Консультация для воспитателей на тему: «Проведение народных подвижных игр с дошкольниками »
консультация

Гомзякова Елена Олеговна

     Вы все знаете, что игра – вид деятельности, являющимся ведущим у детей дошкольного возраста. Также  это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игра обогащает ребенка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует психическому развитию в целом. Игра имеет большое значение для социализации ребенка, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются черты его характера. Игра позволяет снять напряжение, пробуждает целую гамму чувств.   

Все игры делятся на четыре группы: подвижные (сюжетные и несюжетные), дидактические, театрализованные и сюжетно – ролевые. 

        Исходя из опыта работы, я заметила,  что дошкольники предпочитают народные подвижные игры. Чтобы воспитатели могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю ее появления, их воспитательное значение. Такие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, методикой педагогического руководства такими играми.

Все  народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство народных игр состоит в том, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений и поэтому являются самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

         Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре, по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе русских народных подвижных игр - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

 При проведении подвижных игр с детьми 1 младшей группы, надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка). С неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Ведущие роли в игре педагог, как правило, выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого то из ребят старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались и у них не пропал интерес к игре.   В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Сидит зайка белый»«По ровненькой дорожке», «Зайка беленький сидит» и др.).Практическая часть:Игра «Солнышко и дождик» Цель: приучать детей к совместным играм небольшими группами, учить бегать по всему залу.(дети бегают по всей площадке, а потом бегут к воспитателю)  Игра « Поезд» Цель: учить детей вставать в колонну друг за другом, изменять темп движений (дети встают друг за другом в колонну за взрослым и двигаются вперед)  Игра «По ровненькой дорожке» Цель: вовлечь детей в совместную двигательную деятельность, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.    При проведении подвижных игр с детьми 2 младшей группыпредпочтение отдается играм с текстом. При проведении подвижных игр педагог выразительно произносит текст, сопровождая его соответствующими движениями. Дети стараются подражать взрослому. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание имитационных движений и физических действий, которые ребенок выполняет в игре. Педагог обращает внимание на правильное, выразительное выполнение двигательных действий.Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года во второй младшей группе, когда в коллективе много новых детей. Таким образом,  в младших группах основная роль в игре отводится педагогу,  игры направлены на ориентировку в пространстве и выполнение игрового задания;  наиболее сложные моменты объясняются показом. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной , мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови», «беги», «стой».. («Ловишки», «Бегите ко мне», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Птички в гнездышках», «Лягушки», «Солнышко и дождик» «Воробушки и кот», «Мыши в кладовой»…) Практическая часть: Игра « У медведя во бору» Цель: учить детей ходить и бегать в одном направлении, соотносить движения с речью (дети имитируют сбор грибов и ягод, доходят до берлоги  медведя и убегают в свой домик после последних слов текста ). Игра «Кот и мыши» Цель: учить подлезать под веревкой, бегать врассыпную (дети подлезают под веревочкой, бегают по всему залу, а потом кот просыпается и их ловит)

При проведении народных подвижных игр с детьми средней группы надо учитывать, что у детей движения становятся более координированными, накапливается двигательный опыт. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения подвижных игр, распределяет роли среди детей. Роль водящего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться (если ребенку не по силам четко выполнить задание, то он может потерять веру в свои возможности и его будет трудно привлечь к активным действиям). Педагог должен  отмечать успехи детей в игре, подбадривать более робких и неуверенных детей. Как ив младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Здесь также велика роль образного сюжетного рассказа. Объяснение не должно занимать не более полутора минут: иначе оно уменьшит двигательную активность детей и моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.  Необходимо приучать детей к выполнению правил  без напоминания воспитателя при проведении народных подвижных игр.  Для детей средней группы возможны игры с простейшими соревнованиями, роль водящего выполняют дети, педагог может усложнять правила игры («Кот и мыши», «Мышеловка», «Ручеек», «Цветные автомобили», «Пастух и стадо», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается», «Котята и щенята» и т.д.)Практическая часть:Игра « Зайцы и волк» Цель: учить детей прыгать на двух ногах, развивать ориентировку в пространстве (дети прыгают по всему залу, а как только появляется «волк» - убегают в свои домики, не убегать раньше)    Игра «Лиса в курятнике»  Цель: учить детей спрыгивать с высоты, ходить и бегать по всему залу (дети – «куры» спрыгивают со скамейки, ходят и бегают по залу, а по сигналу убегают и залезают на «насест») При проведении народных подвижных игр в старшей группе используются более сложные движения. Перед дошкольниками ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку и сноровку. Движения детей в этом возрасте отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу  целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков (игра «Кто скорее добежит до флажка?»). По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. В ряде игр от детей требуется  умение придумывать варианты движений, различные комбинации. Первоначально ведущую роль в придумывании вариантов движений играет педагог, потом он подключает к этому детей. Вхождению в роль, образной передачи характера движений способствует придумывание упражнений на заданную тему.   Педагог должен учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество.В старших группах игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, вводятся задания на коллективное соревнование. («Совушка», «День и ночь», «Золотые ворота», «Горелки», «Удочка», «Пожарные на учении», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Мяч водящему», «Затейники», «Перебежки», «Гуси  - лебеди», «С кочки на кочку»…) Практическая часть:Игра «Мы, веселые ребята» Цель: закреплять навык бега (дети говорят слова и перебегают на противоположную сторону, а водящий их ловит) Игра «Удочка» Цель: закреплять прыжки на двух ногах на месте(дети стоят в кругу, а водящий – в центре. Он вращает шнур по по кругу, а дети перепрыгивают через него.       В подготовительной группе при проведении игр педагог обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими и уверенными. Старшие дошкольники должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в подвижных играх задачи для самостоятельного решения. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются прочнее и запечатлеваются в памяти. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты. В самостоятельной двигательной деятельности педагог должен привлекать детей к организации знакомых подвижных игр со сверстниками. Также в этом возрасте дети очень любят игры – эстафеты, игры с элементами соревнования. Ведь в них неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других детей. Дети могут придумывать подвижные игры и сами их организовывать. В подготовительных группах дети играют в более сложные подвижные игры, игры – эстафеты, сами составляют варианты игр («Два Мороза», «Выше ноги от земли», «Ловишка, бери ленту», «Охотники и звери», «Ловля обезьян», «Догони свою пару», «Лягушки и цапля», «Круговая лапта», «Третий лишний», «Ловишки с мячом»)  Практическая часть: Игра Горелки» Цель: закреплять навык бега (играющие стоят в парах, а ловишка стоит на линии перед колонной. После слов последняя пара бежит вдоль колонны с двух сторон, стараясь встать в первую пару, а водящий старается их запятнать)        Игра «Лягушки и цапля»: Цель: закреплять навык прыжков через препятствие, ходьбу с высоким подниманием бедра (дети - лягушки прыгают через веревку, а цапля перешагивает через веревку и их ловит)Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей, группу здоровья всех воспитанников, а также самочувствие и настроение каждого ребенка. Следует учитывать и общее состояние детей. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?»«Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Кот и мыши»«День и ночь»«Коршун» и др.). Русские народные подвижные игры можно проводить с дошкольниками ежедневно. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, в конце прогулки (в соответствии с санитарными правилами и нормами). На прогулке в первую половину дня проводятся разные по характеру русские народные подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия, бассейн.. В такие дни проводят подвижные игры с менее активными действиями. В дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть несколько сокращена. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность увеличивается. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, желательны игры малой подвижности. Для этого времени хорошо подходят игры с текстом, с пением, хороводные. Значительные затруднения вызывает проведение народных подвижных игр с детьми на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом, например «Колечко»«Фанты»«Молчанка». Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с детьми удобнее проводить небольшими подгруппами. Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно, например «Жмурки»«Пятнашки». Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре. В занятие физической культурой дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная, в основную часть, вторая, более спокойная, в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: русская народная игра «У медведя во бору» (где все дети активно бегают, приседают, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Летает - не летает» (в которой дети при назывании летающего объекта машут руками).Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой - ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Можно также разнообразить и бег: дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Ознакомление дошкольников с новой игрой проводится четко, лаконично, образно и продолжается 1,5 – 2 мин. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, используется краткий образный сюжетный рассказ. Сюжетные рассказы используются во вех возрастных группах. Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. При объяснении правил не следует отвлекаться на замечания детям, с помощью вопросов можно проверить, как дети поняли игру. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог должен следить не только за движениями, но и за взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.

Литература:

1.А.В.Кенеман, Т.И.Осокина Детские народные подвижные игры  Книга для воспитателей детского сада и родителей  Москва «Просвещение» «Владос» 1995                                              

2. Л.В. Татаринцева Проведение народных подвижных игр в разных возрастных группах / Инструктор по физкультуре №5/2011                                                                                  

3.О.М. Смычагина Подвижные русские народные игры в ДОУ / инструктор по физкультуре №2/2010                                                                                                               

 4. Э.Я.Степанникова Методика проведения подвижных игр . пособие для педагогов дошк. Учреждений. Москва, 2009                                                                                           

5. О.Е.Громова Спортивные игры для детей Творческий центр СФЕРА М., 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Подвижная игра  как развитие физ. качеств и воспитание детей...

Консультация для воспитателей по теме«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей по теме«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....

Консультация для воспитателей "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

В данной консультации говорится о важности народных игр в развитии детей....

Консультация для родителей " Проведение народных подвижных игр с дошкольниками"

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.Нормы и правила во...