Консультация для воспитателей: «Игра- как основная форма физического воспитания»
консультация

Засова Саида Яшаровна

Здоровье – важнейшее условие и в тоже время результат полноценного физического и психического развития ребёнка, особенно - его эмоциональной сферы. Физическая культура-часть общечеловеческой культуры, она рассматривается, как основа формирования здорового образа жизни, в процессе которого и закладывается фундамент здоровья ребёнка. Существует модель предшкольного образования в области физической культуры и оздоровлния детей. Модель делится на 5 основных блоков (Т. Н.Доронова «Из ДОУ в школу»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.

К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.

На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.

На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.

В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а так же пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых ощущений.

На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.

В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а так же включают в словарь названия материалов и их предметов.

На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.

Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, М.М.Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  • Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
  • Закрепление и уточнение словаря;
  • Активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
  • Устранение из речи детей нелитературных слов.

Прежде всего дети усваивают:

  • Бытовой словарь: название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
  • Природоведческий словарь: явления неживой природы, растений, животных;
  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
  • Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя голову), слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);
  • Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Методы и приемы словарной работы.

1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-,диа-,видео фильмов, просмотр кинопередач.

2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится во время всех видов НОД, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2."Что бывает?".  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2)Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.

Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.

Наречия: далеко - ..., высоко - ...

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

         Консультация на тему :

«Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.

Словарный запас совокупность слов естественного языка, значение которых воспитанник понимает и может объяснить.

Подразделяется на активный — слова, употребляемые в повседневной устной речи и при письме, и пассивный — слова, понятные при чтении и устном восприятии.

Направления работы воспитателя по расширению словаря дошкольниковразбиты на несколько групп (см. ниже).

Содержание словарной работы обуславливается кругом присваиваемой ребенком культуры, т. е. это лексика (слова, необходимая для общения, удовлетворения потребностей, ориентировки и познания окружающего

Содержание словарной работы:

1. БЫТОВОЙ СЛОВАРЬ – части тела, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.

2. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – названия явлений живой и неживой природы (времена года, осадки, растения, животные и прочее).

3. ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – явления общественной жизни – труд, профессии, страна, президент, праздники, традиции, армия и др.)

4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТТЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – синонимы, точные антонимы, фразеологические обороты (бежать сломя голову, слова качественной оценки предметов (хороший, плохой и др., слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства.

5. ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, КОЛИЧЕСТВО и др.

В каждой возрастной группе работа по развитию словарного запаса имеет свою специфику. В старшем дошкольном возрасте задания и упражнения направлены на формирование навыков активного использования детьми всех частей речи, особенно глаголов, наречий и прилагательных. Также внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности их качества и свойства. Например: светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее и т. д.) Учат вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы. Например: ткани шерстяные и шелковые, посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная.

В педагической деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаиспользуются следующие развивающие приёмы обогащения и активизации словарного запаса.

1. Называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Для того, чтобы дети обращали на это слово внимание, восприняли его без искажений мы произносим слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Используем интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание«Послушайте ещё раз это трудное слово».

2. Часто называние сопровождаем показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка». Открываем дверцу духовки и показываем жестом.

3. Называние слова сопровождаем толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно.

4. Называние слова сопровождаем толкованием через практический показ детей. Например, птицы летят клином. Предлагаем детям самим выстроиться клином.

5. Мы применяем включение слова в предложение, показываем его сочетание с другими словамиНапример: В задние двери автобуса входят пассажиры; В автобусе едут пассажиры; Автобус едет по дороге.

6. Для запоминания используем повторение слова самим воспитателем, неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, в младшем возрасте повторение хором.

7. Для усиления интереса к слову объясняем происхождение (этимологию) слова. Например, ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль – грузовик. Мы поощряем вопросы детей о происхождении слов.

8. Также используем такой приём, как вопрос. Задаём прямые вопросы и подсказывающие (справа или слева игрушка).

9. Применяем игровые приёмы, используем эмоциональность, интригующую интонацию голоса при вопросе, шутливые вопросы, небылицы, игровые персонажи.

10. Вызываем интерес и увеличиваем внимание детей элементом соревнования («Кто скажет больше слов, красочностью и новизной атрибутов.

11. Используем приём сравнения, а также группировки предметов по определённому признаку.

12. Всегда применяем поощрительные приёмы (похвала, вручение фишек, медалей за старания детей).

Можно выделить следующие приемы развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста:

1 Показ предметов - этот прием используется в непосредственной образовательной деятельности, а также в режимных моментах. Например в Нод по ФЦКМ на тему «Знакомство с компасом» можно показать прибор, рассказать о его особенностях области применения.

2 Показ образца предметного мира. Этот прием можно применить при знакомстве с новым словом, родственными словами или для уточнения и конкретизации значения того или иного слова. На примере этого приема хочу проиграть следующую игру. Игра называется «Узнай слово по его описанию». Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Я буду описывать изображенное на картине, а вы узнайте о каком слове идет речь.

-Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами (сад)

-Человек, который ухаживает за садом (садовник)

-Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю (рассада)

-Молодое деревце. Которое выращено для посадки в саду (саженец)

-Инструменты, которыми работают в саду (садовые)

-Человек, который разводит сады (садовод)

3 Демонстрация иллюстраций, работа по серии сюжетных картин, составление рассказов с завязкой, кульминацией и развязкой. При этом важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние, погоды и т. д.

4 Чтение художественной литературы.

5 Разные виды игр. Достоинство игровых приемов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче. В старшем дошкольном возрастеигры носят несколько усложненный характер. С помощью игр можно решить несколько задач: познакомить с многозначностью словнапример: кольцо – ювелирное украшение и кольцо баскетбольной сетки, ручка дверная и шариковая, соль приправа и нота, кран водопроводный и подъемный, глубокое озеро и чувство, мягкий голос и ковер, родилась дочь и мысль и т. д. ; развивать четкую артикуляцию и дикцию, например:

Проворонила ворона вороненка

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Разновидностью игр для обогащения словарного запаса являются словесныедидактические, сюжетно-ролевые игры.

Я предлагаю вам поиграть со мной в следующие игры:

Инструкция:

1. «Общие слова»

сосна, береза, клен – это….

Дождь, снег, ветер, ливень – это….

2. «Выберите лишнее»

Инструкция:

Колбаса, печенье, котлета, ложка

Кресло, стул, шкаф, табуретка

3. «Сосчитай до пяти»

Инструкция:

один совочек – два совка, три совка….

Одна пирамида – две пирамиды, ….

Одно облако – два облака….

«Доскажи словечко»

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются…опята

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью,

Мудрый бородач – старик,

Житель бора -…боровик

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка – крохотулька,

Зимний леденец…. сосулька.

6. «Названия профессий»

Кто переносит багаж – носильщик

Кто вставляет стекла – стекольщик

Кто работает на кране – крановщик

Кто чинит часы – часовщик

11. «Письмо от зайца»

Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают что такое зима. Давайте поможем зайчику подобрать нужные слова.

Приходит долгожданная …. Часто идет….Дует студеный….Воет холодная …. Крепчает …. По земле несется белая…Стали совсем короткими …. Длинными стали….Метет…. Кружатся красивые, легкие…На стеклах морозные …На речках и озерах прочный и толстый …

12 «Пропавшие слова»

Послушайте внимательно предложение и скажите какое слово пропущено

Чашка стоит….столе. Грузовик едет….дороге. Самолет летит …. облаками. Корабль проплывает …мостом. Мяч укатился …шкаф. Цветы стоят …. вазе.

6 Объяснение воспитателем значения словаНапример: Шоссе – это автомобильная дорога с твердым асфальтовым покрытием.

