Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
статья (младшая группа)

Германова Инна Сергеевна

Задачи для детского сада:

1. Защита и укрепление здоровья детей,

2. Улучшить их физическое развитие,

3. Повышение физической и умственной работоспособности,

4. Просвещать детей и родителей в необходимости здорового образа жизни,

5. Развивать базовые физические способности и умение эффективно использовать их в различных условиях,

6. Способствовать усвоению правил гигиены и культуры жизни. Задачи в работе с родителями:

7. Привлекать родителей к осуществлению образовательного процесса, созданию здоровой среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это среда, в которой он приобретает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Однако родители не обладают достаточными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Семья и детский сад - это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но им часто не всегда хватает понимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества между педагогами и детьми и их родителями необходимо создать единое пространство для развития ребенка, которое должно поддерживаться как детским садом, так и семьей [1]. Для построения эффективной коммуникации между педагогами и родителями важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания и потребностях семьи, быть в курсе последних научных достижений.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДЕТСКОГО САДА и семьи можно использовать различные формы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями -Общее родительское собрание группы; консультации; занятия с родителями; выставки детских работ, выполненных совместно с родителями; Дни открытых дверей; участие в подготовке и проведение праздников, досуга; совместное создание предметно-развивающей среды; работа с группами родительского комитета; тренинги; рассадка родителей, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными особенностями детей.

Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.

В концепции дошкольного образования подчеркивается: “Семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности, что способствует непрерывности образования и обучения детей. Однако дошкольник - это не эстафетная палочка, которую семья передает учителю. Здесь важен не принцип параллелизма, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”.

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть одинаковыми - обеспечить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов и детей и формированием у ребенка нравственных отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и необходимости быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Учитывая все факторы формирования детского организма, индивидуальные особенности детей, определены следующие задачи в сфере охраны и укрепления здоровья детей, как в детском саду, так и в работе с родителями:

Задачи для детского сада:

1. Защита и укрепление здоровья детей,

2. Улучшить их физическое развитие,

3. Повышение физической и умственной работоспособности,

4. Просвещать детей и родителей в необходимости здорового образа жизни,

5. Развивать базовые физические способности и умение эффективно использовать их в различных условиях,

6. Способствовать усвоению правил гигиены и культуры жизни. Задачи в работе с родителями:

7. Привлекать родителей к осуществлению образовательного процесса, созданию здоровой среды,

Традиционными формами организации работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни являются физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия с участием родителей и работников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще выступают в роли зрителей и реже - участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребенком, мы не можем ограничиваться пропагандой педагогических знаний, в которой родители являются лишь пассивными участниками. Эффективность работы обеспечивается за счет такие формы работы, при которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные физические упражнения родителей и детей. Они помогают родителям приобрести не только теоретические знания, но и практические навыки в области физического воспитания детей. А в случае участия воспитателя, руководителя физического воспитания и родителей укрепляются семейные отношения между детьми и родителями.

Персонал дошкольного образовательного учреждения мобилизуется для реализации мер, которые помогают достичь определенных целей в снижении заболеваемости. Широкая профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определенные положительные результаты. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольникам высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для поддержания здорового образа жизни, и привить им культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает воспитатель в процессе своей деятельности. Воспитатели в детских садах обучают детей культуре здоровья, тому, как заботиться о своем теле, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Проблемы здоровьесберегающих технологий:

1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе профилактики нарушений плоскостопия и осанки.

2. Научить детей безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях на природе и в мегаполисе.

3. Осуществлять преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

К основным здоровьесберегающим технологиям, используемым в образовательной деятельности дошкольных учреждений, относятся:

Технологии сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста включают:

Растяжка: не ранее, чем через 30 минут после еды, 2 раза в неделю по 30 минут. со среднего возраста - специальные упражнения под музыку в спортзалах или музыкальных залах, или в групповой комнате, в хорошо проветриваемом помещении. Рекомендуется для детей с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы: во время занятий, 2-5 мин., по мере утомления детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики усталости. Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательные упражнения и другие, в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры: В рамках урока физкультуры, на прогулке, в групповой комнате - малая, средняя и высокая мобильность Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

Релаксация: В любой подходящей комнате, в зависимости от состояния и целей детей, воспитатель определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать тихую классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика: с раннего возраста индивидуально или с подгруппой ежедневно. Рекомендуется для всех детей, особенно с проблемами речи. Он проводится в любое удобное время

Гимнастика для глаз: каждый день по 3-5 минут. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с раннего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, демонстрируемый воспитателем.

Дыхательная гимнастика: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечьте проветривание помещения, воспитатель должен дать указания детям об обязательной гигиене полости носа перед процедурой.

Коррекционная гимнастика: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма мероприятия зависит от задачи и количества детей.

Ортопедическая гимнастика: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики заболеваний опорного свода стопы [2].

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Занятия физкультурой: 2-3 раза в неделю в спортивных или музыкальных залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед уроком необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровое обучение (агротрейдинг и игровая реабилитация): в свободное время во второй половине дня. Время не является строго фиксированным, в зависимости от задач, поставленных воспитателем. Урок можно организовать незаметно для ребенка, включив воспитателя в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры: 1-2 раза в неделю по 30 минут. с более старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. К ним относятся беседы, занятия и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др

Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; или отдельные занятия 2-4 раза в месяц, в зависимости от поставленных целей. Они используются как вспомогательный инструмент в составе других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и т.д.

Сказкотерапия: 2-4 занятия в месяц по 30 мин. с более старшего возраста. Занятия используются для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое повествование, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии цветового воздействия: Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают стресс и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексе, в конечном итоге формируют у ребенка сильную мотивацию к здоровому образу жизни. Чтобы дети захотели заниматься, важно заинтересовать ребенка с первой минуты. Для этого необходимо сначала продумать методические приемы, которые помогут вам решить поставленные задачи. В заключение отметим, что основными воспитателями ребенка являются родители. Будущее ребенка зависит от того, насколько хорошо организован режим дня ребенка и сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка.

Для воспитания здорового подрастающего поколения необходимо: обеспечивать гибкий режим здоровья; следить за динамикой развития учащихся; проводить коррекционную работу; работать с родителями; использовать оздоровительные технологии [3].

Последнее условие очень важно, поскольку должна быть преемственность детского сада и семьи. Реализация этого условия может происходить с помощью таких форм и методов работы, как советы и рекомендации:

а. Соблюдайте режим дня, т.е. рационально распределяйте время для сна, приема пищи и различных занятий,

б. Организуйте специальные закаливающие процедуры в домашних условиях: мытье, гимнастику, обливание или обтирание,

в. Приучать детей к ветру, холоду, палящему солнцу, ко всем опасностям, которые следует презирать, тем самым закаляя их организм,

г. Не укрывайте детей (одежда для прогулок должна быть теплой, но не стеснять движения ребенка).,

e. Следите за осанкой детей: во время ходьбы ребенок должен ходить, не опуская головы, с развернутыми плечами,

Таким образом, в процессе организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду важно создать эмоционально комфортные условия для пребывания ребенка в нем и способствовать его физическому, духовному и социальному благополучию.

Список литературы

Ахутина Т.В. (2000) Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья 7: 2.

Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. (2005) Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности с. 171-187.

Гаврючина Л.В. (2007) Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -М.: торговый центр "СФЕ-РА", стр. 160.

Астафьев Н.С. (2012) Планирование занятий с детьми по всем образовательным направлениям. - Москва: центр дополнительного образования "Вознесение", Москва, стр. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.Здоровье – состояние физическог...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

      Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культу...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Материал из педагогического совета. Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена, как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здо...