Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Мы учимся жить безопасно"
рабочая программа (подготовительная группа)

Шлеева Людмила Ивановна

Цель программы: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_bezopasnosti.docx258.43 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Компьютер\Pictures\2022-10-21\006.jpg

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол № 5

от 28.05.2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  13.08.2020 г. № 72-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа  социально-гуманитарной направленности

«Мы учимся жить безопасно»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации программы:  1год

Автор – составитель:

Шлеева Людмила Ивановна,

                педагог-психолог

Пояснительная записка

       Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

       Программа «Мы учимся жить безопасно» является рабочей программой социально – гуманитарной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности.

       В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание данной программы становится все более актуальным в наше опасное время. Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Главной задачей программы является развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению. Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Цель программы: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Актуальность

       В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

       С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана Программа «Мы учимся жить безопасно».

 Отличительные особенности программы

Безопасность жизни детей очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Программа дополнительного образования «Мы учимся жить безопасно» разработана для обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности.      

Принципы реализации программы

Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе:

  1. Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования логического мышления и поведения.
  2. Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
  3. Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
  4. Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.

 Адресат программы

Программа адресована детям  подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Объем программы, срок освоения


Программа рассчитана на 1 учебный год. Программа содержит 18 занятий.

Режим занятий

Образовательная деятельность проводится два раза в месяц, во второй половине дня продолжительностью – не более 30 минут.

Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами. На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.

 Цель и задачи программы

Цель:

Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

 Задачи:  

  1. Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и       здоровья предметах, которые встречаются в быту;
  2. Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
  3. Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности;
  4. Расширить и углубить представления детей о путях охраны          своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
  5. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.;
  6. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

 Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает  себя теоретические и практические занятия. Дети не только учат основам обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы,….. Чтобы дети не уставали, в организации занятий  используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (всего 9 видов, перечисляем несколько приемлемых для вас.) 

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая ,подгрупповая, фронтальная.

Используемые методы обучения:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Практические: Упражнения ,опыты, экспериментирование, моделирование.

Наглядные: Наблюдение, демонстрация образца, показ способа действия и др.

Словесные: Беседа, рассказ педагога и детей, чтение художественной литературы и др.

Игровые: Создание воображаемой ситуации, метод пространственно-

временного смещения, вхождение в роль, выполнение действий с опорой на игровое правило, метод замещения, эмоциональной и интеллектуальной децентрации.


Наглядный:

  1. Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
  2. Демонстрационный материал;
  3. Наблюдение;
  4. Рассматривание  иллюстраций, информационных плакатов.

Словесный:

  1. Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
  2. Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
  3. Исследование предметов, материалов, способов  изготовления.

Практический:

  1. Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
  2. Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
  3. Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

 Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Ребенок из пассивного объекта, становится активным субъектом собственного здоровья и безопасности.
  2. У детей формируются знания об опасных предметах в быту, навыки безопасного поведения с огнем, умение адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома,  взаимодействии с пожарными.
  3. Формируются представления о безопасном поведении на улице, на проезжей части дороги, в общественном транспорте.

Для родителей:

  1. Активное участие в творческих конкурсах с детьми, мероприятиях группы, создание книжек-малышек;
  2. Понимание проблемы развития познавательной сферы у детей;
  3. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования основам безопасной жизнедеятельности детей.

Для педагогов:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;
  2. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
  3. Создание информационно-методической базы по данной теме.

 Условия реализации программы

Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы, соответствует требованиям санитарных норм и правил. помещение оборудовано столами и стульями, согласно возрасту детей, соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы

  Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя  на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.

Вводный (входной) контроль в форме первоначального мониторинга (беседа ,выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы, выставки.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.

Для итоговой фиксации динамики о знаниях правил безопасного поведения проводится мониторинг по методике Л. Захаровой, Н.Ф. Мельниковой, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой, И.В. Чупаха, Т.И. Шакуровой.

