша вперед из положения стоя, придерживая ему живот.
Ни в коем случае не переворачивайте детей вверх ногами и уж тем более не трясите. Это иногда помогает, но чревато повреждением шейных позвонков и центральной нервной системы. 
Нельзя сильно стучать по спине – «бабушкин» метод приведет к тому, что вы забьете инородное тело еще дальше в бронхи. Грудничка нужно положить на живот и, придерживая голову, слегка постучать по нижней части спины. Ребенка постарше перегните через свое колено и также постучите по спинке.
Беседа на тему «Осторожно – горячо».
Цель: формировать навыки безопасного поведения в быту.
Уже в раннем детстве ребенку следует ясно дать понять, что ему можно, а что – нельзя. Весь вопрос в том, как это лучше сделать. Постоянное «нельзя» рано или поздно даст обратный результат. Не говорите просто «нет», обязательно объясняйте малышу, в чем именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия: это острое, горячее, жжется, колется. Например, очень привлекателен для детей огонь. И если ребенок подошел к огню, хочет его потрогать, его надо предупредить об опасности, но позволить «попробовать». Впоследствии он сам будет осторожен. Когда ребенок постигает опасность под контролем взрослых, он с малых лет становится внимательным и осторожным. Такая защита от опасностей более надежна, чем самая тщательная опека взрослых. Индусская пословица гласит: «Умные родители иногда позволяют детям обжигать пальцы».
Объясните малышу, что к газовой плите не стоит подходить без необходимости. За процессом приготовления пищи на плите и горелками должны наблюдать взрослые. Следует также рассказать ребенку, к каким последствиям может привести неправильное обращение с газовой плитой. Психологи рекомендуют в процессе объяснения использовать знакомые ребенку слова, вызывающие негативные ассоциации: боль, кровь, больница, укол и т.д.. Дотронувшись до огня на плите, можно получить ожог. Расскажите известные истории о подобных происшествиях и их последствиях, чтобы на конкретных примерах доходчиво объяснить ребенку опасность ожога.
Дети могут бояться чайника на плите, но перестают бояться кипятка, когда он в стакане, не подозревая, что может быть опасным. Дайте ребенку потрогать горячую чашку с чаем, повторив несколько раз, что это горячо. Почему опасен кипяток? Как наливать горячую воду в стакан? Как брать горячий стакан?
Если ожог тяжелый, надо немедленно ехать в больницу, а если кожа только покраснела – подержать обожженное место под холодной водой, затем продезинфицировать и наложить стерильную марлевую повязку.


Анкета для родителей

Уважаемые родители!
Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей). 
1. Что вы подразумеваете под «здоровым образом жизни»?________________________________.
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да_____________,
- нет____________.
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
-да:
- нет:
- иногда.
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________.


Опросник для детей.


1. Ребята, что такое «здоровье»?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Вы с родителями занимаетесь спортом?
4. Знаете ли вы виды спорта?
5. Какой вид спорта ваш любимый?
6. Если бы вы(ты) был(и) спортсменом (а)(и),каким видом спорта ты(вы) занимались?
7. Ты(вы) считаешь(ете) нужно заниматься спортом?
8. Быть здоровым – это хорошо? Почему?



Беседа «Мое здоровье»

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Нужно ли соблюдать режим дня? Вот в детском саду соблюдается режим дня, а вы дома соблюдаете его?
А утром, перед приходом в садик вы умываетесь? Чистите зубы? Делаете зарядку? Причесываетесь? 
А зачем мыть руки?
А нужно ли правильно видеть за столом, когда вы рисуете?
А зачем нам нужен носовой платок? 
А что такое микробы?
Какую воду нужно пить?
Дома, вы, соблюдаете режим дня?
Скажите, здоровье нужно человеку?


Беседа «Зачем нужны витамины?»


-Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины очень полезные. 
- А вы, ребята, пробовали витамины?
-А для чего нужны витамины?
Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. 
- А в каких продуктах есть витамины? 
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек). 
Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины?


Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»


Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей).
Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла. 
Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание. 
- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены. « Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»
Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. 
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).


Дидактическая игра «Полезные продукты»

Воспитатель: 
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. 
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок. 
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис. 
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград. 
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины. 
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти. 
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся. 
Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты. 


Беседа «Зачем людям спорт?»


Ребята, вы любите заниматься спортом?
Спорт – это что?
Зачем люди занимаются спортом?
Игровая ситуация: «Я плохо бегаю, каким видом спорта, я должна заниматься?... плаваю?...не умею кататься на коньках?....плохо прыгаю?...
Вывод: если заниматься спортом, то ты будешь сильным, ловким, крепким, здоровым.


Загадки про спорт и здоровый образ жизни


Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!
То выше, то ниже,
То низом, то вскачь.
Кто он, догадался?
Резиновый ...
(Мяч) 
Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это ... 
(Мяч) 
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...
(Гантели)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал) 
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион) 
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. 
(Лыжи) 
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то ... 
(Лыжи) 
На белом просторе
Ддве ровные строчки, 
А рядом бегут 
Запятые да точки. 
(Лыжня)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник) 
Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети? 
(Лыжи)
Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…
(Сноуборд) 
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? 
(Коньки)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие ...
(Коньки) 
Палка в виде запятой 
Гонит шайбу пред собой. 
(Клюшка) 
Во дворе с утра игра, 
Разыгралась детвора. 
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - 
Там идёт игра - ... 
(Хоккей)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. 
(Велосипед) 
Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! 
(Велосипед) 
Ранним утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ – 
Это мой ... 
(Велосипед) 
Эстафета нелегка. 
Жду команду для рывка. 
(Старт) 
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)


Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни


Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна. 
В здоровом теле здоровый дух. 
Паруса да снасти у спортсмена во власти. 
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом - богат и делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Приложение №10

Консультации для родителей
"Здоровый образ жизни ваших детей"


Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание,
привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно
начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это во - первых: соблюдение режима дня.
В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда, нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во – вторых: это культурно - гигиенические навыки.
Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.
. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живёт.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.
Постой- ка, у тебя горячий лоб.
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом,
вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
В - третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.
В - четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций "В гости к Мишутке" и "Вини - Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!". Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Помогают в формировании культуры здорового образа жизни игры по Основам Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения.
Только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! «Движение - основа здоровья»
Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.
Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье»
Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается
впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим
бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.
Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.
Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.
Только говорить о значимости здоровья – это мало.
Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.
Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.
Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск.
Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д.Можно «периоды» разделить и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие» свой отрезок времени.
Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:
- Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;
- Напрячь стопы ног, носочки;
- Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;
- Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.
Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»
- Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.
- Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».
- Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.
- Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.
- Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги.
Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.
Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.
Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.
«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»
Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.
Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.
Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.
Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».
Из дома – на улицу, на природу.
Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.
Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.
Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.
Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.
Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойные игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.
Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю
жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года

Вашему вниманию предлагаю проект:  Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...

«Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья»

Все мы знаем - для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. Купить здоровье невозможно. Его необходимо беречь и укреплять....

Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья.

Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, сохранять и укреплять физическое здоровье детей, воспитывать желание заботится о своем здоровьеПредварительная работа: рассматр...

Неделя здоровья в детском саду. Подготовительная к школе группа. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"

Цель: сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности....

«За здоровьем в детский сад». Сценарий Дня здоровья

laquo;За здоровьем в детский сад».Сценарий  Дня здоровья...