Проект на тему: «Мой – до- дыр» для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа)

 Астраханцева Снежана Олеговна

Проект на тему:

«Мой – до- дыр»

для детей  средней группы

 

Проект «Мой-до дыр!» предназначен для педагогов дошкольного образования, детей и их родителей. Объединение детей и взрослых на основе ценностей здоровья, здорового образа жизни, сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков.

Раскрывается понятие о вреде грязных рук, о микробах и для чего используют мыло, о его видах и полезных свойствах.

 Воспитанники узнают о   свойствах мыла; совершенствуются представления воспитанников о значении гигиенических процедур (мытье рук,  умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук)

Воспитывается  потребность у детей вести здоровый образ жизни, воспитывать привычку следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy-do-dyr.docx62.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №18

607060, Нижегородская область, г. Выкса, улица Ленинградская, здание55

Телефон: 8 (83177) 3-56-98       E-Mail: detskiysad-18@mail.ru

Проект на тему:

«Мой – до- дыр»

для детей  средней группы

Автор проекта:

Астраханцева Снежана Олеговна – воспитатель

2021г.

Название проекта: «Мой - до -дыр».

Автор проекта: Астраханцева Снежана Олеговна – воспитатель

Вид проекта:  групповой, информационно-практико-ориентированный,    краткосрочный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации:  с11.10.2021 по 22.10. 2021 г. 

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Краткая аннотация проекта:

Проект «Мой-до дыр!» предназначен для педагогов дошкольного образования, детей и их родителей. Объединение детей и взрослых на основе ценностей здоровья, здорового образа жизни, сотрудничества и конструктивного взаимодействия. 

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков.

Раскрывается понятие о вреде грязных рук, о микробах и для чего используют мыло, о его видах и полезных свойствах.

 Воспитанники узнают о   свойствах мыла; совершенствуются представления воспитанников о значении гигиенических процедур (мытье рук,  умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук)

Воспитывается  потребность у детей вести здоровый образ жизни, воспитывать привычку следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.

Актуальность:

Сегодня,  как и раньше, лозунги «Мойте руки перед едой!» и «Чистота рук – залог здоровья!»  как никогда актуальны.

Кажется, что посвящать целый проект  мытью рук ни к чему — ведь мы с детства приучены к этой процедуре и повторяем её не по разу в день. Но проблема в том, что многие (пожалуй, что и большинство) моют руки неправильно: например, отказываются от мыла, пропускают участки или просто тратят на это недостаточно времени. Поэтому мы решили собрав рекомендации специалистов,  обстоятельно поговорить о гигиене рук.

Работая с детьми среднего  дошкольного возраста я заметила, что у детей недостаточно сформированы  культурно гигиенические навыки. Это натолкнуло меня на мысль о  разработке и реализации данного проекта. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому моя задача, как педагога, в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей  дошкольного возраста.  Актуальность проблемы развития культурно -  гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. 

Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать  проект «Мой-до-дыр».

Проблема:

 дети не владеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, непоследовательны и не самостоятельны в своих действиях.

 Цель: формирование  необходимых культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

 - Формировать привычку следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

- Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

-  Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

Предполагаемый результат:

  • Знание детьми основ гигиенической культуры и культуры поведения
  • Осознанное отношение к своему внешнему виду, чистоте
  • Понимание необходимости соблюдения правил гигиены для здоровья
  • Понимание родителями необходимости единства требований к соблюдению навыков гигиенической культуры  в ДОО и в семье

Материальное оснащение проекта:

Помощь родителей для приобретения призов участникам конкурса.

Основные методы и формы реализации проекта:

1. Чтение специально подобранной художественной литературы.

2. Рассматривание иллюстраций, книг.

3.  Игровая  деятельность

4. Продуктивная деятельность.

5. Беседы

6. Режимные процессы

7. Просмотр мультфильмов по теме

8. Слушанье музыкальных произведений.

           9. Экспериментальная деятельность

Этапы реализации проекта

I этап – организационный

  • мониторинг  знаний детей
  • анкетирование родителей
  • составление плана проведения проекта
  • подбор литературы по проблеме исследования                                  
  • анализ литературы
  • подготовка материала для работы с родителями
  •  использование народного фольклора: потешки по теме, загадки, подбор художественных произведений: сказки, стихи, рассказы
  • подбор дидактического материала: игры, дидактические упражнения, словесные и пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме
  • поиск мультфильмов и книг о микробах и последствия неправильно вымытых рук (педагог, родители, дети).

II этап – основной

Реализация проекта.

Формы и методы реализации проекта.

Образовательная область развития

Детская деятельность

Формы организации детской деятельности

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка)

Раскраски «вирусы и бактерии», « схемы правильного мытья рук».

 лепка: «Опасные микробы»

Занятие: рисование мыльными пузырями «Опасные микробы»  (нетрадиционная техника) Цель: Использование нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльными пузырями в процессе формирования культурно-гигиенических навыков.

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения)

пение детских песенок: А. Дябель «Руки мыть нужно каждый день»;

Василий Богатырев и Алина Кукушкина «Песня о чистоте»;

Лазарев М. Л. «Моем руки»

 Разучивание танцевальных движений, упражнения на развитие детской пластики под детские песни.

Восприятие художественной литературы и фольклора

прослушивание звукозаписей  детских сказок по теме

Социально –коммуникативное  развитие

Игровая (сюжетно –ролевая игра  как ведущая игра, игры с правилами и другие)

Игра-имитация отдельных действий человека Коммуникативная

Сюжетно-ролевая игра «Больница»,

Игровая импровизация "Медсестра проверяет чистоту рук"

Игра-имитация мытья рук и лица

• Игра-этюд «Я сама!»

• Игра-драматизация по произведению А. Барто «Девочка чумазая»

Просмотр мультфильмов, диафильмов: Руки - Азбука здоровья | Смешарики 2D. Уроки осторожности с тетушкой Совой «Микробы». Смешарики «Азбука здоровья. Скажи микробам нет», «Митя и Микробус»

презентация «Опасные микробы».

Речевое развитие

Коммуникативная Развитие речи

знакомство с книжной культурой, детской литературой

- просмотр и беседа по альбому «Какие они микробы?»

 - беседа и обсуждение коллекции мыла

- Рассматривание  с детьми картины «Мама моет малыша»

- составление рассказов по картине «Девочка моет руки».

- разучивание народных песенок и потешек во время умывания:  потешки «Ручка ручку трет»

Рассказывание детям сказок: Сказка о микробах «Ох, Ах и Чих»

Чтение сказок: «Королева Гигиена». Сказка о гигиене рук, «Сказка про грязные и чистые руки»

чтение стихотворений: А.Барто «Ах ты девочка чумазая!»

«Мойдодыр» , «Айболит» К.И.Чуковский ,С.Прокофьев «Румяные щечки».

Наталья Манушкина «Чистые ладошки», «Зачем мне надо руки мыть?»

Л. Уланова, «Полосатые стихи» Г. Сапгир, Р. Куликова «Каждый день я мыло мою…», Л. Корчагина «Умылся», М. Яснов «Я мою руки», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»; М.Яснов «Я мою руки»

Словесная игра «Полезные и вредные привычки»

Познавательное развитие

Познавательная

Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?» «Части тела», «Предметы  личной гигиены», «Чтобы глазки видели»…

 Занятия: «Чтобы зубки не болели», «Я росту», «Путешествие  в страну зубной  щетки»…

Занятия: «Микробы». Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Дидактическая игры:

 «Чем мы моемся?»

«Перемешанные картинки»

«Чистоплотные дети»

"Водичка, водичка!"

«Сделаем лодочки»

«Мыльные перчатки»

«Умывалочка»

 «Что нужно кукле!»

Физическое развитие

Двигательная

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения на развитие детской пластики.

Утренняя гимнастика «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»

Пальчиковая гимнастика для детей среднего возраста. "Руки помой, вирус долой", "Моем руки"

Физминутка «Моем руки»

П/игра «Мыльные пузыри», П/игра «Зайка серый умывается».

П/игра «Пузырь»

Упражнение для рук «Кран откройся»

Планирование работы с родителями

1.     Консультация «Чистые руки- залог здоровья», «Правила гигиены».

2.     Памятка «Как научить ребенка мыть руки», «Как ухаживать за молочными зубами»…

 III этап – заключительный

  • Подведение итогов работы по проекту.
  •  Итоговые мероприятия: квест –игра  - «Путешествие  в страну зубной  щетки».
  • Презентация проекта.

Результаты: благодаря участию в проектной деятельности у воспитанников за короткий срок сформированы достаточно устойчивые представления о значимости мытья рук с мылом, а родители стали активными участниками педагогического процесса группы.

Вывод: реализация проекта способствовала информационной компетентности воспитанников.

Список литературы:

  1. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

      Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.

  1. Лихачева А. А. Встреча с Мойдодыром. Дошкольное воспитание №9

      2004г.

  1. Расту культурным. Полиграф-Проект-Москва. 2011г.
  2. Доскин В. А. Растем здоровыми. Пособие для воспитателей, родителей,

      инспектаров физкультуры. Просвещение 2002г.

  1. Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.

       Методическое пособие М.ТЦ «Сфера» 2009г.

  1. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я росту. Волгоград: Учитель. 2013г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия по ЗОЖ

На тему: "Путешествие в страну здоровья".

Цель: Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

Образовательные: познакомить воспитанников, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах; закреплять знания о пользе витаминов.

Развивающие: развивать интерес к здоровому образу жизни, развивать речь, обогащать словарь воспитанников (микроскоп, лупа, микроб), расширять кругозор об окружающем мире.

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к окружающим, воспитывать навыки работы в совместной деятельности.

Демонстрационный материал: микроскоп, лупы, надувное «сердце», рисунок человека, кувшин с водой, яблоко, рисунки в виде микробов, продукты питания.

Раздаточный материал: лупы, шаблоны в виде лиц, карандаш, яблоки.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова «Здравствуйте!».

 Воспитатель: А вы знаете вы ведь не просто поздороваемся, а дарим друг другу частичку здоровья, потому что сказали, Здравствуйте! Русская народная пословица говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
А кому вы еще говорите это слово?
Дети: Маме, папе, бабушке, соседям, друзьям, знакомым, гостям.
Воспитатель: 
Что такое здравствуй
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит, будь здоров.
Правило запомни,
Знаешь — повтори:
Старшим это слово
Первым говори.

- Ребята, а вы знаете, что такое здоровье? (Ответы детей)

Воспитатель: Быть здоровым очень важно, быть здоровыми хотят взрослые и дети.

- А как беречь своё здоровье мы сегодня и узнаем.

- Ребята, а вы любите играть игрушками, помогать родителям по дому?

(Ответы детей).

- от игры или работы у нас руки становятся грязными, и ни чего тут страшного нет. На то они и руки.

- что ребята нужно делать, чтобы руки были чистыми? (ответы детей).

-А что может произойти, если перед едой не мыть руки, я сейчас вам расскажу. Итак, сказка.

Стихотворение:

Жил- был микроб

Микробы бывают разные

Ужасные, опасные,

Страшные и грязные,

Корявые, упрямые,

Противные, заразные

Такие безобразные.

(Показать детям микроб).

Он очень любил путешествовать. У него не было постоянного дома, и он жил, где хотел. И однажды решил микроб прогуляться по организму человека (Рисунок человека вешаю на доску). Забрался он на руки и стал ждать. И решил человечек покушать. Сел за стол и начал кушать и тут же микроб поселился в человечке и стал раскрывать свой чемоданчик с ядом (показать, прилепить много микробов на человечка).

- Ребята что произошло с человеком? (ответы детей).

- Ребята, а что же нужно было сделать нашему человечку, что микроб не пробрался к нему в организм? (мыть руки перед едой).

Воспитатель: Но не всегда микробы попадают к нам в организм через грязные руки, ещё они живут, например на не мытых яблочках. Микробы настолько маленькие существа, что наши глазки их не могут рассмотреть.

И учёные изобрели прибор (Показать микроскоп), который называется микроскоп. В нем есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, что мы никогда не видим.

-И сейчас мы с вами проведём эксперимент.

- У вас на столах лежат яблоко, и прибор главной деталью которого является увеличительное стекло, который называется лупа. Это стекло в лупе увеличивает все предметы. Были предметы маленькими, а станут большими. А давайте проверим с помощью лупы, нет ли на наших яблочках тех самых микробов.(Показываю на человечка с микробами). Возьмём яблоко и рассмотрим в лупу есть ли они там. (Рассматриваем и дети говорят, что они там видят).

- А теперь посмотрите, что произойдёт, если я полью воду из кувшина на своё яблочко, на котором тоже живут микробы. (Демонстрация).

- Что произошло?

- Значит, микробы бояться воды? А ещё страшнее для микробов мыло душистое, потому, что оно их уничтожает.

- Ребята что нужно делать, чтобы противные микробы не попали к нам в организм? (Ответы детей). Мыть руки перед едой и мыть фрукты и овощи.

Воспитатель: Здесь поможет нам всегда только чистая вода. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Теперь мы знаем, как бороться с коварными микробами и они нам не страшны.

Молодцы! 2 этап. Необычное дерево.

