«Формирование ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений с мячом»
методическая разработка (подготовительная группа)

Степанова Любовь Ильинична

Дошкольный  возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад п.Пугачевский  Пугачевского района

Саратовской области»

Доклад на тему

 «Формирование ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений с мячом»

Подготовила воспитатель : Степанова Л.И.

http://4liski.detkin-club.ru/images/custom_2/20720739_5a1ed68a660f0.jpg

   Дошкольный  возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. Поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на здоровье. Для того, чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Именно мяч является одним из самых доступных спортивным инвентарем и есть у каждого ребенка. Вот только научить ребенка играть в мяч может не каждый родитель. Что еще раз подтверждает поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним, редкoе применение детьми мяча в самостоятельной деятельности. Поэтому необходимо уделить внимание такому вопросу, как игра с мячом. Если ребенок будет владеть необходимыми знаниями, навыками, то сможет в дальнейшем самостоятельно организовывать игры с мячом.

В процессе физического воспитания дошкольников необходимо особое внимание уделять развитию физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость) которые являются основой в формировании у детей разнообразных умений и навыков. От уровня их развития во многом зависит эффективность обучения физическим упражнениям, технике выполнения движений, становлению двигательной функции. Обычно мяч рассматривают в основном как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы, координации. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребёнка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физическиИгры с мячом важны и для развития руки малыша.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

На занятиях и в самостоятельных играх у детей шестого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

Предполагается, что использование подвижных игр, физических упражнений, создание проблемных ситуаций, привлечение родителей – даст возможность развить умения детей свободно владеть мячом и дети научатся разным способам передачи мяча, позволит развить у детей физические качества.

Для эффективного использования действий с мячом как составной части двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо, прежде всего, знание содержания и структуры доступных детям приемов, способов владения мячом и особенностей их формирования.

Объективным показателем развития двигательной функции дошкольников является координация движений. 
Долгое время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении двигательных действий применялся термин «ловкость». 
«Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: Развитие ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте происходит двумя путями: 
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. 
2. Ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения

У детей 6-7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Упражнения с мячом требуют определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий.

На начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

Решающим условием обучения детей действиям с мячом является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их физической подготовленности. При этом в полной мере необходимо учитывать интересы и возможности детей.

Процесс обучения упражнениям с мячом можно условно разделить на следующие этапы:

- первоначальное обучение;

- углубленное разучивание;

- закрепление и совершенствование движений.

На каждом из них ставятся определенные задачи, которые осуществляются при помощи соответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создает оптимальные условия для формирования двигательных действий.

При обучении детей упражнениям с мячом очень важно усвоить следующие главные элементы двигательных действий:

- при ловле мяча - овладение положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом;

- при передаче и бросках мяча - овладение движением рук;

- при ведении мяча - овладение положением кистей рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом.

Иначе действия передачи, ловли и ведения мяча не могут быть выполнены или будут выполняться неверно.

     Мяч является средством общения между людьми

Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи.

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха

Цель игры с мячом Основной целью игры является ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например забить его в ворота, или отбить так, чтобы противник не смог его поймать Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., знакомясь со свойствами мяча, выполняет разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.). По этому можно сказать что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Основная задача ДОУ – научить всех детей владеть с мячом на достаточно высоком уровне.

Воспитание ловкости детей шести-семи лет успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста. 

Подвижные игры с мячом – прекрасное средство развития у старших дошкольников ловкости, выносливости, силы и быстроты, воспитания решительности, находчивости, выдержки, организованности.

Например:

Игра «Кати в цель» с усложнением. Катание проводится по очереди: правой и левой рукой, вместо целей используем поставленные на землю кегли.

Игра «Змейка». Варианты усложнения:

Игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю. .

Играм типа «Ловишки» (с мячом) присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, развитие ловкости

«Мячик кверху»

Цель: развитие умения быстро бегать, развитие быстроты реакции.

Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим

«Ты катись, веселый мячик»

Цель: развитие быстроты реакции.

Дети выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Игроки передают мяч по кругу со словами:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился -
Тот бежит по сторонам!

