Статья "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников 5-6 лет"
статья (старшая группа)

Грузинская Наталья Александровна

Из личного опыта педагога о формировании культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kgn_u_detey_starshego_vozrasta.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Грузинская Н.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 59 Колпинского района

Санкт – Петербурга

Развитие КГН у детей старшего дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя).

Культурно-гигиенические навыки – являются важной составляющей культуры поведения. Требованиями гигиены и нормами человеческих отношений продиктована необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, оказывают в последующем в течение всей его жизни человеку огромную пользу – педагоги и родители должны усвоить это и постоянно об этом  помнить.

 Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но культура еды имеет и этический смысл, так как поведение за столом базируется на уважении к сидящим рядом людям, а еще к тем, кто приготовил пищу. Уже в дошкольном возрасте дети должны овладеть определенными привычками. Например: во время еды нельзя класть локти на стол, кушать с закрытым ртом, необходимо тщательно пережевывать пищу. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и, конечно же, опрятно.

Важную роль в охране здоровья детей играет формирование у детей навыков личной и общественной гигиены. Сформированные навыки личной и общественной гигиены содействуют правильному поведению детей в быту и, конечно же, в общественных местах. Ведь по большому счету, здоровье ребенка и здоровье других детей и взрослых, зависит от того, насколько ребенок знает и выполняет необходимые гигиенические правила и нормы поведения. В ходе образовательной деятельности в режимных моментах нужно стараться, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественно. Тогда гигиенические навыки с возрастом будут только совершенствоваться. Дети в старшем дошкольном возрасте уже более осмыслено должны относиться к выполнению правил личной гигиены: они должны самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены, и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта. Дети обязательно должны следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование у детей навыков личной гигиены также предполагает, и формирование умения быть всегда опрятными, вовремя подмечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Культурно-гигиенические навыки у детей скоро становятся прочными, если они постоянно закрепляются в различных ситуациях. Очень важно, чтобы детям было интересно овладевать культурно-гигиеническими навыками, чтобы дошкольники могли лицезреть результаты своих действий. И здесь важно хвалить детей, создавать для них «ситуацию успеха».

Сформированные у детей культурно-гигиенические навыки постоянно совершенствуются, переходят в привычки, в необходимость поступать определенным образом. Для того, что формирования такой потребности было успешным необходимо: усилить значимость мотивов, с помощью которых детей побуждают к действиям; обращать внимание на эмоционально положительное отношение детей к выполнению действий; настраивать детей на проявление определенных усилий воли для достижения результата при необходимости..

Из правил формируются привычки. На первом этапе дети следуют освоенным нормам и правилам поведения путем подражания; на втором этапе дети принимаются выполнять их осознанно, и пристально следить за тем, чтобы другие дети соблюдали те же нормы и правила; и только на третьем этапе нормы поведения становятся привычными, стабильными и лишаются характера ситуативности.

Какие педагогические условия эффективны для формирования культурно-гигиенических навыков детей 5-6 лет ?

Культурный человек, каким мы хотим видеть специалиста дошкольного профиля, должен умело использовать достижения поведенческой культуры в профессиональной деятельности и личной жизни. На воспитателе лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за будущую, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир человеческих отношений. Такая ответственность требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Он формирует культуру поведения у дошкольников и через них способствует развитию внутренней и внешней культуры их родителей, таким образом, влияя на современное состояние общества. Пример педагога имеет стержневое значение в формировании у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков. Его внешний вид, опрятность в одежде, аккуратность во время приема пищи, поступки и суждения, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям – все это имеет большое значение при формировании у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.

Используя пример в процессе воспитания, педагог одновременно прибегает и к методам разъяснения и убеждения, которые также являются условиями формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков. Объяснение позволяет ребятам взять в толк нравственное значение определенных действий и правил поведения, осмыслить смысл надобности их выполнения для обычной жизни в коллективе. В объяснении всякий раз открывается мотивация поступка, дается подтверждение надобности и полезности определенных поступков, сущность коих – выражение интереса к находящимся вокруг, умение подчинить свое поведение притязаниям взрослых. Мотивированное заявка, обращенная к ребенку, содержит целью убедить его в надобности выполнения такого или же другого критерия или же недопустимости в будущем повторения совершенного поступка. В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной темы, связанной с формированием у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.

 Беседа как условие формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков отличается существенным своеобразием. Содержание разговоров с детьми по сути своей являются актуальными историями, описывающими поведение находящихся вокруг людей и, во-первых, самих детей. Педагог выдает характеристику прецедентам и действиям, которые ребенок наблюдал или же совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Похожие свойства создают у ребят объективность в оценке событий, могут помочь ребенку ориентироваться в той или же другой истории и попадать в согласование с правилами нравственного поведения. Следует помнить: главная цель бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться при овладении культурно-гигиеническими навыками.

Организация упражнений в положительных поступках являются одним из педагогических условий формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков. В практической деятельности ребенок накапливает опыт применения на практике культурно-гигиенических навыков. За пределами деятельности критерии поведения делаются формальными. Малыши, хоть и понимают, как надобно использовать культурно-гигиенические навыки, попадая в обстановки, складывающиеся в будничной жизни, зачастую делают прямо обратные действия. Педагог нередко ставит ребят в обстоятельства, в коих они сами решают, как поступить, или же упрощает это задание, давая не напрямик воплощенный совет, а как бы подсказывая. Педагогу принципиально важно воспринимать мотивы детских действий и верно их расценивать. Под его воздействием у дошкольников увеличивается дееспособность автономно решить, как поступить в той или же другой истории. В силу определенного мышления, недостаточной объективности в оценке действий сверстников, а еще импульсивности поведения и подражательности – дети имеют все шансы исполнять некорректные действия.

 Эффективным условием в формировании у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков являются также произведения художественной литературы. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, - все это находит живой отклик у детей, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"

Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников.

Мастер-класс провела воспитатель Гостенина Е.Е.  на заседании  родительского клуба на тему" Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников"....