7 Беседа. Применение данного вида приема является целенаправленным обсуждением с детьми каких-либо явлений. Беседа выявляет, как велика у детейпотребность выражать свои мысли, как развивается их язык.

8 Упражнения на уточнение значения слов, в том числе некоторых многозначных. Например: Как сказать правильнее – большая башня или высокая башня; маленькая веревочка или коротенькая веревочка? Солнечный – это? (День, луч, свет)

С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии литературного произведения можно давать творческие задания такие, как, например: придумать сравнение с помощью слов «как будто»«как»«словно»«точно» и т. д., эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.

Слово- основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитиеразвитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих им знания и представления. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных зада развития речиРазвитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасомСловарный запас обогащается посредством систематической словарной работы.

В каждой возрастной группе работа по развитию словарного запаса имеет свою специфику. В старшем дошкольном возрасте главное внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности их качества и свойства.

. Можно выделить следующие приемы развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста:

1 Показ предметов.

2 Показ образца предметного мира.

3 Демонстрация иллюстраций.

4 Чтение художественной литературы.

5 Разные виды игр (словесные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.)

6 Наблюдения на прогулке.

7 Беседа.

«Письмо от зайца»

Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают что такое зима. Давайте поможем зайчику подобрать нужные слова.

Приходит долгожданная …. Часто идет….Дует студеный….Воет холодная …. Крепчает …. По земле несется белая…Стали совсем короткими …. Длинными стали….Метет…. Кружатся красивые, легкие…На стеклах морозные …На речках и озерах прочный и толстый …

«Пропавшие слова»

Послушайте внимательно предложение и скажите какое слово пропущено

Чашка стоит….столе. Грузовик едет….дороге. Самолет летит …. облаками. Корабль проплывает …мостом. Мяч укатился …шкаф. Цветы стоят …. вазе.

                       

                    Доклад на тему:

« Обогащение лексического   запаса у   дошкольников».

                                                                               Выполнила воспитатель

                                                                                                                                                        Засова С.Я.

Проблемы и задачи развития речи детей  дошкольного  возраста  были актуальны всегда.  Во все времена развития речи, обогащению лексического запаса детей дошкольного возраста уделялось большое внимание. Слово вводит ребенка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нем, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно  служит средством   регуляции  его  поведения.   С  помощью  слова  ребенок  познает природное и предметное окружения.  В  дошкольном  возрасте ребенок  должен  овладеть  таким словарём,  который  позволил  бы ему общаться со сверстниками  и взрослыми, успешно  обучаться  в школе,  понимать  литературу, телевизионные и радио  передачи, поэтому  современная  дошкольная  педагогика  рассматривает  развитие и обогащение  лексического  словаря  у  детей  дошкольного возраста  как  одну  из  важнейших задач развития речи.

В соответствии с современными требованиями, педагоги работая над развитием речи воспитанников должны

  • Способствовать расширению лексического запаса слов  ребенка ;
  • Заинтересовать ребенка в поиске смысловой  стороны слова;
  • Развивать умение  использовать разнообразные лексические средства в речевых ситуациях;
  • Способствовать  обогащению словаря детей на основе лексики семантических полей слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • Способствовать развитию словесно-логического мышления.

 Таким образом,  проблема развития лексической стороны речи у дошкольников актуальна в современном мире. Этой проблемой интересуются многие ученые и практические работники, воспитатели дошкольных учреждений. Реформа образования активизирует инновационные изменения во всех сферах и областях образовательной деятельности. В  частности , ФГОС ДО  нацеливает нас, педагогов, на формирование интерактивных качеств ребенка, приобретаемых  в результате освоения программы. Для того  чтобы современный ребенок мог адекватно использовать  вербальные  и невербальные средства общения, владеть  диалогической  речью и конструктивными способами  взаимодействия  с детьми  и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве), уметь изменять стиль общения со взрослыми  или  сверстниками, в зависимости от ситуации необходимо использовать  современные, а главное,  эффективные технологии развития всех компонентов речи, в том числе её лексической стороны.

Основными принципами обогащения лексического  запаса  детей дошкольного возраста являются

  • Принцип  интеграции  образовательных  областей  в соответствии  с возрастными  возможностями
  • Принцип комплексно- тематического построения образовательного процесса.
  • Принцип интеграции построения образовательного процесса через игровые формы работы и детьми образовательных областей имеет важные значение для организации работы по обогащению лексического  запаса  дошкольников.

Слово  окрашено  эмоционально.

В  процессе  работы  над  словом  устанавливается  ассоциативные  связи,  формируется  внимание  к незнакомым словам.

Интеграция  способствует  усилению  деятельностной  основы усвоения детьми  содержания  образовательных областей, , стимулирует  познавательную активность. Потребность узнавать что-то новое. Таким образом, интеграция  способствует не просто расширению объема лексического запаса, а именно его обогащению через интеграцию  разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы).

Принцип комплексно-тематического  построения  образовательного  процесса взаимосвязан  принципом  интеграции  образовательных  областей  различных  видов детской  деятельности.  В  основе  принципа  лежит рассматривание темы в течение определенного  времени (например, недели) через  физическое, познавательно-речевое, социально-личностные, художественно-эстетическое  направления  развития ребенка.  А также включает в себя систему мер по охране и укреплению здоровья детей; особенности региона (региональный компонент), явления  природы и жизнь людей с учета  особенности края.

Важным моментом является выбор темы. В  рамках  которой решаются образовательные задачи. Тема должна быть  социально значима  для общества, семьи, государства, должна вызывать интерес у детей, обеспечивать мотивацию образовательных областей.

Таким образом, в рамках  данного принципа  предусмотрена  работа по обогащению словаря ребенка, строящаяся  на основе обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста.

Принцип построения образовательного процесса через игровые формы работы с детьми лежит в основе реализации запаса детей дошкольного возраста. Игра является ведущим видом деятельности и основной формой работы с детьми дошкольного возраста. В ходе организации образовательной деятельности с детьми можно использовать игры-путешествия, игры-эксперименты,  игры-проектирования, игры с элементами ТРИЗ и  РТВ, экскурсии с элементами игры, дидактические игры,  игры-обсуждения,  игры-встречи; игры-посещения, игры-беседы с опорой на наглядный материал (слайды, картины, книги, фото), игры-викторины. Необходимо отметить, что обогащение лексического детей дошкольного возраста происходит не только в процессе различных видов детской деятельности, но и режимных  моментах.

Данный принцип можно рассматривать  и через сюжетно-ролевую игру. Такой вид деятельности способствует подготовке ребенка к жизни в социуме, а общение в ходе таких игр - это обширная речевая практика, которая активизирует словарный запас слов, позволяет   закрепить приобретенные  в образовательной деятельности  навыки словоупотребления и словоизменения, что в свою очередь положительного влияет на развитие связной речи детей и их творческих способностей.

Принцип вариативности, используемый в работе по обогащению лексического запаса, реализуется  через использование различных наглядных пособий, раздаточного дидактического материала, индивидуальных средств обучения.

Рассматриваемый принцип позволяет умножить информативность образовательного процесса.

Принцип развития ребенка в деятельности обусловлен обогащением  лексического запаса в разнообразных видах активной деятельности детей. Педагоги широко использует дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но  и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания  личности ребенка. Именно в дидактической игре  ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является  и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Таким образом,  для развития словарного запаса важно  постоянное общение взрослого с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления  слов ребенком. По мере развития речи и мышления, постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складывалось в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхательная гимнастика как один из основных форм физического воспитания детей"

Обучение правильному дыханию-одна из основных форм физического воспитания детей.Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена вещест...

Дыхательная гимнастика как один из основных форм физического воспитания детей.

Обучение правильному дыханию-одна из основных форм физического воспитания детей.Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмен...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет"

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет» 1. Водная часть. Мотивация. Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников оста...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...