Тот игрок, у кого мяч остался в руках, поворачивается спиной к центру. Игроки, стоящие по обе стороны от него, поворачиваются в стороны и бегут по сигналу: «Раз, два, три – беги!» Кто первый прибежит к мячу, берет его, и игра начинается сначала. Теперь, можно мяч передавать в другом направлении. 
Правила игры: Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Нельзя водящему специально задерживать мяч для другого игрока. Бежать игроки должны в разные стороны, спина к спине друг друга. Нужно оббегать круг, и нельзя забегать в центр.

«Охотники и звери»

Цель: развитие скоростных качеств, ориентировки в пространстве, глазомер.

На площадке обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» — бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

Охотник на зайцев

На одной стороне поля нужно начертить круг для охотника. На другой — кружками обозначить домики для зайчиков. В каждый кружок размещают 2–3 игрока. Охотник бродит по площадке, разыскивая заячьи следы.

Организатор дает сигнал, после которого зайчики выходят на прогулку, делая прыжки на двух ногах. Затем он громко говорит слово «охотник!», после чего зайчики быстро скачут в домики, а охотник пытается попасть в одного из них мячиком. В какого участника попали, тот считается застреленным и попадает в плен к охотнику.

Игру повторяют несколько раз, а затем выбирают нового охотника.

Большое место в развитии ручной ловкости занимают игры и упражнения, относящиеся к «Школе мяча».

Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками (см. рисунок)

6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

Игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте. В таких играх отсутствуют сюжет и роли, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность и быстроту их выполнения

Эстафета с мячами.

Сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому педагогу отдает мяч игрок, стоящий первым;

Мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;

Комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед – внизу, между широко расставленными ногами.

Традиционные приемы игры в мяч в народных играх- забавах.
Для того чтобы успешно освоить подвижные игры с мячом, дети должны хорошо овладеть основными приемами в игры мяч, которые часто упоминаются в русских народных играх забавах

Свечки - подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Затем бросить выше, следом –еще выше.
Гвозди ковать – отбивать мяч одной рукой о землю.
Вертушки-перевертушки – положить мяч на ладонь , слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать его..

1.Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин
магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги.
Почему? Мяч может выкатиться под колеса
проезжающей машины, вызвать аварию.
И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за
мячом на дорогу!
3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его.
Почему? Это испортит мяч
4. Не играйте мячом возле больших водоемов.
Почему? Мяч может отнести далеко от берега,

Работа с родителями
Для получения большего эффекта от занятий с мячом необходимо,
чтобы родители как можно чаще уделяли внимание играм с детьми.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально
обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Рекомендация
•Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п.
Попробуйте научить этому и вашего малыша.
•Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него
повторять упражнение до тех пор, пока ему не удастся выполнить его правильно.
•Не упрекайте ребенка за рассеянность, невнимание, неумение и т.п.
•Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет
находиться в хорошем настроении.
•Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой:
гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.
•Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого
возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении,
бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
•Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях!
•Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с
вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок.
• Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий,
смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим.
•Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же
сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление
учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
•Используйте рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, они
помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового
задания.

https://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1007/lenm100700016/7334717-Kinder-spielen-Ball-im-Park--Lizenzfreie-Bilder.jpghttps://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1007/lenm100700016/7334717-Kinder-spielen-Ball-im-Park--Lizenzfreie-Bilder.jpghttps://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1007/lenm100700016/7334717-Kinder-spielen-Ball-im-Park--Lizenzfreie-Bilder.jpghttps://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1007/lenm100700016/7334717-Kinder-spielen-Ball-im-Park--Lizenzfreie-Bilder.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»

ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  посредством кинезиологических упражнений»...

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование навыка метания детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с нестандартным оборудованием "Путешествие в сказку"

Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается оч...

Опыт работы по теме "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и игр-эстафет с учетом ФГОС."

Подвижные игры и игры-эстафеты являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способств...

Консультация "Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом" 2019год

Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп....

ПРОЕКТ «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»

ПРоект «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»...

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...