ОД "Познай себя"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Занятие по ознакомлению с окружающим и здоровью для старших дошкольников. Интересно воспитателям ДУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_poznay_sebya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД для старших дошкольников «Познай себя».

Петрова Татьяна Александровна

старший воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №411» г.о. Самара

Цель: закрепление и расширение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

образовательные:

закрепить, уточнить и пополнить знания детей работе мозга, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание);

уточнить значение органы чувств для восприятия человеком окружающего мира. развивающие:

развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения;

развивать познавательную активность и любознательность;

развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, своему здоровью.

Предварительная работа:

Рассматривание пособий, книг; чтение познавательной литературы; разгадывание загадок; проведение дидактических, настольных и развивающих игр; проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик; рисование портрета человека.

Взаимодействие с родителями:

Помощь в приобретении наглядных пособий и познавательной литературы, организация выставок портретов мамы, папы, заучивание стихов.

Материал и оборудование: Цветик-семицветик; запись пения птиц; ширма и предметы для игры «Определи по звуку, разрезные картинки глаза; косынки, корзинки и предметы для игры «Кто быстрее соберет», баночки с запахами; продукты для игры «Определи по вкусу»; чудесный мешочек с набором предметов; рисунки портретов и карандаши, презентация.

Ход мероприятия.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое здоровье?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно. Доктор Медуница прислала нам голосовое сообщение, она приглашает нас в «Институт здоровья». Принимаем приглашение?

(ответы детей)

Воспитатель: А поможет нам в этом  вот этот Цветик-семицветик. Для этого надо оторвать лепесток, закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Хотим оказаться в  «Институте Здоровья».

Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова. Воспитатель в это время надевает на себя медицинский халат и шапочку. Дети открывают глаза.

На экране появляется изображение «Института здоровья».

Доктор Медуница:  Добрый день, ребята! Меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас посетить «Институт здоровья».

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название?

 (ответы детей).

Доктор Медуница: Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Хотите узнать  о них?

(ответы детей).

Доктор Медуница: Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос: «Кто такой командир?»

(Ответы детей)        

Доктор Медуница: А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой ”командир”?

(На экране демонстрируется цветное  изображение мозга)

Кто из вас знает, как его зовут?

 (Ответы детей)

Доктор Медуница: Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Человеческий мозг сложно устроен. А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет -  он может запоминать на долгие  годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А доставляют ему эту информацию разные органы чувств. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте вспомним, что это за помощники.

Послушайте загадку и скажите, о каких помощниках в ней говорится.

У зверушки на макушке,

А у нас — ниже глаз. (Уши)

Давайте разберемся, для чего нам нужны уши. Закройте глаза. Представьте, что мы пришли в лес. (Звучит фрагмент записи голосов птиц).

Доктор Медуница: Что вы «увидели в лесу»?

(Ответы детей).

Доктор Медуница: теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? (Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада).

Доктор Медуница: Что помогло вам все это услышать?

(ответы детей)

Доктор Медуница:  Верно. Уши – это орган слуха. Какие хорошие у вас уши. Но есть люди, которые слышат плохо или не слышат совсем. Как вы думаете, сможет ли глухой человек научиться говорить?

(ответы детей)

Доктор Медуница: Как же глухие люди общаются?

(Ответы детей)

Доктор Медуница: Вот как важны для нас уши! Поэтому их нам надо беречь. А как?

Предлагаю послушать стихотворение Э. Мошковской.

Доктор-доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то, как нам быть: Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор гневно: Еже... Еже.Ежедневно!

Доктор Медуница: Почему надо мыть уши?

(ответы детей)

Доктор Медуница: Какие еще необходимо соблюдать правила, чтобы хорошо слышать? Посмотрите на экран и назовите их.

 Ответы детей: не ковырять в ушах острыми предметами; не включать  громко музыку, телевизор; не допускать попадания в уши воды; сильно не сморкаться; в холодное время года носить головные уборы; ничего не засовывать в уши.

Доктор Медуница: А еще очень полезно делать зарядку для ушей.

Выходите, вставайте в круг, я вас научу.

Дети встают в круг и вместе с воспитателем делают зарядку для ушей:

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем.

Сверху вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разомнем,

Сверху вниз опять пройдем.

Доктор Медуница: А сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 две команды. Каждой команде надо на мольберте собрать картинку из частей. Посмотрим, что же у вас получится.

 Дети собирают из частей картинку глаза.

Доктор Медуница: Я предлагаю вам с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?

Доктор Медуница: вызывает 2-3 детей и предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет предметы». Сначала дети собирают предметы с открытыми глазами, затем - с завязанными.

Доктор Медуница: как легче собирать предметы? Почему?

Глаза – это орган зрения. Давайте рассмотрим картинку, на которой изображен глаз человека.

(на экране появляется изображение глаза)

Доктор Медуница: глаза расположены в специальных углублениях — глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием — веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

На нашем лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар, который называется глазным яблоком. Снаружи нам видна белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. В центре находится специальное отверстие  — зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Природа позаботилась, чтобы защитить глаза. В этом помогают не только веки, но и  ресницы и брови. Как вы думаете, зачем нам ресницы?

(Ответы детей)

Доктор Медуница: Для чего нам нужны брови?

(ответы детей)

Доктор Медуница: Что можно рассказать о предмете, увидев его.

(Цвет, размер, части)

Доктор Медуница: Как называют человека, который ничего не видит?

(Слепой)

Доктор Медуница: как же слепые люди передвигаются?