 По результатам диагностики по критериям направления определяется уровень выполнения задания:

Низкий уровень: ребёнок частично или вообще не справляется с заданием, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации, узкий кругозор.

Средний уровень: ребенок при помощи взрослого справляется с заданием,  испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации.

Высокий уровень: ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, самостоятелен, не испытывает особых затруднений правильного выхода из предлагаемой ситуации, хорошо развито мышление, может объяснить правила безопасности другим детям.

Выполненные работы оцениваются по следующим критериям:

1. Наличие теоретических знаний и навыков с использованием наглядных материалов (уровни: высокий, средний, низкий);

2. Опасные ситуации с незнакомыми людьми; общение с незнакомым людь ми на улице; значение экстренных телефонов(01, 02, 03) (уровни: высокий, средний, низкий);

3. Правила поведения в лесу; правила контактов с животными; ядовитые растения (уровни: высокий, средний, низкий);

 4. Ребёнок дома; основные правила обращения с бытовыми приборами; источники опасности дома; экстремальные ситуации в быту (уровни: высокий, средний, низкий);

5. Здоровье ребёнка; навыки личной гигиены; правила общения с лекарствами и витаминами (уровни: высокий, средний, низкий).

6. Эмоциональное благополучие ребёнка (уровни: высокий, средний, низкий).

7.  Ребенок на улицах города; дорожные знаки для водителей и пешеходов; правила поведения в транспорте (уровни: высокий, средний, низкий).

п/п

Ф.И. ребёнка

Ребенок и другие люди

Ребенок                  и природа

Здоровье ребенка

Эмоциональное

благополучие

ребенка

Ребенок

на улице

   Итого

Н.Г

К.Г

Н.Г.

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие  проводится в форме познавательной деятельности во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май.

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Ребенок и другие люди

2

1

1

Эксперимент, беседа, викторина,

2

Ребенок и природа

2

1

1

практическое  занятие Упражнение «Повторяй за мной», Мультимедийная игра

3

Ребенок дома

3

1

2

Досуг, праздник,

4

Здоровье ребенка

5

2

3

Развлечение с элементами викторин

5

Эмоциональное благополучие ребенка

3

1

2

Соревнование, выставка творческих работ

6

Ребенок на улице

3

1

2

Конкурс поделок, коллективное панно, выпуск газеты и т.д.

Итого

18

6

12

 

Содержание  учебного плана

Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и   здоровья предметах, которые встречаются в быту. Научить соблюдать определенные правила поведения дома. Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности. Расширить и углубить представления детей о путях охраны     своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях. Ознакомление с историей появления светофора. Обучение правилам дорожного движения, самостоятельно выполнять игровые правила в сюжетно ролевых и дидактических играх.

Разыгрывание сюжетных ситуаций на дорогах. Использование полученных знаний по ПДД на практике. Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности. Использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игре с полным игровым набором по ПДД.

Введение в образовательную программу кружка.


Раздел 1. «Ребенок и другие люди».

Научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. Учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес. Так же, закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях

Раздел 2.  «Ребенок и природа».

Закрепить   основные правила поведения при отдыхе на природе. Развивать у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, воспитывать природоохранное поведение.

Дать детям представление о гололёде как явлении природы.

Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями

Раздел 3. « Ребенок дома».

Закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними, ознакомить  с действиями при пожаре. Закрепить правила пользования и хранения опасных предметов, а так же рассмотреть правила безопасного поведения при использовании электрическими и газовыми приборами средствами бытовой химии.

Раздел 4. «Здоровье ребенка».

Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Дать общее представление о работе внешних органов. А так же стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям.

Раздел 5. «Эмоциональное благополучие ребенка».

Научить самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

Научить детей хорошим отношениям  путем формирования умения объясниться. Развивать у детей понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависит от наших поступков.

Раздел 6. « Ребенок на улице».

