КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
картотека

Именно в дошкольном возрасте идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка.

Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Использование пальчиковых игр - развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

на 2018-2019 учебный год

«Прогулка в осеннем лесу»

Раз, два, три, четыре, пять –             Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.                    Сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы,                                  Загибают пальчики, начиная с большого.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.       «Шагают» по столу.

«Колобок – колючий бок»

- Ёжик, ёжик колкий,         Ладони соединены в замок, пальцы плотно прижаты.

  Где твои иголки?

  Ёжик, ёжик колкий,

  Ну, где твои иголки?

- А вот они!                        Не разъединяя ладоней поднять пальцы вверх.

- Ёжик, ёжик колкий,

  Спрячь свои иголки!

  Ёжик, ёжик колкий,

  Спрячь свои иголки!      Пальцы прижать к кистям рук.

«Волшебная осень»

Пять весёлых капелек по земле стучат,               Дети повторяют движения и  

                                                                                 слова.

 Пять весёлых капелек земле говорят:

 Том – том – том – том!               Постукивают по коленям пальцами обеих рук:

 Тим – тим – тим – тим!         большими пальцами, указательными,  средними,                                                                                                                              

 Тик – тик – тик – тик!           безымянными, мизинцами

 Тип – тип – тип – тип!           Повторяют движения  на полу, в воздухе.

Можно постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам,

по ногам, по полу.

«Полная корзина овощей»

«Огурцы»

Плети огуречные                           Дети широко разводят руки в стороны.

Вот такие длинные!

Огурцы под листьями -               Прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят    

Очень плохо видные.                   направо – налево.

Мы листочки поднимаем             Дети ритмично, по очереди указательным и

                                                        большим пальцами «приподнимают огуречные

                                                                                          листья».

 И огурчики считаем:                    

Один, два, три, четыре, пять,       Разгибают по очереди пальцы на левой руке.

Будем их сейчас срывать.             Делают хватательные движения левой рукой.

Пять огурчиков сорвём                 Делают  хватательные движения правой рукой.

 А потом вернёмся в дом.             «Идут» пальчиками по столу.

 

«Сундучок Осени: фрукты» 

«Компот»

  Будем мы варить компот,       левую ладошку держат «ковшиком», пальцем

  Фруктов нужно много вот:     правой руки мешают

  Будем яблоки крошить,           Загибают пальчики по одному, начиная с большого

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.        Опять варят и мешают.

  Угостим честной народ.

«Кто как к зиме готовится» (грибы, ягоды, орехи)

«Грибные заготовки»

Дети в лес грибной пошли          Дети «идут» указательным и средним пальцами

И грибочки там нашли                обеих рук по столу.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко                Загибают и разгибают пальцы на руке,

 И пожарили с картошкой.            Рассказывая, что они сделали с грибами.

«Почему медведь зимой спит»

Спит зимой барсук и ёжик,           Дети загибают пальцы на руке, перечисляя

И медведь зимой спит тоже.       животных и насекомых, впадающих зимой

Спят пчела и муравей,                 в спячку.

Ждут весенних тёплых дней.

«Магазин одежды»

Маша варежку надела:                    Все пальцы сжать в кулачок.

«Ой, куда я пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал,                  Все пальцы разжать, кроме большого

 В свой домишко не попал».

 Маша варежку сняла:

 «Поглядите – ка, нашла!               Разогнуть большой палец.

 Ищешь, ищешь и найдёшь,          Сжать пальцы в кулачок, отделить большой

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»                       палец.

«Городок игрушек»

Надуваем быстро шарик,           Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются

                                                       кончиками.  В этом положении дуем на них -

 Он становится большим,          при этом пальчики принимают форму шара

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел,          Воздух «выходит» и пальчики принимают

 Стал он тонким и худым.                        Исходное положение           

«Продуктовый магазин» (продукты питания)

 Наша Маша варила кашу,              На первые две строчки чертить круги на

 Кашу сварила малышей кормила:                             ладони.

 Этому дала,                           На следующие четыре – загибать пальцы с

 Этому дала,                           проговариванием слов.

 Этому дала,

 А этому не дала.

 Он много шалил.                   На седьмую строку – пальцами другой руки брать

 Свою тарелку разбил.            Мизинчик и слегка покачивать.