Доктор Медуница: А если человек видит, но плохо. Что помогает в этом случае? (Очки, линзы)

Доктор Медуница: Посмотрите на картинки и подумайте, что вредно, а что полезно для наших глаз? Как мы должны заботиться о своем зрении?

(Дети рассматривают картинки и формулируют правила для сохранения зрения)

Доктор Медуница: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику для глаз. Вставайте в полукруг и повторяйте за мной.

Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

 Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами) Доктор Медуница: предлагаю вам взять планшеты и карандаши, посмотрите на портрет и дорисуйте орган, которого нет на портрете.

Дети располагаются,  где кому удобно, и дорисовывают нос.

Доктор Медуница: Что вы дорисовали?

(Дети: нос)

Доктор Медуница: нос - это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?

(Ответы детей: с его помощью различают запахи).

Доктор Медуница: проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках.

(Дети определяют по запаху содержимое баночек.)

Доктор Медуница: Может ли запах предупредить человека об опасности?

(Ответы детей: Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть. Запах дыма может предупредить о  пожаре и т.п.).

Доктор Медуница: Есть еще одно назначение носа? Как вы думаете, для чего еще нужен

НОС?

(Ответ детей: чтобы дышать)

Доктор Медуница: почему надо дышать через нос? Ведь можно дышать и ртом?

(Ответ детей: в носу воздух согревается, и меньше микробов подает через нос в наш организм)

Доктор Медуница: Если нос нам так нужен, то, как к нему надо относиться? Посмотрите на экран и назовите правила для здоровья носа.

Дети называют правила:

не простужаться, потому что становится трудно дышать; нужно правильно сморкаться; беречь нос от ударов; нельзя нюхать незнакомые растения, жидкости.

Доктор Медуница: Чтобы нос различал запахи и хорошо дышал полезно делать специальные упражнения. Предлагаю встать в круг и сделать упражнение для носа. Глубоко вдохнем мы воздух,

Ртом мы выдохнем его.

Раз — вдох, два — выдох,

Раз — вдох, два — выдох,

Крылья носа мы погладим Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

Доктор Медуница: а сейчас отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь?

(Язык)

Доктор Медуница: правильно. Как вы думаете, зачем нам нужен язык?

(С помощью языка мы различаем вкус пищи)

Доктор Медуница: Наш язык покрыт крохотными бугорками. Посмотрите на экран. Это вкусовые почки. Их очень много. Именно они распознают вкус. Но вкусовые почки могут распознать вкус только жидких веществ, поэтому необходимо, чтобы пища была смочена слюной.

 Доктор Медуница: какой бывает вкус?

(Горький, сладкий, кислый, солёный) 

Доктор Медуница: Я предлагаю вам поиграть в игру «Определи по вкусу».

(Ребенок закрывает глаза, воспитатель кладет в рот кусочек пищи. Ребенок должен определить, что он съел и определить вкус).

Доктор Медуница: а для чего еще нам нужен язык.

(Дети: чтобы разговаривать)

Доктор Медуница : Скажите, что нельзя пробовать на вкус?

(Дети: лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты, горячее).

Доктор Медуница: для того, чтобы язык помогал нам определять вкус и произносить звуки важно научить его выполнять специальные движения.

Выполняется артикуляционная гимнастика.

Доктор Медуница: Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание - это свойство кожи человека. Почему кожу человека можно назвать волшебным скафандром? Зачем нам нужна кожа?

(дети: защищает скелет и внутренние органы).

Доктор Медуница: кожа не только защищает нас, но и в какой-то мере заменяет человеку глаза. Проверить это нам поможет игра.

Проводиться игра « Волшебный мешочек». Игровое правило: ребенок должен на ощупь определить, что за предмет лежит в мешочке, описать предмет, не видя его, угадать, из чего он сделан.

Доктор Медуница предлагает последнему ребенку, участвующему в игре, назвать цвет его предмета (можно ли определить цвет на ощупь?) и выясняет, почему невозможно это сделать.

 Доктор Медуница: Как вы думаете, зачем нам осязание — чувствование кожей, если есть зрение? Можно ли глазами почувствовать, что вода мокрая, стекло гладкое, металл холодный, игла острая?

(ответы детей)

Доктор Медуница: Оказывается, в коже есть специальные клетки, которые чувствуют приятные и неприятные прикосновения, боль, тепло или холод. Кожа может предупредить нас об опасности. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи?

 (Дети: царапины, ушибы, ожоги, обморожение.)

 Доктор Медуница: А что полезно?

 ( Дети: вода, мыло, мочалка, крем).

Доктор Медуница: Как правильно обработать рану, царапину?

(ответы детей)

Доктор Медуница: Ну вот, ребята, на этом наша экскурсия закончилась, пора вам возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы с вами увидимся еще не один раз. Жду вас в гости. На память об этой экскурсии я дарю вам книгу. Из нее вы узнаете много нового и интересного о своем организме. Отрываем лепесток, закрываем глаза и произносим волшебные слова.

Дети произносят слова, воспитатель снимает халат и шапочку. На экране появляется изображение детского сада.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилась экскурсия? Расскажите, что вам больше всего запомнилось.  (Дети обмениваются мнениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Сам себе я помогу- здоровье себе сберегу!"

Здоровьесберегающие технологии...

Тренинг "Сохраним себя, для себя!"

Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов...

Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М.

Статья «Меняя себя, не изменяя себе» Тертычная М.М. Методист отдела раннего развития детей «Радость» МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»Не удивишь –не научишь!...

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.Успехов вам. 1. Именно сегодня ...

Информация к размышлению "Как найти время для себя и научиться не забывать о себе"

Жизнь не меняется сама по себе, свободное время не появляется по мановению волшебной палочки....

Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"

Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...