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. А так же познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.   Помочь детям запомнить и твердо знать свой адрес.

Календарный учебный график

Разделы программы

Тема. Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

        1. Ребенок и другие люди

1. «Ребѐнок и его старшие приятели» Цель: научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

1.Рассмотрение и обсуждение предложенных ситуаций: «Старший приятель зовѐт вас с собой залезть в чужой огород».

2.Придумывание аналогичных историй, рассказывание случаев из жизни.

3.Игра-тренинг: «Как сказать нет своему старшему приятелю».

Беседа с родителями на тему: «Как поступать родителям, если старший приятель вашего ребѐнка оказывает на него большое влияние».

2. «Если ты потерялся на улице»

Цель: учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес.

1.Игровое упражнение «Если ты потерялся». Нарисовать дом, в котором ребѐнок живѐт, ориентиры, помогающие определить место жительства.

2.Тематическая беседа "Назови свой адрес!".

3.Дид. упражнение: раскрасить на рисунке только тех, к кому можно обратиться за помощью на улице. 4.Игра-тренинг «Как правильно обратиться к взрослому с просьбой»

Консультация «Опасности подстерегающие ребѐнка на улице»

3. «Если тебе угрожает опасность». Цель: закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

1.Моделирование и обсуждение типичных ситуаций угрожающих жизни и здоровью ребѐнка. 2.Обыгрывание ситуаций, используя кукольный театр.

3. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы»

 4.Дид. игра «Найди безопасный путь зайчика к дому»

Оформление папки- передвижки: «Как обезопасить своего ребѐнка»

        2. Ребенок и природа

 

1. «Безопасность при отдыхе на природе» Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе.

1.Дид. карточки «Найди правильное действие»

2. Игра-тренинг: «Если рядом  пчѐлы»

3.Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза».

 4.Разгадывание тематических загадок.

5.Подвижная игра «Прятки -АУ!» 6.Рисование тематических плакатов: «Береги природу»!

Папка-передвижка «Экскурсии в природу».

2. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Охрана природы» Цель: развивать у детей понимание того, что планета Земля—наш общий дом, воспитывать природоохранное поведение.

1.Тематическая беседа.

 2.Составление рассказа по картинам: луг, лес, река, поляна.

3.Чтение стихотворений и рассказов о природе.

4.Демонстрация художественных картин о природе.

 5.Проведение опытов: «Свойства почвы», «Воздух», «Свойства воды».

6.Дид. упражнение: «Определи, что вредит природе», «Определи, что восстанавливает природу

Беседа с родителями: «Охраняйте природу»; организация совместного родительского субботника.

3. «Беседа о гололѐде» Цель: дать детям представление о гололѐде как явлении природы

1.Разгадывание тематических загадок о зимних явлениях природы.

2.Демонстрация опыта: «Таяние снега (льда) при нагревании, замерзание воды при низкой температуре».

3.Дид. игра «Явления природы» 4.Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. 5.Моделирование ситуации: «Ребѐнок вышел с мамой на прогулку, а на дороге гололѐд»

Памятка «Осторожно! Скользкая дорога».

         4. «Лекарственные растения» Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями.

1.Беседа "Лекарственные растения, польза и вред".

 2.Экскурсия по саду: «Знакомство с лекарственными растениями» 3.Разгадывание загадок о растениях. 4.Чтение тематических стихотворений.

 5.Подвижная игра «Что где растѐт»

6.Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху

Оформление уголка для родителей: «Растения наши друзья»

3. Ребенок дома

        1. «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель: закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними

1.Тематическая беседа по иллюстрациям с объяснениями. 2.Экскурсия «Изучаем план эвакуации детского сада» 3.Подвижная игра «О пожаре» (воспитатель, передаѐт шар детям по кругу со словами, дети должны назвать последнюю строчку стихотворения и передать шар следующему) .