«Всё о человеке»

Кто зубы не чистит,           Пальцы рук поочередно, начиная с указательного,

Не моется с мылом            «здороваются» с большими пальцами.

Тот вырасти может            Ладони ставятся одна над другой,

Болезненным, хилым.       изображая рост ребенка.

Дружат с грязнулями        Пальцы рук соединить в замок

Только грязнули,

Которые сами

В грязи утонули               Движение имитирующее пловца.

У них вырастают             Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом

Противные бяки,             около носа, «дразнимся»

За ними гоняются            Руки вперед, правая ладонь лежит на левой,

Злые собаки                     пальцы чуть согнуты, каждый палец правой

                                          руки касается одноименного пальца левой (пасть).

Грязнули боятся              Руки скрещены на груди, затем волнообразные

Воды и простуд,              движения рукой, касаемся указательным и

А иногда и вообще не растут!       большим пальцем носа, а на последнюю

                                                          строчку, совершаем    отрицательные

                                                          движения указательным пальцем.

 «Домашние животные и их детёныши»

Еду, еду на лошадке

 Еду, еду -  путь не гладкий.        Пальцы рук в «замке». Четыре «щелчка»  

                                                       Запястьями на сильную долю.                                                                                

 Скок,                                            «щелчок» - руки перед собой,

 Скок                                             «щелчок» - руки вверху,

 Пере-                                            «щелчок» - руки внизу,

 Скок!                                           «щелчок» - руки вверху.

 Через речку на мосток.              «Щелчок» на каждый слог, постепенно вытягивая

                                                        руки вперёд.

«Дикие животные и их детёныши»

На лужок пришли зайчата,               Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.

  Медвежата, барсучата,                    при перечислении животных считать пальцы

  Лягушата и енот:                             на обеих руках

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

«Новогодний поезд»

«Что зима нам принесла?»

Что зима нам принесла?                         Перечисляя то, что принесла зима, дети

Много снега,                                            поочерёдно загибают пальцы на левой и 

Много льда,                                              правой руках.

Много маленьких снежинок,

Много тонких звонких льдинок,

Много санок и коньков

И на ёлке огоньков,

Много масок и хлопушек

И под ёлкою игрушек.

«Новогодняя царица»

«На ёлке»

 Мы на елке веселились,             Ритмичные хлопки в ладоши,

 И плясали, и резвились.             Удары кулачками.

 После добрый Дед Мороз          «Шагают» средним и указательным пальчиками

  Нам подарки преподнес.            по столу

  Дал большущие пакеты,             «Рисуют» руками большой круг

  В них же вкусные предметы:     Ритмичные хлопки в ладоши

  Конфеты в бумажках синих,      Загибают пальчики, начиная с большого

  Орешки рядом с ними,

  Груша, яблоко,

  Один золотистый мандарин.

«Кошкин дом: мебель»

«Наша квартира»

В нашей комнате – столовой –               На каждое название предметов мебели

Есть отличный СТОЛ дубовый,           дети загибают по одному пальчику.

СТУЛЬЯ – спинки все резные.              К концу стихотворения должны быть   

Ножки гнутые, витые.                             загнуты все десять пальцев.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев  ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный

«Транспорт»

  Две ладошки прижму             Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.

  И по морю поплыву.

  Две ладошки – друзья –

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,                    Поднять выпрямленные ладони вверх.

  Синим морем поплыву.         Имитация движений волн и рыбок.

  А по бурным волнам

  Плывут рыбки тут и там.

«Мы – водители»

«Профессии на транспорте»

Все профессии нужны,                  Соединяют пальцы рук – большой палец

Все профессии важны.                   с большим, указательный с указательным и т.д.

Лётчик нужен самолёту,

Вертолётчик – вертолёту,

Капитаны – кораблям,

Машинисты – поездам.

Космонавт летит в ракете.

Транспорт нужен всем на свете.

 

«Детский сад»

«Встали пальчики»

 Этот пальчик хочет спать,                  Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,

 Этот пальчик -прыг в кровать,            начиная с мизинца.

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж заснул.

 Тише, тише, не шуми,                         Затем большим пальцем касаться всех

 Пальчики не разбуди.                          остальных – «будить».

