«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ»
статья

Ристонен Любовь Михайловна

«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды  в современных условиях ДОУ»

 

   Почему так актуальна на сегодняшний день тема здоровье сбережения среди детей? Потому, что проблемой  общества в целом, а особенно современного  образования за последние десятилетия, является снижение уровня здоровья детей. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья дошкольников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности учащихся, отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей. Мы вынуждены признать, что  в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе.  И потому на сегодняшний день на педагога возлагается задача, казалось бы решение которой должны осуществлять медицинские работники — это задача заключается в  заботе о здоровье учащихся. Почему же именно школа решает эту задачу? К сожалению, мы вынуждены признать, что большая часть всех воздействий на здоровье детей— желательных и нежелательных — осуществляется именно педагогами в образовательном процессе. Кроме того,  современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Отсюда выходит, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях — педагог.

Существует целая система организации здоровье сбережения в школе, множество научно обоснованных технологий. Я хочу остановиться на том, что я делаю в своей педагогической деятельности для решения задачи здоровье сбережения детей.

     В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Учитывая возрастные психологические особенности школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.  Я стараюсь использовать  в практике нестандартные занятия: экскурсии, конкурсы, театральные постановки, игры, соревнования, физминутки.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового материала, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся  ситуации.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию , помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Часто на занятиях организую парную и  групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче и веселее  учиться вместе.

Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы дети могли видеть друг друга, или работать стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за столом. Малоподвижность во время занятия негативно влияют на здоровье детей. Учитывая это, не требуется от детей , сохранения неподвижной позы в течение занятия.

Физкультминутки – естественный элемент, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз — снять зрительное утомление. У меня  целая подборка весёлых физкультминуток, которые не только поднимают детям настроение, но и успешно решают задачу здоровье сбережения. Традиционными  стали дни здоровья, веселые старты, КВНы, различные творческие конкурсы, фестивали. Они помогают нам успешно решать задачу здоровье сбережения –потому как содержат большое количество видео к урокам, песен, загадок и занимательных заданий, что позволяет детям усваивать новый материал легко и непринуждённо.

Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Каждому педагогу нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания детей, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровье сберегающим.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc19.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды  в современных условиях ДОУ»

   Почему так актуальна на сегодняшний день тема здоровье сбережения среди детей? Потому, что проблемой  общества в целом, а особенно современного  образования за последние десятилетия, является снижение уровня здоровья детей. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья дошкольников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности учащихся, отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей. Мы вынуждены признать, что  в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе.  И потому на сегодняшний день на педагога возлагается задача, казалось бы решение которой должны осуществлять медицинские работники — это задача заключается в  заботе о здоровье учащихся. Почему же именно школа решает эту задачу? К сожалению, мы вынуждены признать, что большая часть всех воздействий на здоровье детей— желательных и нежелательных — осуществляется именно педагогами в образовательном процессе. Кроме того,  современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Отсюда выходит, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях — педагог.

Существует целая система организации здоровье сбережения в школе, множество научно обоснованных технологий. Я хочу остановиться на том, что я делаю в своей педагогической деятельности для решения задачи здоровье сбережения детей.

     В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Учитывая возрастные психологические особенности школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.  Я стараюсь использовать  в практике нестандартные занятия: экскурсии, конкурсы, театральные постановки, игры, соревнования, физминутки.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового материала, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся  ситуации.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию , помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Часто на занятиях организую парную и  групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче и веселее  учиться вместе.

Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы дети могли видеть друг друга, или работать стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за столом. Малоподвижность во время занятия негативно влияют на здоровье детей. Учитывая это, не требуется от детей , сохранения неподвижной позы в течение занятия.

Физкультминутки – естественный элемент, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз — снять зрительное утомление. У меня  целая подборка весёлых физкультминуток, которые не только поднимают детям настроение, но и успешно решают задачу здоровье сбережения. Традиционными  стали дни здоровья, веселые старты, КВНы, различные творческие конкурсы, фестивали. Они помогают нам успешно решать задачу здоровье сбережения –потому как содержат большое количество видео к урокам, песен, загадок и занимательных заданий, что позволяет детям усваивать новый материал легко и непринуждённо.

Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Каждому педагогу нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания детей, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровье сберегающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ«Современные  подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...

Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан»  п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...

Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратко...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОВЗ

ØВ целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС.ØС 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образователь...

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО.

Селиверстова Л.С. воспитательМБДОУЦРР детский сад №28«Жемчужинка»Республика Хакасия г. Саяногорск Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной  деятельности ДОУ в ус...