Методическая разработка ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
методическая разработка (старшая группа)

Игнатенкова Надежда Павловна

Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста .В ней принимали участие 10 человек детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx175.86 КБ

Предварительный просмотр:

                    МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

 Задачи и методика констатирующего эксперимента:

Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста проводилась в ЧДОУ «Детский сад «Здоровье», Московского района г. Санкт-Петербурга в ней принимали участие 10 человек детей.

Цель констатирующего эксперимента:

- определить уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

Задачи:

- отобрать диагностические методики для исследования представлений о здоровом образе жизни, у старших дошкольников

-  провести диагностику

-  проанализировать полученные результаты.

Для выявления представлений о здоровом образе жизни, мы продиагностировали 10 дошкольников старшей группы детского сада.

Использован следующий диагностический инструментарий:

1.Методика И. М. Новиковой «Формирование о здоровом образе жизни у дошкольников» (Наблюдение за детьми в режимные моменты) [25]

2.Методика В. Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» [19]

Методики представляют собой оригинальный диагностический комплекс, включающий беседу, и наблюдения в режимные моменты дня. Результаты констатирующей диагностики с детьми заносились в оценочные листы, которые представлены в таблице в (Приложении №1.)

1.Методика И.М. Новиковой «Наблюдения за детьми в режимные моменты» [25] Направлена на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий, включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, во время приёма пищи, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну и в свободной игровой деятельности.

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:

1) выполнение КГН

2) поведение на утренней гимнастике, прогулке, подготовке ко сну, в игровой деятельности детей

3)  активное участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях

Оценка результатов по поведенческо-деятельностному критерию:

Высокий уровень (красный) – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность. Способен определить и направить себя на формирование здорового образа жизни в различных видах деятельности и в привычках.

Средний уровень (зелёный ) ‒ ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, но она связана с положительным эмоционально-чувственным переживанием или проявляется на основе подражания другим детям, частично присваивает переданный взрослыми опыт, но затрудняется переносить его самостоятельную деятельность. Способен определить сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности для формирования здорового образа жизни.

Низкий уровень (синий) ‒ ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его самостоятельную деятельность. Не способен выявить сущность различных видов деятельности и предметов окружающей действительности на формирование ЗОЖ.  Данные, полученные в результате исследования по методике И. М. Новиковой «Наблюдение за детьми в режимные моменты дня»», представлены в Приложении № 1 (таблица 1.)

2. Диагностика детей по методике В. Т. Кудрявцева [19] с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Для выявления представлений дошкольников о здоровом образе жизни использовалась беседа, предложенная В. Т. Кудрявцевым. В неё были включены следующие вопросы:

  1. Что такое здоровье?
  2. От чего человек может заболеть?
  3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
  4. Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?
  5. Что такое полезные привычки и вредные?
  6. Знаешь ли ты, о последствиях вредных привычек?
  7. Ведешь ли ты здоровый образ жизни? Что делаешь для этого?
  8. Что такое закаливание?
  9. Как можно закаливаться?
  10. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:

1) представления детей о здоровье, как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека

2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам)

3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях

 - Каждый полный и правильный ответ оценивается двумя баллами

-  за неполный или неточный ответ дается 1 балл

- за неверный ответ или за отказ отвечать дается 0 баллов.

Уровни сформированности когнитивного компонента определяются по сумме набранных баллов.

В соответствии с выделенными критериями В. Т. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом:

Высокий уровень(10 баллов и более) – ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, окружающей среды, уверенно называет полезные и вредные привычки и объясняет их влияние на состояние здоровья, понимает значение гигиенических процедур и закаливания для здоровья, знает некоторые способы закаливания.

Средний уровень (от 5 до 9 баллов) – ребенок имеет частичное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека, с помощью взрослого устанавливает связь между здоровьем и окружающей средой, частично имеет представление о полезных и вредных привычках, с помощью наводящих вопросов определяет их влияние на здоровье, понимает значение некоторых гигиенических процедур, способы и значение закаливания называет с помощью взрослого.

Низкий уровень (менее 5 баллов) – ребенок не имеет системных представлений о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает его с состоянием окружающей среды, не может рассказать о вредных привычках, полезные привычки называет с помощью наводящих вопросов, не может определить их влияние на здоровье, имеет расплывчатое представление о закаливании и его способах, о значении гигиенических процедур.

Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка в группе. Дети с желанием делились своими представлениями, знаниями на заданные вопросы.

Данные, полученные в результате исследования по методике В. Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни», представлены в (Приложении № 1) (таблица 2.)

Результаты констатирующего эксперимента:

Наблюдение за детьми в режимные моменты дня, позволил выявить особенности знаний у детей старшего дошкольного возраста, после   проведения количественного и качественного анализа на основании итоговых показателей проведённой методики, показали следующие результаты в группе.                               

Четверо детей, что составляет 40% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста - выявлен высокий уровень, определенные навыки, уже доведены до автоматизма:

-  мыть руки с мылом после прогулки они не забывают

- самостоятельны в КГН

- аккуратно складывают одежду перед сном, (умеют вывернуть одежду)

- правильно ведут себя за столом, двое из них, пытаются учиться пользоваться ножом, с желанием помогают в сервировке стола.

- дети без напоминаний готовятся к утренней гимнастике и дыхательной   гимнастике, после сна.

- активны в подвижных играх, принимают инициативу в её проведении.

Трое детей, что составляет 30% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста - имеют средний уровень развития навыка.

Эти дети проявляю самостоятельность и инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих, гигиенических мероприятий эпизодически: По прошествии обеда девочка говорит: «Нужно умыть рот после еды и руки, если «сладкие» они!». Если воспитатель поддерживает ее: «Ребята, нам напомнили, что надо умыть рот и вымыть руки», то девочка выполняет эту процедуру. Она ждёт подтверждения к действию. В том случае, если воспитатель не оказывает поддержки, ребенок самостоятельно действие не выполняет.

Определенные навыки у этих дошкольников почти доведены до автоматизма, например:

- мыть руки с мылом после прогулки они не забывают (но, иногда спрашивают с мылом?)

- стараются аккуратно складывают одежду перед сном

- правильно ведут себя за столом.

- дети после напоминаний готовятся к утренней гимнастике и дыхательной   гимнастике, после сна.

Другие навыки еще находятся в стадии формирования:

-пользоваться правильно вилкой и ножом

-следить за аккуратностью в одежде

-полоскать рот после еды и др.

- полностью смывать мыло и грязь с рук после прогулки на улице.

В игровых ситуациях дети обнаруживают недостаточное понимание факторов, влияющих на здоровье: «покупая» полезные для здоровья вещи, ребёнок выбирает овощи, молоко и колбасу, объясняя, что «колбаска – это вкусно», в то же время скакалку она не берет, т. к. «это для игры».[34]

Трое детей, что составляет 30% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста, имеют низкий уровень развития навыков здорового образа жизни по поведенческо-деятельностному критерию. В основном, эти ребята умеют выполнять гигиенические и оздоровительные процедуры, однако самостоятельно и сознательно они этого не делают. Так, отказываются после еды, воспользоваться салфеткой, ребёнок говорит: «У меня и так чистый рот!». Некоторые дети моют руки только после напоминания воспитателя, неумело открывают кран для воды, не следят за внешним видом, забывают причесаться. Несколько девочек с большой неохотой выполняют утреннюю гимнастику, и дыхательную после сна, редко играют в подвижные игры в группе и на прогулке.

Результаты наблюдений за детьми по методике И. М. Новиковой   представлены в таблице Приложении №1 и обобщенно в диаграмме на рисунке №1

Рис. 1 «Уровни развития знаний здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в наблюдении за детьми в режимные моменты дня» по методике И. М. Новиковой

В группе, также проведён количественный и качественный анализ на основании итоговых показателей методики В. Т. Кудрявцева

         Четверо детей, что составляет 40 % от общего количества детей в группе старшего дошкольного возраста с высоким уровнем знаний, о здоровом образе жизни. Дети уверенно называют виды закаливания, например: умываться и мыть руки холодной водой, загорать на солнце. Серафима З., говорит, что она ходит дома босиком и летом по траве на даче. Понимают сущность вредных привычек, говорят, что человек может даже попасть в больницу. Оля О., называет, что грызть ногти плохая привычка. Перечисляют, что надо делать в детском саду, чтобы быть здоровым: утром гимнастику делать в группе, физические упражнения с воспитателем на прогулке, ходить в бассейн после сна.

Четверо детей, что составляет 40 % от общего количества детей в группе старшего дошкольного возраста со среднем уровнем знаний о здоровом образе жизни по когнитивному критерию, имеют частичное представление о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах укрепления здоровья, однако в основном они отвечают на вопросы с помощью взрослого. Например Маруся К., рассказала о том, зачем нужна утренняя гимнастика: «Утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы быть сильным и стройным, мама говорит, что никогда не потолстеешь и будешь здоровой». Однако на вопрос о том, как можно закаляться, не смогла ответить, она не соотносит утреннюю гимнастику как способ оздоровления. На первый вопрос ребенок отвечает: «Здоровье – это когда у тебя ничего не болит». О вредных привычках она знает, говорит, что забывает иногда чистить зубы перед сном, папа курит много, а это вредно.

На наводящий вопрос воспитателя: «А что полезно кушать?» девочка говорит: «Полезно есть всякие фрукты, витамины, сладости». Таким образом, знания ее в области здорового образа жизни не полные и недостаточно точные.

Двое детей, что составляет 20% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста, имеют низкий уровень знаний о ЗОЖ.

Дети с низким уровнем развития навыков по когнитивному критерию не имеют системных знаний о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах закаливания, ждут помощи от воспитателя и соглашаются с определением. Мальчик Миша М.  не смог ответить на вопросы, что такое здоровье и что нужно делать, чтобы быть здоровым. Но считает, если делать гимнастику будешь сильным! Полезными привычками дети считают: «покупать сладости» и «хорошо кушать», вредных привычек назвать не могут, задают встречный вопрос: «Что такое привычки?» С помощью наводящих вопросов в беседе выясняем: «Что такое полезные привычки?!»

О способах закаливания дети долго думают что сказать, и ответа нет.

Результаты у детей о ЗОЖ по методике В. Т. Кудрявцева, представлены в Приложении №1 в (таблице 2,) и обобщенно по диаграмме на рисунке 2.

   

 

Рис.2 «Выявление уровня знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста по когнитивному критерию» по методике В. Т. Кудрявцева.                  

 Сравнительная диаграмма результатов констатирующего эксперимента диагностики по двум методикам: И. М. Новиковой и В. Т. Кудрявцева представлена    в диаграмме на рисунке 3.

  Рис.3 Результаты констатирующего эксперимента               

            Достаточно много детей, самостоятельно справляются с КГН, правильно пользуются мылом, полотенцем, проявляется аккуратность в складывание одежды. Проявляют желание выполнять гимнастику утром, любят подвижные игры. Дети вежливы, здороваются с работниками ДОО и говорят «спасибо» после приёма пищи и задвигают стульчики к столу.

В целом дети продемонстрировали достаточно полные знания о том, зачем делать утреннюю гимнастику: «будешь сильным и здоровым», «тогда не будешь болеть», «чтобы не толстеть», «чтобы закаляться». Дети довольно много знают о полезных и вредных привычках: «полезно есть фрукты», «полезно делать гимнастику», «курить – очень вредно», «плохая привычка – грызть ногти», «плохо если забыл почистить зубы перед сном». Сложнее всего детям оказалось отвечать на вопросы о том, от чего человек может заболеть и что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Ответы были такие: «человек болеет, если простудится», «если съесть что-то несвежее, заболит живот», «чтобы не болеть, надо тепло одеваться», «чтобы не болеть, надо все съедать», «чтобы быть здоровым, надо не болеть», «чтобы не болеть, надо мыть руки.» В дальнейшем с детьми проводить занятия о ЗОЖ, создание развивающей предметно-пространственной среды, закреплять знания на практике в дидактических играх и в игровой деятельности детей.

Результаты при выявлении знаний по двум методикам о здоровом образе жизни у детей всей группы старшего дошкольного возраста, показывают в основном средний уровень знаний на начальном констатирующем эксперименте.

Учитывая уровни показателей, то в данных двух методиках дети в количестве 4 человек набирают высокий уровень знаний.

В методике В. Т. Кудрявцева положительная динамика качества знаний отмечена в рост среднего уровня, и наоборот положительная динамика качественного показателя видна в росте низкого уровня по методике

И. М. Новиковой, по сравнению с методикой В. Т. Кудрявцева.    

Наша задача разработать проект «Быть здоровыми хотим!»

Содержание работы, в котором будет направлено на развитие и формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы:

Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у детей преобладает средний уровень знаний о здоровом образе жизни Учитывая уровни показателей, то в данных двух методиках дети в количестве 4 человек набирают высокий уровень знаний.

В методике В. Т. Кудрявцева положительная динамика качества знаний отмечена в рост среднего уровня, и наоборот положительная динамика качественного показателя видна в росте низкого уровня по методике

 И. М. Новиковой, по сравнению с методикой В. Т. Кудрявцева.    

Наша задача разработать проект «Быть здоровыми хотим!»

Содержание работы будет направлено на развитие и формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, так как каждый из нас ответственен за здоровье и благополучие доверенных нам детей. Достижение благополучия – непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Необходимо с малых лет приобщать ребенка к здоровому образу жизни, воспитывать и формировать у детей навыки для сохранения личного здоровья как в условиях ДОО, так и в семье. Родители должны быть в этом примером для детей, соблюдать несложные правила социального поведения и проявлять желание в закаливание ребёнка:

  • прогулки на свежем воздухе и подвижные игры
  • правильное питание
  • занятие спортом
  • использовать двигательную активность
  • соблюдение КГН
  • искоренять вредные привычки у себя взрослых:(родителей, законных представителей
  • воспитывать и формировать желание у ребёнка быть здоровым

Прививать навыки здорового образа жизни сейчас - особо актуально!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "

Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...

«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...