«Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДОО»
статья

Караульнова Ольга Анатольевна

    Актуальность данного опыта работы состоит в том, что работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует новых, современных подходов к организации педагогической деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий, дает возможность укреплять здоровье воспитанников, не затрачивая дополнительные финансовые средства.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития физической культуры, укрепление и сохранения здоровья дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

«Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДОО»

О.А. Караульнова, заведующий

Л.А. Кузора, воспитатель

Н.В. Сулейманова, воспитатель

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3

 «Золотой ключик»

пгт. Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,

 Кемеровская область-Кузбасс

                                                      «Здоровое тело – продукт здорового рассудка»

                                                                                                                 Бернард Шоу

                                                                 

       Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательной организации, рассчитанная на длительный срок, которая строится на разделе образовательной области «Физическое развитие».

       Актуальность данного опыта работы состоит в том, что работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует новых, современных подходов к организации педагогической деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий, дает возможность укреплять здоровье воспитанников, не затрачивая дополнительные финансовые средства.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития физической культуры, укрепление и сохранения здоровья дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий.

       Цель физкультурно-оздоровительной работы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к ЗОЖ.

Физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности: через физминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования.  Разнообразие двигательных действий позволяет расширить кругозор детей.

        Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников педагоги, инструктор по физической культуре,  учитель -логопед и педагог дополнительного образования (хореограф) стараются соблюдать ряд требований: создали физкультурно-игровую среду, выделили в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности, при планировании продумывают соотношение коллективных и индивидуальных занятий.

Наряду с традиционными пособиями, в своей работе используют нестандартное оборудование, которое изготовляют самостоятельно педагоги или родители. Всё это оборудование эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

        В своей работе педагоги используют различные формы организации здоровьесбережения, такие как:

     - утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Зарядка проводится в музыкально-спортивном зале, инструктором по физической культуре, которая состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки с музыкальным сопровождением. Гимнастика проводится перед завтраком, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). В летний период гимнастика проводится на свежем воздухе и является мощным средством закаливания организма;  

      - динамическая пауза проводится во время занятий, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей и рекомендуются для всех воспитанников в качестве профилактики утомления;

     - подвижные и спортивные игры воспитатели и инструктор по физической культуре используют ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате.  Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.

      - пальчиковая гимнастика, которая укрепляет не только мелкую моторику рук, но и как один из вариантов радостного общения педагоги и учитель-логопед используют во время проведения занятий. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.  

       - гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-4 минуты на занятии или в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

     Самое любимое из всех видов оздоровления, как отмечают воспитанники – это гимнастика после сна, которая проводится ежедневно после дневного сна по 5-7 минут.

      Под руководством педагога дополнительного образования (хореограф) занятия по хореографии проводится с воспитанниками среднего и старшего возраста два раза в неделю в музыкально-спортивном зале, с учетом физической нагрузки и возрастными особенностями ребенка.

      В физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья.  На физкультурные праздники, соревнования такие как «Веселые старты», «День защитника Отечества», «Зарница», «Папа, мама, я – спортивная скмья» приглашаются родители детей, которые с удовольствием принимают активное участие в спортивных мероприятиях. Общая деятельность детей и родителей, сплачивает коллективы.

       Положительный пример в детском саду - это действие фитнес группы «ZOLOTOI KLUCHIK» (https://www.youtube.com/watch?v=tyDewIxA-ZY), которая направленна на развитие культуры здоровья сотрудников детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Сотрудники показывают отличный пример подрастающему поколению участвуя в днях здоровья, спортивных развлечениях, досугах, прогулках, походах, сдача норм ГТО, велопробегах, а также кросс нации.

      Для успешной физкультурно-оздоровительной работы с МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» был заключен договор с  МАОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа». Воспитанники старшей и подготовительной к школе группы посещают секцию по лыжным гонкам.

  Тренер проводит с детьми кружковую деятельность, спортивные праздники, ГТО. Эта работа способствовала росту заинтересованности дошкольников, желанию заниматься в спортивных секциях.  

Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Все мероприятия, проводимые в детском саду, невозможно без участия семьи. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения, строится на основе партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм.

          Таким образом, в результате формирования здорового образа жизни через систему здоровьесберегающих технологий. У детей формируется осознанное отношение к своему здоровью, вырабатываются привычки здорового образа жизни, складывается определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Воспитанники с удовольствием приходят в детский сад, на утреннюю гимнастику, включаются в непосредственно образовательную деятельность. Дети всегда жизнерадостны и улыбчивы. Педагогический коллектив ДОО твердо убежден, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.    

  1.    Князева, О.Л.  Авдеева, Н.М., Программа «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста». / Н.М. Авдеева, О.Л. Князева -  СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2009. - 144 с. ISBN 5-89814-121-9 Текст: непосредственный
  2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии: индивидуально-ориентированный подход. // Школа здоровья.  /Т.В. Ахутина –  Издательство «Айрис – пресс» 2007.  21 – 28с. Текст: непосредственный  
  3. Берсенева, З.И. «Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ» / под ред. З.И. Берсенева.- М.: Сфера, 2005 – 31 с. Текст: непосредственный
  4. Васильева, М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией / М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 215 с. Текст: непосредственный.
  5. Крылова, И.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. / И.И. Крылова. М.: Волгоград: Учитель, 2009 – 215с.  - (Дошкольное воспитание).; ISBN 978-5-7057-1965-5. Текст: непосредственный
  6. Сивцов, М.А. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» / М.А. Сивцов, Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 129-132. Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Материал выступления на Всероссийской научно-практической КОНФЕРЕНЦИИ "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования". Тема выступления "Использование здоровьесб...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

На современном этапе развития общества выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Проблема здоровья актуальна для родителей, воспитателей и общества. Экологическая и социальная н...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыто понятие"здоровьесберегающая технология", дана классификация здоровьесберегающих технологий, перечислены условия для успешной работы по здоровьесбережению в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ в условиях ФГОС  выступает создание здоровьесберегающей среды.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...