Нейрогимнастика для детей
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шумкова Юлия Николаевна
Чем полезны упражнения для мозга
       Сама суть комплекса, упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.
Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:
получение необходимой энергии для обучения;
повышение работоспособности;
снижение утомляемости детей;
активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;
развитие общей и мелкой моторики;
благоприятное влияние на процессы чтения и письма;
формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).
Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить, каждый день, не пропуская.
Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
Классификация упражнений
Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.
Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
Энергетические упражнения:
Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – пара минут.
Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.
Растягивающие упражнения:
Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).
Упражнения для повышения позитивного мышления:
Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3
«Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).
Месяцы 
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 
Сентябрь - Фонарик - Дом – ежик – замок; - Колечко; - Локоть к колену
Октябрь - Солнышко – заборчик – камешки; - Фонарик - Кулак – ребро – ладонь; - Зайчик – коза – вилка
Ноябрь - Колечко; - Солнышко – заборчик – камешки; - - Ухо-нос; - Упражнения в подбрасывании предмета одной рукой; - Зайчик – колечко - цепочка 
Декабрь - Зайчик – коза – вилки; Ладошка - Солнышко – заборчик – камешки; - Колечко
Январь - Дом – ежик – замок; - Фонарики - Лезгинка; - Зеркальное рисование; - Локоть к колену
 Февраль -Зайчик – колечко-цепочка; - Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками; - Ладошка - Гусь – курица – петух; - Ухо-нос; - Дом – ежик – замок; - Велосипед
Март -Солнышко-заборчик – камешки; - Колечко Сарай - дом с трубой – пароход; - Флажок – рыбка – лодочка; - Зайчик – коза – вилки;
Апрель Локоть к колену; - Зайчик – коза - вилка; Ножницы – собака – лошадка; - Зайчик – колечко - цепочка; - ладошка;
Май - Фонарики; - Дом – ежик - замок; - Зайчик – колечко-цепочка - Замок; - Кулак – ребро – ладонь; - Ухо – нос; - Лезгинка
 
Картотека кинезиологических упражнений
1. Колечко.
 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
 2. Кулак - ребро - ладонь. 
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь). 
 
3. Лезгинка. 
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
 4. Змейка.
 Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 
5. Ухо - нос.
 Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
 6. 
Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки. 
7.«Фонарик»
 Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук. 
8.«Солнышко, заборчик, камешки»
Дети повторяют упражнения за взрослыми. Руки подняты вверх. Пальцы обеих рук сильно растопырены – это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик. Руки сжаты в кулак это камешки.
9.«Ладошка»
Правая ладошка повернута внутренней стороной к себе, левая – от себя. Одновременная смена позиции со словами:
Мы играли в ладушки
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
10.Зайчик – колечко - цепочка
Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев на обеих руках.
Зайчик
Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
«Кольцо».
Соединить в кольцо большой и указательный палец, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд.
Большой и указательный палец ты сложи
Кольцо из них нам покажи,
Вот так немного подержи.
Попробуй цепь из них же сделать,
На ней собака может бегать.
«Цепь».
  Поочерёдно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно пропускаем колечки из пальчиков другой руки.
Попробуй цепь из них же сделать,
На ней собака может бегать.
А теперь на раз, два, три,
Всё сначала повтори.
Зайчик – колечко - цепочка
11.«Дом – ёжик – замок».
Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев.
«Дом».
 Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
Я себе построю дом,
Много места будет в нём!
Будет в доме стол и печка.
Я пущу в свой дом овечку. 
«Ёжик».
Поставить пальцы под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
Хитрый ёжик – чудачок,
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади. 
«Замок»
 Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Дом – ёжик – замок.
12.«Зайчик-коза-вилка»
 «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. 
13.Рыбка
Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
14.Лодочка
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.
15. «Ножницы-собака-лошадка»
Ножницы
Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Собака
Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Лошадка
Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
16.«Гусь-курица-петух»
Гусь
Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Курочка
Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении.
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
Петух
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».
17.«Сарай-дом с трубой - пароход»
Сарай
Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням.
Дом с трубой
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Пароход
Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы поднять вверх – это «труба».
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
18.«Зеркальное рисование»
Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
 19.Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, малого мяча, кубика)
Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону;
Перекладывание мешочка из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);
Перекладывание мешочка из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);
Из исходного положения,  лежа на спине передача мяча за поднятыми прямыми ногами, за согнутыми в коленях ногами (колени подтягивать к груди).
20.Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета
Подбрасывание мешочка (малого мяча) правой (левой) рукой и ловля двумя руками; то же с хлопком;
Подбрасывание (или перебрасывание) мешочка (малого мяча) правой рукой и ловля левой; то же, меняя руки;
Бросок малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой; то же другой рукой;
Перебрасывание мешочка друг другу одной и двумя руками.
21.«Велосипед»
И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одноименного колена; затем снова – до противоположного колена.
22.«Локоть к колену»
Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.
Поднять левую ногу: согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем, то же с правой ногой и левой рукой.
23.Колечко
Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец, вытянуты вперед.
 
Растяжки 
1. «Снеговик» 
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 
2. «Дерево»
 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
 3. «Тряпичная кукла и солдат»
 Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. 
4. «Сорви яблоки» 
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
  Дыхательные упражнения 
1. «Свеча» 
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 
2. «Дышим носом» 
Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. 
3. «Ныряльщик» 
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
 4. «Надуй шарик» Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 
5. «Дыхание» 
Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.
 И. п. - о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 
2 — плавный выдох через нос. 6. «Губы трубкой» Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать. 
И. п. - о. с. 1 — полный вдох через нос, втягивая живот; 
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
 3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух; 
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. 
 Телесные упражнения
 1. «Перекрестное марширование» 
Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. 
2. «Мельница» 
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. 
3. «Паровозик» 
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. 
4. «Робот» 
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
 5. «Маршировка»
 Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. 6. «Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение   8–10 раз. 
7. «Яйцо»
 Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться. 
8. «Дерево»
 Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз) 
9. «Крюки».
 Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
 10. «Повороты шеи».
 Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Чем полезны упражнения для мозга

       Сама суть комплекса, упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.

Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:

  • получение необходимой энергии для обучения;
  • повышение работоспособности;
  • снижение утомляемости детей;
  • активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • благоприятное влияние на процессы чтения и письма;
  • формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).

Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.

Когда лучше начать заниматься

Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.

Следует выполнять ряд несложных правил:

  • Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
  • Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить, каждый день, не пропуская.
  • Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
  • Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
  • Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
  • Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.

Классификация упражнений

Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.

Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.

Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.

Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.

Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

  • Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
  • Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.

Энергетические упражнения:

  • Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – пара минут.
  • Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.

Растягивающие упражнения:

  • Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
  • Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).

Упражнения для повышения позитивного мышления:

  • Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3
  • «Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).

Месяцы

Младшая группа Средняя группа

Старшая группа Подготовительная группа

Сентябрь

- Фонарик

- Дом – ежик – замок; - Колечко; - Локоть к колену

Октябрь

- Солнышко – заборчик – камешки; - Фонарик

- Кулак – ребро – ладонь; - Зайчик – коза – вилка

Ноябрь

- Колечко; - Солнышко – заборчик – камешки; -

- Ухо-нос; - Упражнения в подбрасывании предмета одной рукой; - Зайчик – колечко - цепочка

Декабрь

- Зайчик – коза – вилки; Ладошка

 - Солнышко – заборчик – камешки; - Колечко

Январь

- Дом – ежик – замок; - Фонарики

- Лезгинка; - Зеркальное рисование; - Локоть к колену

 Февраль

-Зайчик – колечко-цепочка; - Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками; - Ладошка

- Гусь – курица – петух; - Ухо-нос; - Дом – ежик – замок; - Велосипед

Март

-Солнышко-заборчик – камешки; - Колечко

Сарай - дом с трубой – пароход; - Флажок – рыбка – лодочка; - Зайчик – коза – вилки;

Апрель

Локоть к колену; - Зайчик – коза - вилка;

Ножницы – собака – лошадка; - Зайчик – колечко - цепочка; - ладошка;

Май

- Фонарики; - Дом – ежик - замок; - Зайчик – колечко-цепочка

- Замок; - Кулак – ребро – ладонь; - Ухо – нос; - Лезгинка

Картотека кинезиологических упражнений

1. Колечко.

 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 2. Кулак - ребро - ладонь. 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

3. Лезгинка. 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

 4. Змейка.

 Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. Ухо - нос.

 Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

 6.

Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.

7.«Фонарик»

 Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

8.«Солнышко, заборчик, камешки»

Дети повторяют упражнения за взрослыми. Руки подняты вверх. Пальцы обеих рук сильно растопырены – это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик. Руки сжаты в кулак это камешки.

9.«Ладошка»

Правая ладошка повернута внутренней стороной к себе, левая – от себя. Одновременная смена позиции со словами:

Мы играли в ладушки

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

10.Зайчик – колечко - цепочка

Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев на обеих руках.

Зайчик

Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

«Кольцо».

Соединить в кольцо большой и указательный палец, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд.

Большой и указательный палец ты сложи

Кольцо из них нам покажи,

Вот так немного подержи.

Попробуй цепь из них же сделать,

На ней собака может бегать.

«Цепь».

         Поочерёдно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно пропускаем колечки из пальчиков другой руки.

Попробуй цепь из них же сделать,

На ней собака может бегать.

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори.

Зайчик – колечко - цепочка

11.«Дом – ёжик – замок».

Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев.

«Дом».

 Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.

Я себе построю дом,

Много места будет в нём!

Будет в доме стол и печка.

Я пущу в свой дом овечку.

«Ёжик».

Поставить пальцы под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

Хитрый ёжик – чудачок,

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

«Замок»

 Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Дом – ёжик – замок.

12.«Зайчик-коза-вилка»

 «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. 

13.Рыбка

Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.

14.Лодочка

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.

15. «Ножницы-собака-лошадка»

Ножницы

Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Собака

Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Лошадка

Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

16.«Гусь-курица-петух»

Гусь

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

Курочка

Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении.

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

Петух

Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».

17.«Сарай-дом с трубой - пароход»

Сарай

Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням.

Дом с трубой

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

Пароход

Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы поднять вверх – это «труба».

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка.

18.«Зеркальное рисование»

Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

 19.Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, малого мяча, кубика)

Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону;

Перекладывание мешочка из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);

Перекладывание мешочка из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);

Из исходного положения,  лежа на спине передача мяча за поднятыми прямыми ногами, за согнутыми в коленях ногами (колени подтягивать к груди).

20.Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета

Подбрасывание мешочка (малого мяча) правой (левой) рукой и ловля двумя руками; то же с хлопком;

Подбрасывание (или перебрасывание) мешочка (малого мяча) правой рукой и ловля левой; то же, меняя руки;

Бросок малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой; то же другой рукой;

Перебрасывание мешочка друг другу одной и двумя руками.

21.«Велосипед»

И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одноименного колена; затем снова – до противоположного колена.

22.«Локоть к колену»

Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.

Поднять левую ногу: согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем, то же с правой ногой и левой рукой.

23.Колечко

Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец, вытянуты вперед.

Растяжки

1. «Снеговик» 

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево»

 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 3. «Тряпичная кукла и солдат»

 Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. «Сорви яблоки» 

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

  Дыхательные упражнения

1. «Свеча» 

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. «Дышим носом» 

Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. «Ныряльщик» 

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 4. «Надуй шарик» Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. «Дыхание» 

Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.

 И. п. - о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос. 6. «Губы трубкой» Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с. 1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

 3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

 Телесные упражнения

 1. «Перекрестное марширование» 

Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3. «Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 5. «Маршировка»

 Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. 6. «Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение   8–10 раз.

7. «Яйцо»

 Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

8. «Дерево»

 Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

9. «Крюки».

 Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

 10. «Повороты шеи».

 Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ" Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста"

упражнения нейрогимнастические для коррекции  психических процессов,прстранственных представлений....

Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с ...

Консультация для педагогов. Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов. Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста...

Нейрогимнастика для детей

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи....

Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей

Синхронная работа полушарий мозга – это залог отличной памяти, реакции, навыков быстрого переключения с одних видов деятельности на другие.Нейрогимнастика - это комплекс многофункциональных упра...

Консультация "Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга"

Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью....

Логоритмика с элементами нейрогимнастики для детей раннего возраста

Методическая разработка по теме: Логоритмика с элементами нейрогимнастики для детей раннего возраста....