4.Дид. игра «Найди и раскрась пожароопасные предметы»

 5.Игра-тренинг: «Как правильно позвонить с службу 01»

Консультация: «Не бывает дыма без огня».

2.«Использование и хранение опасных

предметов» Цель: закрепить правила пользования и хранения опасных предметов.

1.Дидактические упражнения. 2.Беседа.

3.Разгадывание загадок по теме. 4.Дид. игра «Найди места для хранения опасных предметов»

 5. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы»

Провести беседу: «Как и где необходимо хранить опасные предметы».

        3. «Как могут стать опасными домашние вещи» Цель: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.

1.Разучивание правил—стихотворений.

2.Обыгрывание тематических ситуаций с помощью кукольного театра.

3.Моделирование ситуаций: «Дети одни дома, почувствовали запах газа»; «Мы уходим из дома на прогулку».

4.Дид. игра: «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а

кто нет».

5.Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Оформление папки-передвижки: «Безопасность в доме».

4. «Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: ознакомление детей с действиями при пожаре.

1.Беседа «Чтобы не было пожара» 2.Дид. игра «Сигнал тревоги» 3.Игра-имитация «Пожарники» 4.Чтение стихотворений и рассказов по теме.

 5.Подвижная игра «Преодоление за-дымлѐнной зоны». 6.Разгадывание тематических загадок, кроссвордов.

Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»

4. Здоровье ребенка

 

1. «Как устроен Я» Цель: познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма.

1.Демонстрации иллюстраций, слайдов на тему: «Строение тела человека»

2.Игра-разминка: «Покажи части тела и лица» (ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе.

3.Дидактическое упражнение: «Создай свой портрет»

Рекомендации родителям: беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, называть органы медицинскими, общепринятыми терминами.

2. «Работа внутренних органов человека» Цель: дать общее представление о работе сердца, органов пищеварения, органов дыхания.

1.Демонстрации слайдов, иллюстраций «Внутренние органы тела человека».

 2.Тематическая беседа. 3.Практические опыты: «Определение пульса»; «Движение грудной клетки при дыхании»; «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм».

 4.Чтение произведения В.Драгунского «Денискины рассказы»

5.Подвижные игры

Оформление уголка для родителей «Укрепляем свой организм»

3. «Как движутся части тела» Цель: ознакомить детей с назначение мышц, костей, суставов.

 

1.Тематическая беседа с использование иллюстраций.

2.Дид. карточки: «Определи и назови органы движения человека» 3.Тренинг-упражнение: «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку)

4.Подвижные игры..

Консультация: «Как сохранить осанку в норме»

        4. «Отношение к больному человеку» Цель: стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям.

1.Тематическая беседа.

2.Вводный тренинг (предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и т.п. и попросить рассказать, что они при этом чувствуют)

3.Обсуждение картинок с изображением людей-инвалидов. (кто им помогает, почему; видели ли вы таких людей, что при этом чувствовали, чем и кому вы можете помочь»

Рекомендации родителям: объяснить детям, как нужно вести себя при встрече с человеком-инвалидом.

5.Эмоциональное благополучие ребенка

 

1. «Конфликты между детьми» Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

 

1.Тематическая беседа.

2.Игра-пантомима: «Угадай мои эмоции»

3.Моделирование ситуаций:

-одна девочка катается на качелях, другая пытается еѐ столкнуть;

 -один мальчик принѐс игрушки, а другой их забрал.

4.Разучивание пословиц и поговорок: «Всякая ссора красна миром; Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Друга ищи, а най-дѐшь—береги; Других не суди—на себя погляди; Добрые слова дороже богатства.

Консультация: «Жадный ребѐ-нок»

2. «Как можно всѐ

объяснить взрослым» Цель: способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путѐм формирования умения объясниться.

1.Тематическая беседа.

2.Тренинговая игра: «Поручение-обращение» (ребѐнку необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения).