На дереве висят зубные щетки, пасты, расчески, мыло, полотенце.

Воспитатель: Ребята, что это? (Дерево.)

Воспитатель: А что на нем растет? (Зубные щетки, пасты, расчески, мыло, полотенце.)

Воспитатель: Вы встречали такие деревья? (Нет.)

Воспитатель: Значит это, какое дерево?

Дети: Это необычное дерево.

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Дети: Чтобы мыть руки.

Воспитатель: Когда мы моем руки?

Дети: Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных, ведь на их шерсти много микробов.

Воспитатель: Для чего нужно полотенце?

Дети:  Чтобы вытираться.

Воспитатель: Для чего нужна расческа?

Дети:  Чтобы причесываться.

Воспитатель: Для чего нужна зубная щётка?

Дети:  Чтобы чистить зубы.

Воспитатель: Человек будет здоровым не только когда соблюдает гигиену , но и когда делает каждый день зарядку. Предлагаю вам ребята встать и сделать зарядку.

Физминутка:

Я согнусь, разогнусь (Наклоны вперед)

В мячик поиграю (Прыжки на месте)

Попляшу (Пружинка)

Покручусь (Прыжки вокруг себя)

И здоровья наберусь (Сгибают руки к плечам).

Молодцы!

Воспитатель:  А теперь я хочу проверить умеете ли вы правильно умываться.

Массаж лица «УМЫВАЛОЧКА»

Надо, надо нам помыться (Хлопают в ладоши).

Где тут чистая водица (Показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной).

Кран откроем Ш-Ш-Ш (делают вращающие движения кистями).

Руки моем Ш-Ш-Ш (растирают ладони друг о друга).

Щеки ,шейку мы потрём (поглаживают щеки и шею).

И водичкой обольём (мягко поглаживают ладонями лицо ото лба к подбородку).

ВоспитательЧеловек может радоваться и огорчаться, веселиться, плакать. От того какое настроение у человека зависит его здоровье. Ребята, а у вас хорошее настроение? Какое? Давайте нарисуем его (Шаблоны личика).

Воспитатель: Вот мы и узнали, что значит быть здоровым.

Чтобы быть здоровыми

Нужно умываться

Правильно питаться

И чаще улыбаться.

Что больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо занимались, активно трудились. Все молодцы!

Воспитатель: Каждый человек должен заботиться о своём здоровье.

БУДЬТЕ ВСЕ ЗДОРОВЫ!


Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки

Задачи:

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.

3. Разучить потешку.

4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.

Ход действий:

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть

Надо с мылом и водой дружить

Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки

Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)

Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»

Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда.

-.Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Что же детям пригодиться,

Чтобы начисто умыться?

Нам нужна водица.

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? Полотенцем.

В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!

Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.

Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).

Закатай рукава.

Намочи руки.

Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

Потри не только ладони, но тыльную их сторону.

Смой пену.

Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.

Вытри руки.

Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)

Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.

Торжественное обещание

1. Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)

3. А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить. (зубки)

4. Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень. (аккуратным).

Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай,не злись,

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала.

Художественные произведения

Сказка про грязные и чистые руки

Живёт в одном городе один славный мальчик – Виталик. Виталику уже 5 лет. Приключилась с ним однажды пренеприятная история – Виталик заболел дизентерией. Положили мальчика в больницу, делали больнючие уколы, давали горькие таблетки. Плохо было Виталику, животик сильно болел, поэтому он всё время плакал и тихонечко шептал«Мамочка, милая…»

Когда Виталик начал выздоравливать, мама объяснила ему, что заболел он потому, что, не помыв руки, сел обедать в тот день. Страшные и злые бактерии попали в животик и животик заболел.

Что бы Виталик быстрее поправлялся, мама рассказала ему одну чудесную сказку.

Жили - были две руки правая и левая. Левая была чистюля, потому что ничего не делала и не умела делать, а правая - грязнуля, потому что все время работала и помыться ей было некогда. Пошли они как - то раз в гости. Сели за стол и начали кушать и пить. Левая рука была чистая и кушала чистыми руками, а правая была грязная и ела грязной рукой. А живот у них был один на двоих. И он заболел сильно, сильно. А левая рука говорит правой руке: «Ах, ты такая сякая ела грязной рукой и наш животик заболел. Пришел доктор Неболейкин, вылечил животик и говорит«Надо руки мыть - тогда животик не будет болеть». Теперь руки подружились и ходят чистенькие и ухоженные.

К. Чуковский «Мойдодыр»

Одеяло убежало, Улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка — в печку!
Я за книжку, та — бежать
И вприпрыжку под кровать!

Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня.

Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком —
Всё вертится, и кружится, и несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя.

Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник и мочалок Командир!

Если топну я ногою, позову моих солдат,
В эту комнату толпою умывальники влетят,
И залают, и завоют, и ногами застучат,
И тебе головомойку, неумытому, дадут —
Прямо в Мойку, прямо в Мойку
С головою окунут!»

Он ударил в медный таз и вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило, и кусало, как оса.

А от бешеной мочалки я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной по Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду, перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится и кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.

Мылом, мылом Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась с арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник и мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя, и, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

А.Барто «Девочка чумазая»

- Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки; на локтях - дорожки.

- Я на солнышке лежала, руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.


- Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный, будто закопчённый.

- Я на солнышке лежала, нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.


- Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра, ноги- как у негра.

- Я на солнышке лежала, пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ой ли, так ли? Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну - ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала, как увидела мочалу,
царапалась, как кошка:
- Не трогайте ладошки!
Они не будут белые: они же загорелые.
А ЛАДОШКИ - ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос - разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит!
Он не будет белый: он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы - кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки! Уберите щётки!
Не будут пятки белые, они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

Л. Корчагина «Умылся»

Мы спросили у Алешки:

- Ты умылся?

- Да, немножко…

- Уши мыл?

- Мыл!

- Шею мыл?

- Мыл!

- Руки?

- Руки? Нет, забыл…

М. Яснов «Я мою руки»

Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зелёным, оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрной-пречёрной
Бывает вода?

Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»

Лапки? Мыли.

Уши? Мыли.

Хвостик? Мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Стихотворения о мыле для разучивания

  1. Мышка мыла мылом нос,
    Мыла уши, мыла хвост.
    Мыла так, что стала белой,
    И от счастья мыло съела!
  2. Всюду пена, пар и брызги,
    Смех и радостные визги,
    В мыле вся моя семья,
    Хоть купаюсь только Я!
  3. Все микробы и бациллы
    Как огня боятся мыла.
    Нужно ручки с мылом мыть,
    Чтоб здоровенькими быть.
    Знают дети все вокруг:
    Мыло – наш надёжный друг!
  4. Мыло доблестно трудилось
    Осень, зиму и весну.
    Гору чашек перемыло,
    И кастрюлю - не одну!
    "Надоели вилки-ложки,
    Шеи-спины-животы,
    Я хочу нырять в окошки,
    Перепрыгивать кусты!
    Летом отпуск всем положен,
    Отдохнуть мне нужно тоже.
    Я не месяц, целых три
    Буду делать пу-зЫ-РИ!"


Сказка о микробах «Ох, Ах и Чих»

Жили – были в лесу три микроба: Ах, Ох и Чих. Стало им скучно, и решили они, завести себе много друзей. А надо сказать, что у микробов друзья заводятся, только с помощью человека.
А в доме на опушке леса жили два брата и их младшая сестра. И хотя папа с мамой всегда говорили им, что надо умываться по утрам, мыть руки перед едой, не есть немытые фрукты и овощи и ни в коем случае не пить воду из болотца, ребята очень часто не слушали своих родителей, говоря: и так сойдет. Эту фразу: и так сойдет, ребята говорили всегда, когда им что-то не хотелось делать.
И вот однажды, Ах, Ох и Чих решили заразить детей. Стали они думать, как бы им проникнуть в дом к детям. Самим до двери не допрыгнуть – высоко, а до окна и подавно.
Стали микробы думать, как бы хитростью проникнуть в дом. Думали – думали и придумали.
-Я, самый хитрый микроб, сказал Ах.
-Я знаю, что дети каждый день ходят в лес собирать ягоды. Так вот, я на одной ягодке притаюсь. Я настолько маленький, меня простым глазом не увидишь. Попаду в дом, может быть дети не будут ягоды мыть.
-Я самый умный микроб, сказал Ох.
-Я знаю, что дети каждый день набирают воду из речки. Я подплыву к берегу, вдруг меня зачерпнут ведром. Попаду в дом с водой. А как решат водицы испить, я тут как тут.
-Я самый смелый микроб, сказал Чих.
-Я запрыгну на кошку, у нее шерсть густая, длинная. Я спрячусь на кошке, а она каждый день дома на коврике лежит. Погладят дети кошку, да руки не помоют перед едой. Так вот я тут как тут.
Так они и сделали.
Пошли утром братья с сестрой собирать ягоды. Набрали много ягод, целое лукошко. Пришли домой. Им бы помыть ягодки с водой, да лень – матушка обуяла.
- И так сойдет, решили ребята. И съели ягодки, на одной из которой притаился хитрый микроб Ах.
Пошли братья за водой, зачерпнули ведро воды вместе с умным микробом Охам. Принесли ведерко домой. Да водицу не прокипятили, а выпили. Не будем кипятить и так сойдет, решили дети. А Ох, тут как тут.
В дом кошка пришла с улицы. А в шерсти у нее глазу невидимый, смелый микроб Чих сидит.
Поиграли дети с кошкой, да руки не помыли. И так сойдет. А Чих тут как тут.
К вечеру у всех, голова разболелась, живот заныл, температура поднялась, да кашель замучил.
Микробы добились цели. Празднуют. Гуляют. Друзей нашли.
А в деревню балаган приехал. Артисты представление показывают. Всю деревню собрали, только наши братья и сестра придти не могут. Сильно болеют.
Среди приехавших артистов, старушка целительница была. Травами всякими лечила. Как узнала она, что в одном доме такое несчастье приключилось, пришла она к ним. Посмотрела она детей и говорит:
-Помогу я вам, выздороветь. Только и вы уж не пускайте к себе больше плохих микробов. От них все беды. От них болезни.
-А мы их и не пускали, говорят наши братья с сестрой. Они сами пришли.
-Нет, отвечает целительница. Микробы тем и опасны, что глазу невидимы. Подбираются они, конечно, сами, а вот пускать их или не пускать каждый решает сам. Я вас научу. Дело нехитрое. Любой микроб боится чистоты и живет там, где грязно. Умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой, не есть немытые овощи и фрукты и ни в коем случае, не пить грязную воду, вот что защитит вас от бед.
-Дам я вам лекарства и убегут все микробы от вас.
Дала старушка – целительница детям лекарства и убежали от детей микробы Ах, Ох и Чих, да со всеми своими друзьями.
Выздоровели дети, и пошли смотреть представление в балагане. И были они веселые и счастливые. Потому что здоровье это главное.

«Королева Гигиена». Сказка о гигиене рук

I

Королевство есть одно,

В нём всё чисто и свежо.

Знают дети с ранних лет:

Гигиены лучше нет!

Просыпаясь на рассвете,

Моют руки все на свете.

Ведь для детской нежной кожи

Чудо – мыла нет дороже.

В королевстве детвора

Строит замки из песка.

В мяч играют и поют,

Очень весело живут.

И когда домой приходят

К умывальнику подходят.

Мылом жидким и душистым

Моют руки чисто – чисто.

А пора всем спать настанет,

Тоже руки мыть все станут.

Гигиена очень рада,

Детки для неё отрада.

II

Так денёчки проходили.

Королеву все любили.

Но вот девочка одна

Не мыла руки никогда.

Ксюша только грязь любила.

И про мыло позабыла.

Руки грязные всегда,

Для неё ведь враг вода.

Ела грязными руками,

Огорчала этим маму.

А микробы хохотали,

Они Ксюшу обожали.

Ксюша маме говорила:

- Не люблю я это мыло!

- Не хочу я руки мыть!

- Буду с грязью я дружить!

Только грязь – не ерунда

И случилась тут беда:

У Ксюши боли и зуд,

В больницу её везут.

У неё болит живот,

А Ксюша лишь слёзы льёт.

Врач серьёзно ей говорит:

- Очень важно руки мыть!

- Чтобы микробы и впредь

- Не принесли тебе вред.

- Чистоту рук ты соблюдай,

- Микробам шанс не давай!

И Ксюша говорит врачу:

- Грязнулей быть я не хочу!

- Душистым мылом каждый день

- Мне руки мыть теперь не лень.

Королева Гигиена

Рада этим переменам.

Чтобы дети не знали мук,

Важно соблюдать гигиену рук!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Проект на тему "Зимние забавы" для первой младшей группы

Тема: «Зимние забавы».Цель: Формирование  элементарных    представлений  о зиме,  о  зимних  явлениях  в  живой  и  неживой  природе, ...

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»

«Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»  Содержание1. Введение1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;1.2. Формы работы с род...

Проект на тему "Народная игрушка" в 1 младшей группе

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)...

Собственная методическая разработка.Педагогический проект на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Воспитание гуманного отношения к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных проживающих в квартире....

Педагогический проект на тему: «Встречаем птиц» во второй младшей группе

Цели проекта:Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым....