Методическая разработка " Здоровое питание"
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Татьяна Николаевна

Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувствия, но и хорошего настроения и жизнерадостности. Вместе с пищей ребенок должен получать необходимую ему энергию, которая в течение всего дня расходуется на физическое и интеллектуальное развитие, а также на игры и развлечения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_pravilnoe_pitanie.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Составил воспитатель Смирнова Т.Н.

ГБДОУ № 43 Калининского района г.СПБ.

Введение

Чтоб мудро жизнь прожить,знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало...

Омар Хайам

Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувствия, но и хорошего настроения и жизнерадостности. Вместе с пищей ребенок должен получать необходимую ему энергию, которая в течение всего дня расходуется на физическое и интеллектуальное развитие, а также на игры и развлечения.

 Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол сильно переработанную пищу - в этом виде еда лишена даже минимального количества энергии жизни.

Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях решают родители. Но родителям надо с раннего возраста приучать своих детей кушать качественные и полезные продукты.

  1. Основная часть
  1. Актуальность проблемы.

Перед педагогами и родителями стоит задача – донести до детей знания о здоровых, полезных продуктах; выработать правильные пищевые привычки; научить детей не искушаться на продукты, приносящие вред организму. Младшие дошкольники вполне способны овладеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «полезная – вредная пища».

В рамках проведения «Недели здоровья» с родителями воспитанников второй младшей группы было проведено анкетирование(Приложение 1)на тему«Что вы знаете о здоровом питании детей?», в которой приняли участие 17 семей (81%) из 21. На основании результатов анкетирования были выявлены следующие проблемы:

-70% родителей неверно истолковывают понятие «здоровое питание»;

-70% родителей не знают принципов здорового питания, 30% родителей называют один – два принципа;

-80% родителей не обсуждают с детьми вопросы правильного питания;

-только 20% родителей рассказываютдетям о полезных свойствах продуктов;

-в 50% семей молочные и овощные блюда готовят редко и однообразно.

-20% детей знают, что такое витамины;

-большинство родителей покупает детям конфеты, жевательную резинки и чипсы.

Полученные результаты анкетирования были заслушаны на родительском собрании, после обсуждения этого вопроса было принято решение в течение недели организовать целенаправленную работу с воспитанниками и родителями по теме «Здоровое питание – залог здоровья».

Временной отрезок (одна неделя) был выбран из-за специфики психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Дети этого возраста хорошо усваивают новую информацию, если ее проводить в форме комплексного подхода в разные режимные моменты на основе четко построенного психолого-педагогического планирования. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.

Цель методической разработки: формирование у детей младшего дошкольного возраста устойчивых знаний о здоровом питании и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах питания детей.

Задачи:

Для детей

  1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека;
  2. Дать детям знания о многообразии ассортимента продуктов, полезных для растущего организма;
  3. Совершенствовать культурно – гигиенические навыки, правила гигиены питания.

Для родителей

  1. Дать родителям знания о принципах здорового (сбалансированного) питания;
  2. Помочь сделать выбор в пользу наиболее ценных для организма детей продуктов питания;
  3. Осуществлять преемственность в работе с семьей по формированию культуры питания, основ здорового образа жизни.

Планирование разнообразных форм работы с воспитанниками дают многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

В содержание календарно – тематического планирования по теме «Здоровое питание – залог здоровья» разработаны такие формы совместной деятельности воспитателя с детьми:

- Беседы 

- Игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные) (Приложение 3);

- Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;

- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам.

- Экспериментирование (опытническая деятельность);

- Наблюдения за трудом взрослых, за природой на прогулке;

- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация);

- Слушание и обсуждение детской музыки;

- Развлечение - Просмотр мультфильма;

- Демонстрация презентации 

Формы работы с родителями:

-Информация в уголке для родителей

-Консультации -Поручения;

-Анкетирование -Выставка рисунков «Мои любимые продукты» Ожидаемые результаты:

В процессе реализации психолого – педагогической работы у детей будут сформированы знания:

-о необходимости заботы о своем здоровье;

- о том, что вредно и что полезно в питании;

-о режиме питания, правилах приема пищи;

Родители получат информацию:

-об основных принципах здорового питания детей;

- о необходимости и важности регулярного, сбалансированного питания.

- Родители изменят отношение к питанию своих детей, сделав его более полезным.

Методы отслеживания результатов:

  1. Беседа с детьми «Моя любимая еда».
  2. Дидактическая игра «Что вредно – что полезно».
  3. Наблюдения.
  4. Анкетирование родителей «Здоровое питание детей».

1.2. Содержание недельного планирования психолого-педагогической работы по теме «Здоровое питание – залог здоровья».

Содержание планирования психолого – педагогической работы представлено по образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБОУ «НШДС» г Усинска.

Задачи образовательной области

Мероприятия по реализации поставленных задач

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
  2. Показать детям способы ролевого поведения. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для ролей.
  3. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
  4. Формировать привычку добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
  5. Учить детей правильно держать ложку; воспитывать опрятность, развивать самостоятельность; совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
  6. Учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

- Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин за продуктами»

- Сюжетно-ролевая игра «Грузовик везет продукты»

Хозяйственно-бытовой труд:

-«Мы - дежурные»

Самообслуживание:

- «Ложка на месте»

Труд в природе.

- «Собираем веточки»

-«Расчистка дорожек от снега».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека;
  2. Дать детям знания о многообразии ассортимента продуктов, полезных для растущего организма;
  3. Сформировать навыки здорового питания;
  4. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании.
  5. Познакомить детей с понятием витамины;

  1. Показать детям на практике процесс приготовления пищи;
  2. Рассказать о технологии приготовления пищи.

  1. Закреплять знания об основных цветах и их оттенках; учить группировать предметы по цвету.

  1. Продолжать формировать исследовательский интерес, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты.
  2. Учить детей организовывать пространство для конструирования, планировать деятельность, моделировать.
  3. Расширять представления о характерных особенностях весенней природы.
  4. Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений; дать знания о пользе лука для здоровья человека.

-Просмотр мультфильма « Юля плохо кушает»(С. Михалков)

-Просмотр презентации «Правильное питание – залог здоровья!»

-Р/и «Что вредно, а что полезно?»

-Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

-Д/и «В суп или в компот?»

-Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

-Изготовление альбома «Здоровое питание»

-Беседа «Правильное питание – полезное воспитание»

-Д/и «Если хочешь быть здоров»

-Экскурсия в пищеблок «Как повар готовит еду?»

-Беседа с поваром «Как и из чего приготовить суп?»

-Д/и «Собери продукты одного цвета на тарелки» (ФЭМП)

-Д/и «Какого цвета этот овощ (фрукт)? (ФЭМП) Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию.

-Опыт «Почему нельзя кушать снег?»

-«Строим шкаф для хранения продуктов»

«Наблюдение за солнцем»

- «Наблюдение за перелетными птицами

-«Посадка лука»

-«Уход за луковицами»

Образовательная область « Развитие речи»

  1. На основе обогащения знаний о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  2. Учить детей обобщать, устанавливать связи между предметами.
  3. Развивать у детей монологическую речь.
  4. Учить детей образовывать прилагательные из существительных (из яблок получается яблочный сок и т.д.). Сформировать представление о значимости жидкости для организма человека.
  5. Формировать грамматический строй речи, расширять объем словаря существительных.
  6. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного изучения настольно – печатные игры.
  7. Учить детей читать наизусть небольшие стихи.
  8. Воспитывать умение слушать новые художественные произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  9. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

  1. Формирования у детей интереса к книгам.

-Д/и «Отгадай продукт по описанию»

-Д/и «Фруктовый сок»

-Д/и «С чем можно сварить суп?»

-Настольно - печатная игры:

-«Фруктовое лото»

-«Разрезные картинки»

-«Огуречик, огуречик…» - рус.нар. песня

-Чтение художественной литературы:

-потешка: «Сидит белка на тележке…»

-сказки: Братья Гримм « Сладкая каша», русская народная сказка « Колобок».

-поэзия: К. Чуковский «Робин Бобин Барабек»

-проза: Н. Носов «Леденец»

-Рассматривание иллюстраций, картинок на тему «Что мы едим».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, способствовать развитию певческих навыков.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
  3. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
  4. Воспитание интереса к музыкальному искусству, совершенствовать навыки основных движений; улучшать качество исполнения танцевальных движений.
  5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомому сюжету; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

-Слушание песни в записи:

"Кашка" - Егор Шашин (музыка), Наталья Кузьминых (слова).

-«Песенка Пончика и Сиропчика» из художественного фильма «Незнайка с нашего двора».

-Рисование «Покатился по дорожке Колобок»

-Аппликация «Варим суп и компот»

-«Ровные полоски» Цель: учить детей рисовать ровные прямые линии карандашом и красками.Индивидуальная работа по художественно-эстетическому развитию

Музыкально-ритмические движения

-Танец «Поварята» (Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию)

-Инсценировка потешки «Колобок»

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
  2. Дать детям знания о том, что таблетки и витамины могут приносить не только пользу, но и вред – если их есть в неограниченном количестве и без спроса взрослых.
  3. Формирование представлений о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни.

-П/и «Найди и промолчи»

-П/и«Делай как я!»

-«П/и «Море волнуется» (на тему «Разнообразие продуктов»)

-Утренняя гимнастика «Комплекс № 26»

Индивидуальная работа по физическому воспитанию п/и «С кочки на кочку»

-Беседа по ЗОЖ «Злые витаминки».

-Оздоровительные мероприятия: кварцевание группы, сквозное проветривание в отсутствии детей.

-Закаливающие процедуры: босохождение, умывание рук до локтей прохладной водой.

-Профилактика плоскостопия: хождение по ребристой доске.

Взаимодействие детского сада с семьёй.

  1. Информировать родителей об особенностях здорового питания детей младшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с содержанием работы в группе по теме «Здоровое питание»;
  3. Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;

-Информация в уголке для родителей

-«Содержание вредных веществ в продуктах питания»

-«Газированные напитки – яд малыми дозами»

-«Памятка для родителей по формированию культуры трапезы»

-Консультации

-«Питание и здоровье детей дошкольного возраста»;

- «Здоровое питание для дошкольников»;

-Поручения для родителей

-Принести своим детям фартуки и кастрюльки для танца «Поварята»;

-Маршрут выходного дня:

-Участие в групповой выставке рисунков «Мои любимые продукты»;

-«Идем за продуктами всей семьей!»

Итог недели:Развлечение «Правильное питание – залог здоровья!»

Реализация запланированных мероприятий осуществляется согласно календарному планированию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста

Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....

Методическая разработка "Продукты питания"

В данном материале содержатся: тема, цели и задачи, мероприятия, игры, занятия и др., проводимые в течение тематической недели....

Методическая разработка «Здоровый образ жизни - питание».

Методическая разработка мероприятия по здоровому образу жизни с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровый образ жизни - питание»....

Методическая разработка "Продукты питания"

Данна разработка помогает  расширить представления детей о разнообразии продуктов питания, их пользе и вреде для здоровья человека....

Методическая разработка Правильное питание

Перспективный план Правильное питание...

Методическая разработка здоровое питание в старшей группе

Здоровый образ жизни, здоровое питание, полезные и вредные продукты...