Статья "Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста"
статья

Елена Григорьевна Ригер

Здоровье — один из важных компонентов человеческого счастья!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ригер Е.Г.

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №569

Невского района

г. Санкт-Петербурга

Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста.

Когда нет здоровья, мудрость молчит и не до искусства.

Сила спит, богатство бесполезно и разум бессилен.

 Герофил

     Здоровье — величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

      Анализируя различные подходы к определению здоровья, можно сделать вывод, что здоровье — это состояние человека, которое характеризуется рядом признаков:

- нормальной реакцией организма на всех уровнях его организации;

- динамическим равновесием организма в целом и его функций с факторами внешней среды;

- способностью к полноценному выполнению основных социальных функций, к участию в общественно полезном труде;

- способностью организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования (адаптация), поддерживать постоянство своей внутренней среды, обеспечивать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;

- отсутствием болезни, болезненных состояний либо болезненных изменений, т.е. оптимальным функционированием организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения;

- полным духовным, физическим, умственным и социальным благополучием, гармоничностью развития физических и духовных сил организма, принципом его единства, саморегулирования и гармонического взаимодействия всех органов.

        Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатель в состоянии сделать для здоровья современного ребенка много. Воспитатель должен работать так, чтобы пребывание детей в дошкольном учреждении не наносило ущерба здоровью воспитанников.

        Для сохранения физического и психического здоровья детей необходимо соответствие режима дошкольного учреждения гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различных возрастных групп, достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение организованных занятий, включающих рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок. Важным фактором, определяющим здоровье детей, является питание. Недостаток полноценного белка, витаминов и микроэлементов в пищевом рационе в первую очередь отражается на иммунитете детей, снижая защитные силы организма. В условиях отдельных регионов России имеется дефицит микроэлементов, в частности, фтора, что формирует высокий риск заболеваемости кариесом у детей с самого раннего возраста.

Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей.                              

         Вариативность дошкольного и школьного обучения, его интенсификация и увеличение объема учебно-воспитательных нагрузок, расширение спектра дополнительных образовательных услуг в условиях ДОУ нередко приводят к неадекватным нагрузкам детей, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья.

         В результате научных исследований получены многочисленные подтверждения четкой зависимости степени и характера ухудшения здоровья детей от:

- объема и интенсивности учебных нагрузок;

- своеобразия отношений «педагог — ребенок»;

-от различных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

        Во многих образовательных учреждениях издержки организации учебного процесса усугубляются неудовлетворительным состоянием материально-технической базы.

        Исследование организации здоровьесберегающей деятельности, осуществляемое с позиций общей теории систем, позволило выделить зоны, потенциально являющиеся факторами риска для здоровья ребенка:

• дискомфортность предметной среды, которая определяется санитарно-техническим состоянием материальной базы детского сада, организацией питания, наличием и оснащением медицинского кабинета и дополнительных оздоровительных комплексов, наличием и оборудованием спортивно-оздоровительной и учебно-воспитательной инфраструктуры;

 • дезадаптивность коррекционно-развивающей среды, которая характеризуется режимами функционирования, несоответствием средств и форм реализации здоровьесберегающей деятельности;  

• конфликтность коммуникативной среды, которую определяет степень фрустрации межличностных отношений всех субъектов коррекционного процесса: педагогов, родителей, детей, и состояние их нервно-психического здоровья.

         До сих пор актуален вопрос организации двигательной активности ребенка в режиме дня ДОУ. Насыщенность новых программ образовательной деятельностью не позволяет восполнять требуемый объем движений. Нельзя искусственно снижать двигательную активность ребенка. Выявлена зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью. Информационная перенасыщенность увеличивает энергозатраты на ее усвоение, а механизмы выработки энергии вырабатываются у детей при систематических и регулярных занятиях физической культурой.

         Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их физического развития, от условий их жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материалов по другим видам деятельности. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, системы кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Занятия физической культурой в дошкольном возрасте могут приносить как пользу, так и вред. Возникновение чувства страха, неуверенности, боязливости перед выполнением какого-либо физического упражнения вызывает у детей нервное расстройство. При определении возможностей каждого ребенка педагоги должны учитывать биологический и физический возраст, его темперамент и уровень развития сенсорных реакций.

           Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Основными критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.

           Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.

           Наиболее часто используется классификация технологий по доминированию целей и решаемых задач, ведущих форм деятельности здоровьесбережения в ДОУ, в соответствии с которой выделяют следующие виды технологий:

  • медико-профилактические:

• повышение резистентности организма;

 • витаминизация и закаливание;

• нормализация сна и питания;

  • физкультурно-оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка):

• различные виды гимнастик;

• массаж и самомассаж;

 • занятия физической культурой и подвижные игры;

• корригирующая гимнастика и лечебная физкультура.

         Реализация этих технологий осуществляется в основном инструкторами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий воспитатели могут использовать на занятиях, прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за время пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду ребенок чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. 

       Здоровье ребенка зависит не только от родителей, а и от окружающих его людей. Заботясь о своем ребенке в дошкольный период жизни, родители создают необходимые благоприятные условия для его развития, что впоследствии поможет сформировать из него здоровую во всех отношениях личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста

Занятие-путешествие, направленное на развитие навыков совместной деятельности, формирование у детей моральных представлений....

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста

Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...

Тема «Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста»

Тема «Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста»...

Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста

Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста...

Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскажет о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ, а также о том, как сохранить здоровье воспитанников ДОУ....