«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Гусева Антонина Сергеевна

      Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx69.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

    Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевых нарушений у детей. В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов: учителя-логопеда,воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника т. д. и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Процесс коррекции речи - длительный путь, который требует огромного терпения его родителей и близких, педагогов, дисциплины со стороны самого ребёнка. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Также овладение основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.  

      Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.      

      Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы во время НОД. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

  Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

Актуальность

       Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию. Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.

Постановка проблемы.

      В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании.

Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить  педагог.

        На мой взгляд, проблема заключается в противоречии между потенциалом, который хранит в себе игровой самомассаж и недостаточным приминением его на практике.

 

Цель:  сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж.

Задачи:

- подбор и создание картотеки упражнений для игрового самомассажа;

- снятие эмоционального  и мышечного напряжения у детей;

- общеукрепляющее воздействие  на функциональные системы ребенка;

- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;

- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;

- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;

- укрепление здоровья дошкольников.

- приобщение  дошкольников к ЗОЖ;

- привитие  навыков элементарного  самомассажа;

Предполагаемые результаты:

- снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;

- cнижение уровня переутомления у детей

- cнижение уровня тревожности и гиперактивности у детей

- формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;

- овладение  детьми  приемами  самомассажа в игровой форме.

Основные методы работы с  дошкольниками:

• словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;

• наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;

• практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;

• игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.

Виды развивающего массажа:

-  самомассаж лица;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- аурикулярный самомассаж (массаж ушных раковин);

-  самомассаж ног.

Использование игрового  самомассажа  в режимные моменты

1. Утренняя гимнастика

2.  Динамические паузы

3. Индивидуальная работа

4. Гимнастика после сна

5. Свободная деятельность

6. Физкультурные занятия

 Формы работы с родителями

1. Подготовка консультации для родителей «Игровой самомассаж для дошкольников» 

2. Оформление папки – передвижки «Игровой самомассаж» 

3.Подготовка буклетов для родителей «Игровой самомассаж-пробуем вместе» 

4. Фотовыставка «Мы здоровье бережем».

                   План работы  на 2018- 2019 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

 

Знакомство с названиями некоторых частей тела (кисть, ладонь, мочка, и.т. п.)

Обучение приемам самомассажа:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

-постукивание.

Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников».

Октябрь

Самомассаж лица

 «Жук ползет»                                           «Божья коровка»

Цель: снимаем напряжение мышц пальцев и всей руки, усиливаем кровообращение, улучшаем питание мышц рук, развиваем мелкую моторику, ловкость рук, помогаем ребенку расслабиться.

Ноябрь

Самомассаж лица

             «Утка и кот»

           «Белый мельник»

 Цель:  самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

Оформление папки – передвижки «Игровой самомассаж»

Цель: подвести родителей к осознанию роли самомассажа в развитии ребенка.

Декабрь

Самомассаж ушных раковин

«Ушки на макушке»

«Озорные мишки»

Цель: мобилизация защитных сил организма.

Январь

Гимнастика для глаз

«Весёлая неделька”

Цель: снимаем напряжение и усталость с глаз ребенка

Февраль

Самомассаж рук 

«Улитка»   «Блины»

Цель: развиваем мелкую моторику, ловкость рук, помогаем ребенку расслабиться.

Подготовка буклетов для родителей «Игровой самомассаж-пробуем вместе» 

Март

Самомассаж ног

 «Молоток»

«Акула»

Цель: снятие усталости и напряжения,

помогаем ребенку расслабиться.

Апрель

Самомассаж  кистей рук

«Ай тари, тари, тари….»

«Мыло»

Цель: развиваем кисти рук, снимаем напряжение и усталость.

Фотовыставка для родителей

«Мы здоровье бережем»

Май

Самомассаж пальцев

«Цветы»

«Водичка»

Цель: снимаем напряжение мышц пальцев и всей руки, усиливаем кровообращение, улучшаем питание мышц рук, развиваем мелкую моторику, ловкость рук, помогаем ребенку расслабиться.

Июнь

Повторение и закрепление  пройдённого  материала.

Список литературы:

1. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» Москва 200

2. «Современные пути оздоровления дошкольников» М.Кузнецова  Дошкольное воспитание №6 2002.

3. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет»  Москва 2009.

4. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»   Волгоград: Учитель   2007

                     

Картотека игрового самомассажа

«Божья коровка»

Божья коровушка,

полети на  облышко,

Принеси нам с неба, чтобы были летом

в огороде бобы,

в лесу ягоды, грибы,                                

в роднике водица, во поле пшеница

«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке.

Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку

             «Утка и кот»

Утка крякает, зовет Всех утят с собою,

 

А за ними кот идет, Словно к водопою.

У кота хитрющий вид, Их поймать мечтает!

Не смотри ты на утят - Не умеешь плавать!

Дети поглаживают шею ладонями сверху вниз

Указательными пальцами растирают крылья носа

Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам

Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.

           «Белый мельник»

Белый-белый мельник сел на облака.

 Из мешка посыпалась  Белая мука. Радуются дети, лепят колобки.

Заплясали сани, лыжи и коньки.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам

Легко постучать пальцами по щекам

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа

Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать

«Ушки на макушке»

Взяли ушки мы за мочки,

вниз потянем их,

А теперь потрем немножко

раз, два, три.

Взяли ушки за макушки,

вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали,

хорошенько все размяли.

Выполняем движения по тексту

«Озорные мишки» 

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки,

оттягивать её вперёд, а затем назад, считая

медленно до 10.

«Весёлая зарядка для глаз

Понедельник

 Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

 Вторник Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда.

Среда

В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). Пятница

В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать.

Суббота

 Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.

Воскресенье

В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.

 

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

«Блины»

Мы блинов напекли:

 

первый дали зайке, зайке - попрыгайке.

 

А второй лисенке, рыженькой сестричке.

 

Третий дали мишке, бурому братишке.

 

Блин четвертый – котику, котику с усами. 

Пятый блин поджарили и съедим мы сами.

Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

 

«Молоток»

Туки-токи, туки-токи,

 

застучали молоточки.

 

Туки-туки-туки-точки,

 

застучали молоточки.

 

Туки-ток, туки-ток,

 

так стучит молоток.

 

Похлопывают ноги ладонями снизу вверх.

Покалачивают кулачками

Растирают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

 

«Акула»

Нам акула каракула нипочём, нипочём.

Мы акулу каракулу ,

Кирпичом, кирпичом                                                    

Мы акулу каракулу кулаком, кулаком. 

Мы акулу каракулу каблуком, каблуком. 

Испугалася акула и со страху утонула.

 

 

Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам.

Постукивают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

Постукивают пальчиками.

Растирают ладонями.

Поглаживают. 

«Ай тари, тари, тари….»

Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари.

Останутся деньги, куплю Маше серьги.

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.

Останутся грошки, куплю Маше ложки.                                  

Останутся полушки, куплю Маше подушки.

 

«Мыло»

Каждый день я мыло мою,  

под горячею водою

И в ладонях

поутру,                                            сильно, сильно мыло тру.      

Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись!

Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого , проговаривая весь текст.

 

Разогретыми руками греют горло.

Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.

 

Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки

«Цветы»

 Как у нас на грядке,

 

сколько цветиков цветут:

 

розы, маки, ноготки,

 

астры пестрые цветки,

 

георгины и левкой.

 

Выбираешь ты какой?

Сжимают и разжимают кулачки.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

Протягивают ладошки вперед.

«Водичка»

Знаем, знаем да-да-да,

 

где ты прячешься вода!

 

Выходи водица , мы пришли умыться!

 

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

 

Нет, не понемножку,

 

посмелей, будем умываться веселей.

Поочередно массажируют каждый палец.

 

 

Энергично растирают ладони и кисти рук.

 

«Улитка»

Домик едет по травинке,      

объезжает все росинки.

Это улитка ползет,

домик на себе везет.    

Вот подул ветерок, закачался листок

и опять по тропинке

медленно ползет улитка.

 

Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу.

«Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу.

Покалачивают кулачками.

Поглаживают руки ладонями Затем массажируют другую руку.

Скаченный материал

План работы

1. Подготовительный этап

№ Содержание работы Срок выполнения

1 Подбор и изучение литературы для работы по направлению

Февраль

2 Подготовка консультации для родителей «Игровой самомассаж для дошкольников» Март

3 Подготовка буклетов для родителей «Игровой самомассаж-пробуем вместе» Апрель

4 Анкета для родителей «Признаки психического и мышечного напряжения у вашего ребенка» Апрель

5 Разработка методических рекомендаций Май

6 Разработка перспективного плана для работы по направлению Май

7 Подбор и создание картотеки упражнений для игрового самомассажа Июнь

8 Подготовка необходимого оборудования для проведения игрового самомассажа Июль

9 Разработка диагностики эффективности применения игрового самомассажа у детей 5-6 лет Август

2. Основной этап

№ Содержание работы Срок выполнения

1 Внедрение инновационного проекта в режимные моменты Сентябрь-май

3. Заключительный этап

№ Содержание работы Срок выполнения

1 Мастер-класс для родителей «Игровой самомассаж для детей и взрослых» Апрель

2 Диагностика эффективности внедрения игрового самомассажа Май

Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? «Погладь мне спинку!»- это произносит каждый ребёнок. Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, лёгким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.

Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить грамотный и опытный педагог.

При систематическом проведении массажа улучшается функция

рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической

практике:

- массаж и самомассаж лица;

-массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

-плантарный массаж (массаж стоп);

-аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

-массаж язычной мускулатуры

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д)

Проводя массаж определённой части тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребёнок «разговаривает» со своим телом, делая ему комплименты«Мои любимые ручки»«Какой чудесный носик»,«Сейчас я разомну свои ножки» и т. д.

Массаж и самомассаж лица

выполняется лёгкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев с целью улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Большой палец руки связан с лёгкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний- с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец- с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышенной активности.

Например (Выполняется вместе с родителями):

Репка

(самомассаж пальцев круговыми

движениями)

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

«Вот пришла б наша внучка,

Помогла б собака Жучка.

Где же кошка, мышка-крошка?»

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка!

Самомассаж ушей- дети трут свои ладони, соединив их вместе,4-6 раз. Дергают оба ушка за верхние края вверх. За мочки вниз, за середину назад по 4-6 раз Большим и указательным пальцами гладят и разминают завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируют внутреннюю часть ушной раковины. разогревают трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд- назад 2-4 раза, при движении вперед заворачивают ушную раковину.

Например (Выполняется вместе с родителями):

Ушки на макушке

(выполняем движения по тексту)

Взяли ушки мы за мочки,

вниз потянем их,

А теперь потрем немножко

раз, два, три.

Взяли ушки за макушки,

вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали,

хорошенько все размяли.

Самомассаж профессора Ауглина «Озорные мишки» (Выполняется вместе с родителями)

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки,

оттягивать её вперёд, а затем назад, считая

медленно до 10.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят

Указательным и средним пальцами одновременно

интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1

минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать»

круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также,

считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно

интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1

минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев

обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам

носа, начиная от его основания. На каждую точку

необходимо нажать и держать, не отпуская, на

счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем

Таким образом, систематический массаж и самомассаж благотворно влияет на организм человека и на развитие ребенка.

Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевыхнарушений. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%, третье — с нарушениями речи(также около 20%, остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Процесс коррекции речи - длительный путь, который требует огромного терпения его родителей и близких, педагогов, дисциплины со стороны самого ребёнка. Однако только этот трудный путь может привести к позитивным результатам и успешному обучению в школе.

По мнению В. М. Акименко любой практический материал можно условно разделить на двегруппы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из них является самомассажПрименение самомассажа в комплексной коррекционной работепо преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Каждый человек может овладеть приемами самомассажа.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация тонуса данных мышц.

Простота, доступность приемов, возможность проведения их в любой обстановке, изменение дозировки в зависимости от самочувствия – это еще далеко не все преимуществасамомассажа. Его можно выполнять как индивидуально, и фронтально с группой детей одновременно, многократно в течение дня в различных режимных моментах в условиях ДОУ и семьи.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога,логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.

Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Действие самомассажа

Воздействие на мускулатуру. Мышечная ткань под влиянием самомассажа лучше снабжается питательными веществами и кислородом, из нее быстрее выводятся продукты распада. Во время массажных манипуляций мышцы сокращаются, благодаря чему повышается ихработоспособность.

Воздействие на кожу. Под влиянием самомассажа удаляются отмершие клетки наружного слоя кожи, что способствует улучшению кожного дыхания и функционирования сальных и потовых желез. Также самомассаж оказывает положительное воздействие на кровообращение и питание кожных покровов.

Воздействие на нервную систему. Самомассаж может оказывать как успокаивающее, так и возбуждающее действие на нервную систему.

Воздействие на суставы и связки. При нарушении нормальной подвижности регулярныйсамомассаж значительно увеличивает объем движений в суставах. Помимо этого,самомассаж повышает прочность, выносливость связочного аппарата и является отличной профилактикой перегрузок и травм.

Воздействие на кровеносную и лимфатическую системы. Благодаря самомассажу происходит более быстрый отток венозной крови и лимфы от различных органов, что немало способствует их снабжению кислородом и питательными веществами, а также выведению из организма продуктов распада.