 Встали пальчики –«Ура!»                  С восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,             

 В детский сад идти пора!                    широко расставив пальцы.

«А у вас?» (профессии)

«Наперсток»

  Вышивает, шьет иголка,         В правой руке воображаемая иголка

  Пальцу больно,                        «шьёт» и задевает указательный пальчик

  Пальцу колко.                           на левой руке

  А наперсток

  В тот же миг

  К девочке на пальчик              Надевают напёрсток

  Прыг!

  Говорит иголке:

  -Шей,                                        «Шьют»

  а колоться ты не смей!            Грозит пальчиком

«Кем быть?»

«Строим дом»

Целый день тук да тук-           Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят

Раздаётся звонкий стук.         вверх, постукивает по указательным пальцам

Молоточки стучат,                 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).        Пальцы соединить,  

                                                                                  показать «крышу»

Вот какой хороший дом,        Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживём.          Вращать кисти рук.

«Крокодил Гена идёт в армию» 

«Защитники Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.                  Растопырить пальцы на обеих руках,

 Удалые молодцы.                             потом сжать их в кулак

 Два больших и крепких малых      Приподнять два больших пальца, другие 

 И солдат в боях бывалых.               крепко прижать к столу.

 Два гвардейца – храбреца!             Приподнять два указательных  пальца, другие 

                                                            крепко прижать к столу.

 Два сметливых молодца!                Приподнять два больших пальца, другие 

                                                            крепко прижать к столу.

 Два героя безымянных,                    Приподнять два больших пальца, другие       

 Но в работе очень рьяных!              крепко прижать к столу.

 Два мизинца – коротышки –            Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями

 Очень славные мальчишки!             по столу.

«Весёлые музыканты» (перелётные птицы)

«Птички»

  Пой-ка, подпевай-ка,

  Десять птичек – стайка!

  Эта птичка  - соловей,                Загибают пальчики на обеих руках

  Эта птичка – воробей,

  Эта птичка – совушка,

       Сонная головушка.

  Эта птичка свиристель,

  Это птичка коростель.

  Эта птичка – скворушка,

  Серенькое пёрышко,

  Это зяблик, это – стриж,

  Это развесёлый чиж.

  Ну а это -  злой орлан.

  Птички, птички по домам.        Машут «крыльями».

«Золотая рыбка» (водные животные)

«Рыбка»

  Рыбка плавает в водице,                   Ладони сложены вместе, дети изображают,

  Рыбке весело играть.                         как плывёт рыбка.

  Рыбка, рыбка, озорница,                   Грозят пальчиком.

  Мы хотим тебя поймать.                   Медленно сближают ладони.

  Рыбка спинку изогнула,                    Делают хватательное движение.

  Крошку хлебную взяла.

  Рыбка хвостиком вильнула.             Снова «плывут»

  Рыбка быстро уплыла.

«Аленький цветочек» (комнатные растения)

«Цветок»

Мы цветка все части знаем:

Корень,                                           Дети разгибают пальцы на руке, начиная

Стебель,                                         с мизинца, перечисляя части цветка.

Лист,

Бутон.

А когда цветок завянет,                Сжимают пальцы руки в кулак.

Семена подарит он.                       Трут на обеих руках большие пальцы рук об      

                                                   указательные и средние пальцы ( «сыплют семена»)

«Где мы живём?» (наш город)

«Я художник»

  Я взял бумагу, карандаш,                «Рисуют» карандашом.

  Нарисовал дорогу.                            Сжимают, разжимают кулачки.

  На ней быка изобразил,                    Показывают рога.

  А рядом с ним корову.

  Направо дом, на лево сад…             Показывают крышу дома.

  В лесу двенадцать кочек.                 «Рисуют» кочки и яблочки.

  На ветках яблочки висят,

  И дождичек их мочит.

  Потом поставил стул на стол,

  Тянусь как можно выше.                  Тянут руки как можно выше

  Уф! Свой рисунок приколол

  Совсем неплохо вышел!

«Работа в поле»

«У Лариски - две редиски»

   У Лариски –                                                      По очереди разгибают пальчики

   Две редиски.                                                     из кулачка, начиная с большого,

   У Алешки –                                                      на одной, а затем на другой руке.

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

 Две хвостатых редьки.

«Будем космонавтами!»

«Телескоп»

Посмотрю сейчас на небо             Дети смотрят через сложенные пальцы

Я в огромный телескоп                 обеих рук («телескоп») правым глазом.

И увижу то, что раньше                Дети смотрят через сложенные пальцы

Я увидеть бы не смог.                    обеих рук  левым глазом.

Вижу звёзды и планеты,                Загибают по очереди пальцы на руке,

Астероиды,  кометы,                      перечисляя увиденное.

Вижу спутники планет.

Жаль, летающих тарелок              Смотрят в «телескоп» правым глазом.

В этом телескопе нет.                    Смотрят в «телескоп» левым глазом.

«Колосок»

 Бублик,                                       Большой и указательный пальцы образуют круг.

  Баранку,                                      Большой и средний пальцы образуют круг.

  Батон                                           Большой и безымянный пальцы  образуют круг.

  И буханку                                   Большой и мизинец образуют круг.     

  Пекарь из теста                          Имитация лепки хлеба.

 Испёк спозаранку.

 

 

«Кто стучится в дверь ко мне?» (почта)

«Открытки»

Пять мама открыток купила,                

Что вижу, сказать попросила.                

Я вижу зайчиху с зайчатами,                 Поочерёдно соединяют пальцы правой и

Я вижу ежиху с ежатами,                        левой рук.

Я вижу лисицу с лисятами,

Я вижу волчицу с волчатами,,

Медведицу с медвежатами…

Всех диких животных,

Которых я вижу,                                     Показывают «бинокль».

Скажу вам, друзья,

Никогда не обижу.                                 Качают головой.

«День Победы»

Сегодня праздник всех отцов,               Сжимают и разжимают пальцы.

Всех сыновей, всех, кто готов,              Хлопают в ладоши.

Свой дом и маму защитить,                  Из ладошек делают «домик», руки

                                                                 прикладывают к сердцу.

 Всех нас от бед отгородить!                Сжимают и разжимают пальцы.

«На лесном перекрёстке» (ПДД)

«Светофор»

Помогает с давних пор                  Дети произносят слово «светофор», хлопая

Верный друг наш – светофор.     3раза в ладоши (отхлопывают слоги).

У него больших три глаза,            Показывают три пальца или «рисуют»

                                                         в воздухе сверху вниз три круга.

Не горят они все разом.                 Качают головой.

Если красный загорелся,               Поднимают руку вверх и «рисуют» в воздухе

                                                         круг.

То нельзя переходить,                   Качают головой.

Надо ждать на тротуаре                «Крутят рули».

И машины пропустить.

Если жёлтый загорелся,                «Рисуют» в воздухе второй круг ниже первого.

Значит, скоро мы пойдём.

Глаз зелёный загорелся -               «Рисуют» в воздухе третий круг ниже второго.

Стоп, машины, мы идём!

Мы дорогу перешли,                      «Идут» пальчиками по столу, ритмично

По делам своим пошли.                 произнося текст.

Помогает с давних пор                  Произносят слово «светофор», хлопая

Верный друг наш – светофор.     3раза в ладоши (отхлопывают слоги).

«Полевые цветы»

«Цветок»

   Утром рано он закрыт,                         Кисти рук плотно сомкнуты

   Но к полудню ближе                            Ладони отходят друг от друга, подушечки

                                                                  Больших пальцев прижаты к концам указа-

                                                                  тельных. Кисти рук напоминают бутон

 Раскрывает лепестки, красоту              Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

                                      их вижу.             Плавно расходятся в разные стороны,

                                                                  напоминая раскрывшийся цветок.

   К вечеру цветок опять закрывает      Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

                                      венчик,               цветок

   И теперь он будет спать                     Кисти рук плотно сомкнуты.

   До утра, как птенчик.                          Кладут кисти под щёку, имитируя сон.

«Праздник красивой речи»

«В школу»

В школу осенью пойду.               «Шагают» пальчиками обеих рук по столу.

Там друзей себе найду,                Загибают по одному пальчику с мизинца.

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду!                Грозят указательным пальчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Методические рекомендации для родителей по развитию речи....

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Развивать мелкую моторику рук нужно  с самого раннего детства.Ловкость малентьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью малыша....

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам...