Логопедическая ритмика, как часть используемых здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
статья

Абдулмуталимова Залина Мурадовна

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии.Цель: преодоление речевого нарушения.Задачи логоритмики: оздоровительные,  образовательные, воспитательные и коррекционные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика является своеобразной  формой активной терапии, основана на сочетании слова, музыки и движения, обуславливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и развития речи.

Цель преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью  логопедической работы, учитываются возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и др.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических  логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Принципы:

  1. Основной принцип логоритмики – тесная связь движений с музыкой
  2. Принцип использования в логоритмических средствах речевого материала. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме.
  3. Второй принцип позволяет сохранять принцип ритмичности в движениях.

Примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы на различных занятиях:

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Цель – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Пример: 

«Мухи»  Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали,

Увидали паука – в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

  1. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Цель – овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Примеры:

 а) на занятиях

  • Дети сидят на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
  • Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

б) в игровой форме

  • «Веселые ножки» (Музыка: любая плясовая мелодия).

Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны.

  1. Дети выставляют правую ногу на пятки, сильно согнув её в подъёме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выправляют подъем, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге;
  2. то же левой ногой;
  3. тоже обеими ногами вместе

Упражнение направлено на раскрепощение голеностопного сустава.

  1. Упражнения, активизирующие внимание

а) на переключаемость движений

Пример:

 Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку (Д. Кабалевский  «Клоуны») на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

Б) на устойчивость внимания

Пример:

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочки.

В) на распределение внимания

Пример:

«Жуки»  Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу бегают врассыпную: «Жуки летают», затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спину и не могут перевернуться». По сигналу быстро встают.

Г) на развитие слухового внимания

Пример:

(Музыка Э. Гумпердинга, русский текст М. Андреевой).

Весело:

Ручки как у вас лежат?

Ножки как у вас стоят?

Ну, разок, ну, другой,

Посмотрите за собой.

Мы тихонько все сидим.

Мы нисколько не шалим.

Мы разок, мы другой

Посмотрели за собой!

Счетные упражнения.

Цель: Организовать поведение детей и взрослых при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

Пример:

«Зарядка» Дети маршируют, стоя на месте, или идут по залу, произнося текст:

Раз, два, раз, два,

Замелькали пятки,

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз, два, раз, два,

Бегать на зарядке.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Используются при проведении утренней зарядке или физкультминутке во время занятий, с проговаривание стихотворных строк стихотворных строк, как с движениями, так и без них.

Требования к материалу следующие:

Разную коррекционную направленность логоритмических занятий;

Определенный динамический размер стихотворения, с тем, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

Среднюю длину строки;

Насыщенность стихотворения глагольной лексикой;

Наличие в стихотворении сюжетной линии или действующего лица;

Учитывать возраст, речевые и двигательные возможности логопата.

А) Речевые упражнения с одновременным выполнением действия

Пример:

«Мельница» Дети стоят, вытянув руки назад. Делают круги руками и говорят:

Быстро вертится крыло,

Мелет мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Б) Раздельное выполнение речевых упражнений и действий

Пример:

«Шум и гам» Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам!

VI  Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа

   Сначала проводиться специальная работа над неожиданным акцентом, затем над метрическим акцентом (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на внимание.

 Пример:

«Веселый бубен» Занимающиеся идут по кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются и ударяют в бубен.

VII  Ритмические упражнения

Коррекция нарушения темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа общих движений содействует воспитанию правильного речевого темпа.        

Пример:

«Самолет» На темп бега дети, подняв руки на уровне плеч, бегут друг за другом, подражая полету самолетов.

«Грозные» Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую восьмую поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой. На четверть поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом, продолжают также выполнять эти движения. (Графически:                          )

 

VIII Упражнения в игре на музыкальных инструментах

Эти упражнения позволяют вовлекать ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности.

а) Беззвучные игрушки

Цель:

Для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них.

б) Звучащие игрушки

Цель:

Способствует развитию кисти руки, дыхания, голоса,  слуха; для нормализации просодической стороны речи и многое другое.

IX Музыкальная самостоятельная деятельность

Цель:

Способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитание любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.

 Все виды музыкальной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать как коллективную активизирующую и корригирующую психотерапию.

 

X  Игровая деятельность

а)      Игры на месте (статические игры), в которых логопат не меняет своего положения относительно в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела.

Пример:

«Ухо-нос» (7-14 лет) Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой свое левое ухо, а левой – нос. Затем снова хлопнуть в ладоши и взять правой рукой нос, а левой – правое ухо, и так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

б)  Малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики.

 Пример:

«Метание мешочков» (7-14 лет) Дети сидят на стульях,  каждый по очереди становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 м. от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который также бросает мешочки, и т.п. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.

в)      Подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положения своего тела по отношению к окружающим предметам. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Пример:

 «Послушный мяч» (6-11 лет) Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине, между ногами у них зажат мяч. Нужно перевернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4-6 раз:

Вот какой послушный мяч!

Между ног его запрячь.

Повернись и оглянись!

Мячик на пол не катись!

г) Сюжетные подвижные игры

   Отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод.

 

д) Несюжетные подвижные игры

Пример:

«Кто первый?» Стоят два стула на расстоянии 10-12 шагов, сзади стульев на полу протянута  длинная веревка. Двое играющих сидят на стульях и на неожиданный сигнал, но заранее  обусловленный, быстро вскакивают со стула и хватают веревку, протянутую по полу. Схвативший веревку первым считается победителем.

е) Игры с элементами спорта

Они требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

 

ж) Игры-драматизации

Пример: 

«На кого я похож» Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.

XI   Упражнения для развития творческой инициативы.

Пример:

«Танец с воздушными шарами» Дети должны самостоятельно различить двухчастную музыку, менять движение со сменой характера музыки, покачивать и подбрасывать воздушные шары.

XII  Заключительные упражнения.

Цель: Успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия.

  Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами.

Упражнения и игры, используемые в коррекционной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Логопедическая ритмика, как часть используемых здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии.Цель: преодоление речевого нарушения.Задачи логоритмики: оздоровительные,  образовательные, воспитательные и коррекционные....

Мастер - класс "Су - Джок терапия как часть современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми"

Мастер - класс "Су - Джок терапия как часть современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми"...

Используемые здоровьесберегающие технологии

Используемые здоровьесберегающие технологии для профилактики нарушений развития детей раннего возраста...

Актуализация используемых здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей.

Актуализация используемых здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей. Выступление на педсовете....

Используемые здоровьесберегающие технологии "Если хочешь быть здоров закаляйся"

Здоровьесберегающие технологии в детском садуНи для кого не секрет, что все родители хотели бы видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не все знают и понимают, как этого достичь, а у многих &la...