Положительного эффекта при проведении самомассажа можно добиться только при соблюдении определенных правил:

- при самомассаже лица все движения следует выполнять по ходу лимфатических путей, т. е. в направлении лимфатических узлов (лимфатические узлы массировать ни в коем случае нельзя);

самомассаж руки проводится в направлении от кисти к локтевому суставу, затем до подмышечной впадины;

- шею массируют от волосяного покрова головы вниз, к плечевым суставам.

Необходимо помнить, что болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

Существует ряд противопоказаний к массажу. Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Подготовка рук к самомассажу

Перед выполнением самомассажа необходимо тщательно вымыть руки. Прежде всего необходимо предварительно как следует разогреть руки, для того чтобы улучшить их кровообращение, прогреть их и повысить чувствительность. С этой целью необходимо растирать руки энергичными движениями, потирайте одну о другуюнапример, тыльной поверхностью одной руки – тыльную поверхность другой или ладонью одной руки – тыльную поверхность другой. Постарайтесь как можно шире развести пальцы, таким же образом растерев и их. Можете большим пальцем растирать кончики пальцев, продвигаясь вдоль каждого до основания ладони. Существует множество способов (см. ниже) разогреть свои пальцы непосредственно перед самомассажем.

Процедура самомассажа проводится по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, ушных раковин.

Самомассаж мышц головы и шеи

1.«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2.«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж лица и шеи

Самомассаж лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читаетпедагог).Каждой строчке стихотворения соответствует определенное действие.

Самомассаж мышц языка

1.«Поглаживание языка губами». Просунуть как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить так, чтобы боковые края касались углов рта.

2.«Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами при этом слышится звук «пя-пя-пя».

3.«Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так. Чтобы боковые края языка касались углов рта.

4.«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж ушных раковин

1.«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2.«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.

3.«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 сек.

«Чебурашка»

Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам. Растираем за ушами, «примазываем» глину, чтобы ушки не отклеились.

Многочисленными исследованиями установлено,что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами, использовать музыкальное сопровождение.

Самомассаж с применением разнообразных вспомогательных средств.

К ним относятся:

- пальчиковый бассейн:

-разноцветные прищепки,

- иппликатор Кузнецова;

- логопедическая щетка;

- зубная щетка;

- бигуди – липучки;

- массажный коврик «Травка»;

- массажные резиновые мячики;

- шарик «Су-джок»;

- шарики Марблс – стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см);

- шестигранные карандаши и др.

Пальчиковый бассейн.

«Пальчиковые бассейны» можно очень легко изготовить в домашних условиях. Они представляют собой открытые резервуары (можно использовать пластмассовые контейнеры, ванночки, заполненные различными наполнителями: стеклянными и пластмассовыми шариками,фасолью, горохом, пуговицами, крупой (манной, пшенной, рисовой и др., песком.

Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Актуальность

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.

Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

Цель проекта:

- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

- научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;

- разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

- сформировать привычку к здоровому образу жизни;

- привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.

Задачи проекта:

- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

- общеукрепляющее воздействие функциональные системы ребенка;

- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;

- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;

- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;

- укрепление здоровья дошкольников.

Основной этап:

- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

- формирование здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов.

Заключительный этап:

Анализ проведенной деятельности, создание фотовыставки «Сам себе массажист», анкетирование удовлетворенности родителей.

Сентябрь Беседа с детьми о пользе массажа.

Знакомство с названиями некоторых частей тела (кисть, ладонь, мочка, козелок и т. п.)

Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников».

Закрепление частей тела в игровой форме.

Беседа с детьми «Сам себе массажист».

Обучение приемам самомассажа:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- вибрация.

Октябрь «Утка и кот» - массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

Разучивание песни Е. Поплянской «А мы на уроке – играем».

«Дождик» - массаж спины друг другу под песню Е. Поплянской «А мы на уроке – играем».

«Чтобы не зевать от скуки» - оздоровительный самомассаж всего тела.

«Летели утки» - самомассаж лица.

«Гусь» - самомассаж пальцев рук.

Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук".

«Наши ушки» - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

Ноябрь «Кто пасется на лугу» - массаж спины друг другу.

«Божьи коровки» - самомассаж ног.

«Черепаха» - самомассаж тела.

Беседа с детьми на тему «Сохранить и укрепить зрение».

«Ириски от киски» - самомассаж глаз (по китайской медицине).

«Наши глазки» - самомассаж глаз (по методике йогов).

«Пироги» - самомассаж тела.

Декабрь Памятка для родителей «Самомассаж – профилактика простудных заболеваний.

«Вот какая борода» - самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

«Тучка» - самомассаж тела.

«Белый мельник» - самомассаж лица для профилактики простудных заболеваний.

«Лиса» - гимнастика для глаз.

«Солнышко» - гимнастика для глаз.

«Дедушка Егор» - гимнастика для ног (профилактика плоскостопия).

Январь «Наши ножки» - самомассаж рефлекторных зон ног.

«Зайка» - самомассаж носа.

Разучивание песни М. Красева «Медведюшка».

«Медведюшка» - гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка»).

«Часовой» - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

«Снежинки» - гимнастика для глаз.

«.По таинственной дороге» - гимнастика для стоп.

Февраль «Снегопад» - гимнастика для глаз.

«Колобок» - упражнение для профилактики плоскостопия.

«Наши спинки» - массаж спины друг другу, с целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

«Плотник» - самомассаж рук.

«Мы устали» - упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении.

«Петух» - упражнения для мышц шеи.

«Прогулка» - упражнения для профилактики плоскостопия.

Март Разучивание стихотворения «Подарок маме».

«Подарок маме»- самомассаж пальцев рук.

«Дождик» - гимнастика для глаз.

«Наши ножки» - самомассаж стоп.

Самомассаж рук с помощью шарика Су-Джок.

Памятка для родителей «Самомассаж с помощью шарика Су-Джок».

Сухие бассейны – небольшие ёмкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой.

Апрель «Озорные мишки» - самомассаж профессора Ауглина.

Самомассаж рук с помощью шестигранного карандаша.

«Шары – шалуны» - воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки).

Самомассаж рук с помощью бумаги.

«Борода» - самомассаж биологическиактивных зон.

Расслабляющий массаж (для снятия физического и эмоционального напряжения).

Консультация для родителей «Закаливаемся с помощью игрового самомассажа».

Май «Бабочка» - упражнение для подвижности голеностопного сустава.

«Липы» - гимнастика для глаз (все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы).

«Цветочек и бабочка» - самомассаж пальцев рук.

«Лес зеленый» - самомассаж лица по китайской медицине (улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз).

«Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней щёткой для волос.

«Здравствуйте, пальчики!» - самомассаж пальцев ног.

«Ёжик» - самомассаж головы.

Фотовыставка в уголке для родителей «Сам себе массажист».

Определение тем для новых проектов.

1. «Точечный массаж для детей».


Самомассаж носа «Гора».

Дети сидят по-турецки на ковре. Массаж указательным пальцем.

Вот – гора! Растирание носа по бокам.

А у горы, две глубокие норы. Прижимать ноздри.

В этих норах воздух ходит Дыхание через одну ноздрю.

То заходит, то выходит. Дыхание через одну ноздрю.

А в пещере тихий ветер. На выдохе (у-у-у) через нос.

А в пещере сильный ветер. На выдохе (у-у-у) через нос и рот.

Самомассаж с иглболом «Ежик» (Сидя на ковре)

Ежи выбился из сил прокатывание между ладоней вперед-назад

Яблоки, грибы носил круговые движения, одна ладонь сверху

Мы потрем ему бока прокатывание между ладоней вперед-назад

Надо их размять слегка перекладывание из руки в руку, сжать мяч

А потом погладим ножки прокатывание по ногам

Чтобы отдохнул немножко прокатывание по ногам

Мы ему погладим брюшко прокатывание по животу

Пощекочем возле ушка прокатывание по шее сзади

Еж в лесочек убежал прокатить до носков

Нам спасибо пропищал сжимать попеременно правой левой рукой

Автор "Слова о полку Игореве" называет Бояна "старинным соловьем", то есть певцом из прошлого. Действительно, Боян жил несколько раньше, чем автор "Слова  о полку Игореве"

В своих песнях Боян воспевает подвиги и заслуги князей. Боян сочинял песни о битвах, походах и ополчениях своей эпохи.

.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими...

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве...

« Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни  последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья ...

Семинар - практикум «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Игровой самомассаж, предложенный в публикации, в сочетании с гимнастикой окажут общеукрепляющее воздействие на весь детский организм, будут способствовать развитию всех органов и систем....

Игровой самомассаж, как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед нами - педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Одним из таких направлений является самомассаж. Игровой метод придает учебно-воспитател...