Проект "Игралочка"
проект (старшая группа)

Гижица Наталья Яковлевна

оздоровительный проект с детьми 5 – 6  лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Игралочка" проект886.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №2» Пионерского городского округа

«Игралочка»

оздоровительный проект с детьми

старшей группы №2 «Янтарик»

Возраст детей: 5 – 6  лет

Срок реализации:  один год

Составила  воспитатель:

Гижица Наталья Яковлевна.

                       «Подвижная игра является
          упражнением, посредством которого
                        ребенок  готовится к жизни»
                                                   П. Ф. Лесгафт

Актуальность проекта.           

      Дошкольный возраст – это период формирования  человеческой личности,  период, когда ребёнок усиленно  растёт и развивается, когда  закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье,  приобретённое в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни. Поэтому возникает необходимость в использовании эффективных средств, направленных на развитие и совершенствование двигательной сферы детей дошкольного возраста  на основе  формирования у них  потребности в движениях. Одно из таких средств  - это народные подвижные игры, целью которых является физическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.

      В народных играх имеется огромный потенциал для физического и личностного развития детей.  В подвижных играх совершенствуется быстрота и ловкость, сила и выносливость, воспитываются такие личностные качества как смелость  и мужественность, выдержка и стремление к победе. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.    

      Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

        Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации. Во время игры дети должны соблюдать правила игры, проявлять смекалку, находчивость, творческую выдумку. Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.

     В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами: жеребьевками, стихами, песенками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
   Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время занятий, развлечений,  прогулок,  физкультминутках и  динамических паузах.
  Народная подвижные игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой и задача педагога поддержать интерес детей к народным подвижным играм,  сделать этот вид деятельности частью  их жизни.

     

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Задачи:

  • знакомить детей с русскими народными играми, сформировать представление детей о разнообразии народных подвижных игр;
  • учить детей использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, развивать творческую активность,  социально-коммуникативные навыки: умение договариваться,  считаться с мнением своих сверстников,  действовать согласно правилам;
  • развивать физические и личностные качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость, честность, смелость;
  • создавать условия для удовлетворения двигательной активности дошкольников;
  • приобщать детей к русской культуре, воспитывать любовь и интерес к русской народной игре;
  • вовлекать родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.

Описание проекта

Тип проекта: игровой, практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 год – август 2023 года.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители старшей группы.

Продукты проекта: 

-  картотека народных подвижных игр;

- картотека считалок, закличек;

- развлечение «Игровая карусель».

Этапы реализации проекта

Действия детей

Действия педагога

Организационно-подготовительный этап,   сентябрь – октябрь 2022 года

 - вхождение в проблемную ситуацию.

- подбор и изучение методической литературы по теме;

- составление плана реализации проекта;

- создание картотеки народных подвижных игр;

- создание картотеки считалок, закличек;

- формирование мотивационной готовности родителей и детей участвовать в проекте;

- подбор информационного материала для родителей;

- вводная консультация для родителей.

Основной этап, ноябрь 2022 года – июнь 2023 года

- формирование элементарных знаний и представлений о народных традициях, обычаях, о народных подвижных играх и их разнообразии;

- разучивание и участие  в народных подвижных играх;

- использование народных подвижных игр в самостоятельной деятельности;

- рассматривание иллюстраций о русских народных играх;

- использование считалок, закличек, масок, атрибутов для подвижных народных  игр.

- разучивание подвижных игр, включение их в режимные моменты, НОД, праздники и развлечения;

- чтение и разучивание считалок, закличек, текстов игр и т.д.;

- пополнение развивающей среды группы: изготовлению масок и атрибутов для народных подвижных игр;

- консультация для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».

Заключительный этап, июль – август 2023 года

- участие в развлечении «Игровая карусель»;

- обобщение опыта работы по теме «Народные детские подвижные игры».

- мониторинг уровня заболеваемости;

- представление фотоотчёта для родителей;

- презентация картотеки считалок, закличек, народных подвижных игр.

Ожидаемые результаты проекта: 

Для детей:

  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют их в самостоятельной деятельности;
  • дети используют в активной речи жеребьевки, считалки, заклички;
  • улучшение показателей физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др.;
  • расширение кругозора, представлений о народных обрядах, играх, обычаях.
  •  повышение двигательной и познавательной активности.

Для родителей:

  • использование русских народных подвижных игр в семейных досугах;
  • активное участие в проектной деятельности.

 Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

  • никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
  • использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);
  • создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
  • быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
  • не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
  • участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
  • создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Насколько эффективна игра, можно судить по следующим показателям:

  • дети с желанием играют;
  • проявляют яркие эмоции;
  • стараются выполнить правила и ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
  • умение дошкольников самостоятельно организовывать знакомую игру

      

 Обучение детей народным играм.

  • чётко, лаконично объяснять детям правила, указывать местоположение играющих;
  • убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;
  • мотивировать детей на игру;
  • использовать оборудование;    
  • поставить цель: выполнить правила игры;
  • на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой;
  • постепенно правила усложнять, предлагать детям составить варианты игры;
  • педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми;
  • организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровую деятельность вместе с детьми.

Литература:

1. Князева О.Л., М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

2. Картотека русских народных подвижных игр.

3. Картотека «Считалок»

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2014.-166с.