3.Рисование. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» 4.Моделирование ситуации:

 -ребѐнок разбил мамину любимую вазу, что делать, как поступить. 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Рекомендации родителям: стараться выслушивать своего ребѐнка, учить его говорить правду, находить, совместное, решение из сложной ситуации.

3. «Твои поступки и чувства других» Цель: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

.Дид. игра: «Изобрази выражение лица» (предлагаются различные ситуации)

 2.Дид. игра: «Покажи выражение лица как на картинке»

3.Игра-тренинг: ведущий изображает свои чувства в какой либо ситуации; остальные определяют, что он хотел показать. 4.Игра: «Я—разведчик» (определить по внешним признакам, кто человек по профессии)

5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Оформление уголка: «Как наше слово отзовѐтся»

4. «Мы готовимся к школе»

Цель: сформировать понятие готовности к поступлению и обучению в школе.

 

1.Дид. игра «Оцени друга» 2.Подвижная командная игра: «Кто быстрее соберѐт портфель»

3.Дид. игра: «Что тебе понадобится в школе».

 4.Подвижная игра «Школьный звонок» (дети сидят на стульчиках, как только звенит 1-звонок, можно вставать и бегать, а когда звонок звенит второй раз, нужно занять свой стульчик)

Оформление папки-передвижки: «Готовность ребѐнка к школе».

6. Ребенок на улице

1. «Мы—пассажиры» Цель: закрепить полученные знания по правилам поведения в общественном транспорте.

1.Дид. игра «Назови виды транспорта»

 2.Беседа о правилах Дорожного движения.

 3.Просмотр тематических мультфильмов и их обсуждение.

 4.Игра-тренинг: «Мы пассажиры автобуса»

Консультация: «С ребѐнком едем в город»

        2. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы.

1.Тематическая беседа. 2.Обыгрывание ситуаций: -вы идѐте зимой по тротуару и заметили большие сосульки свисающие с крыши дома…; вы идѐте по тротуару и увидели открытый люк.

3.Сюжетно-ролевая игра «Дорога»

4.Дид. игра: «Кто самый внимательный»

5.Выезд на улицу города : пешеходный переход, для написание трафаретами «Сними наушники», «Убери мобильник»

Составление плана-схемы безопасного пути в детский сад, с отметкой опасных участков на пути следования.

3. «Опасные ситуации на дорогах» Цель: познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.

1.Рассмотрение рисунков, анализ ситуаций.

 2.Дид. игра «Знаешь ли ты дорожные знаки»

3.Просмотр тематических мультфильмов «Уроки безопасности тѐтушки Совы» и обсуждение.

4.Чтение литературных произведений о ПДД.

Памятка для родителей: « Основные правила дорожного движения»

4. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живѐшь?» Цель: помочь детям запомнить и твѐрдо знать свой адрес.

1.Тематическая беседа.

2.Написание печатными буквами своего адреса, номера телефона.

3.Моделирование ситуации: -вы оказались далеко от дома, увидели милиционера и подошли, вам нужно объяснить, где живѐте, как выглядит дом, в каком подъезде, на каком этаже ваша квартира.

4.Рисование: «Наша улица», «Мой двор».

Рекомендации родителям: помочь детям правильно запомнить свой адрес, номер телефона.

 Методическое обеспечение программы

Материалы и оборудование:
Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные
листы;
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
Плакаты;
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дорожные знаки.

Программно – методическое  обеспечение:
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

                               

                                                                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основной:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.

6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

Дополнительный:

1. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004, №4.

2..Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.

3. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.

4. Программа «Детство». – СПб., 1997.

5.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.

6.Соловьёва Е.А. Гражданское воспитание сегодня. //Дошк. Воспитание - 1995 №8.

7.Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3

8.Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997

9.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.

10.Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.

11.Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003.

Фотографии детей подготовительной группы , родителей, воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Учимся думать играя»

Отличительные особенности программы.Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенст...