Утренняя гимнастика - одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника
консультация

Миловзорова Елена Александровна
Консультация для воспитателей о роли утренней гимнастики в воспитании и оздоровлении дошкольникоа. Консультация также может быть использована в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и значение утренней гимнастики

В современном обществе все чаще рождаются дети со слабым здоровьем и с отклонениями в развитии. Этому способствует множество факторов: нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Поэтому стоит острая проблема в поддержании здорового образа жизни детей. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды, таких как эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм ребенка, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

В частности особую значимость имеют занятия физической культурой. Основой для оптимального эмоционального состояния ребенка на весь день является утренняя зарядка. Эмоциональные процессы регулирует все функции ребенка, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст.

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей, так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду. Это, конечно, неправильно, так как утренняя гимнастика не только помогает укрепить организм ребенка, но и носит воспитательную функцию.

Воспитательное значение утренней гимнастики

 Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого. Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи. Это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок выезжает с родителями на отдых в одно и то же время, продолжительностью 5-10 минут.

В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

 Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Оздоровительное значение утренней гимнастики

 В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие. Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока.

Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность .

Утренняя гимнастика – одна из форм физической подготовки. Исследования подтверждают, что утренняя гимнастика оказывает положительное влияние на организм в течение всего последующего дня. Утренняя гимнастика улучшает реакцию, формирует и сохраняет осанку, обеспечивает высокий уровень двигательных качеств и способствует повышению общей тренированности организма. Утренняя гигиеническая гимнастика является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения ребенка в учебный день.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

При необходимости утренняя гимнастика может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.

Организация утренней гимнастики

Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, с весны и до поздней осени в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на групповой площадке. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в помещениях согласно графику проведения утренней гимнастики. Перед занятием помещение проветривается, оптимальная температура для проведения утренней гимнастики в помещении 16 градусов. Дети занимаются в повседневной одежде.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики у ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.

Основные правила утренней гимнастики

  1. Утренняя зарядка должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
  2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака, но после гигиенических процедур.
  3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
  4. Сложность упражнений, включенных в комплекс зарядки, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
  5. Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
  6. Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
  7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.

Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.

Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:

-вводная

-основная

-заключительная

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

1.Вводная часть утренней гимнастики

Задачи:

организация внимания детей, нацеливающая на выполнение

согласованных действий

формирование правильной осанки

подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

Содержание:

-построения (в колону, в шеренгу, круг)

-строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)

-перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)

-непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями,

-способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)

-бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

2. Основная часть утренней гимнастики

Задачи:

-укрепление основных мышечных групп

-формирование правильной осанки

Содержание:

-выполнение комплекса общеразвивающих упражнений

Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

3. Заключительная часть утренней гимнастики

Задачи:

-восстановить пульс и дыхание

Содержание:

дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.

дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.

После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра

Формы проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

-традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений

-обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.

-игрового характера (из 3-4 подвижных игр)

-с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов

-оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)

-с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.

Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.

При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:

-комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц

-в комплексе для выполнения упражнений используются различные
построения

-упражнения должны выполняться из разных исходных положений

-подбираются упражнения разной интенсивности, темпа

-чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов

-используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)

-каждый комплекс должен быть интересен детям

Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель. Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

Утренняя гимнастика для детей 4 -7 лет может включать следующие упражнения:

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.

2. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.

3. Наклоны туловища в разные стороны (назад, вперёд, вверх и вниз).

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность позвоночника.

4. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево).

Укрепляются боковые мышцы туловища.

5. Прыжки и бег на месте или по комнате (площадке).

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в организме.

6. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма.

Заключение

В свете вышеизложенного представляется крайне важным повседневное применение комплексов средств, укрепляющих здоровье человека.

Одним из таких комплексов является утренняя гимнастика, повышающая физическую активность человека. Достоинством утренней гимнастики является простота и доступность. Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней гимнастики это – устранение некоторых последствий сна, увеличение тонуса нервной системы, усиление работы основных систем организма. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного ребенка.

 Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

 Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:

* Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

 *Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).

*Использовать разные формы проведения гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней".

Утренняя гимнастика  играет важную роль в режиме дня ребёнка, её необходимо делать для поддержания здоровья....

Консультация «Прогулка, как средство оздоровления и воспитания дошкольника»

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Здоровье включает ф...

Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней у детей

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика - одно из средств оздоравления и профилактики болезней"...

"Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней"

Статья предназначена для педагогов и родителей детей дошкольного возраста....

консультация "Прогулка как средство оздоровления и воспитания дошкольников"

Одним из основных факторов оздоровления детей являются прогулки с детьми. Прогулки – это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно...