Туризм как средство воспитания дошкольников.
статья

Сердюкова Анна Григорьевна

Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.

Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.

Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.

Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.

Чтобы походы приносили пользу, удовольствие, заканчивались без травм, необходимо знать “азбуку” туризма – его основные правила, технические приёмы, походную этику. “Когда знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” - гласит китайская поговорка.

Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возрастов. Реализация воспитательных возможностей зависит от педагогов. Работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Туристская подготовка в ДОУ является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий.

Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-дошкольника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Изучая специальную литературу по этой теме, можно определить наиболее важные тезисы, которые, на мой взгляд, очень чётко раскрывают основные задачи работы:

-туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания не только детей, но и взрослых;

-работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;

-туристская подготовка учит преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, дети лучше узнают друг друга.

Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность.

1.Оздоровительная ценность:

- дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве; основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.

2. Образовательная и познавательная ценность: - знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

           3.Воспитательная ценность: -поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков.

Таким образом, дошкольный туризм, как средство двигательной деятельности в работе с дошкольниками, является эффективным средством создания сильной и здоровой личности, крепкой семьи, а следовательно, и сильного государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Средства туризма могут использоваться в разнообразных формах работы по физическому воспитанию: физкультурных занятиях, физкультурно-оздоровительной работе, активном отдыхе.Несмотря на разнообразное со...

Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.

       «Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....

Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.

       «Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....

Детский туризм, как средство воспитания дошкольников.

Организация детского туризма в детском саду несет в себе оздоровительную, образовательную, познавательную и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстети...

Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников"

Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников"       Слово «туризм» происходит от французского «Тоuг», что значи...