Консультация для педагогов "Организация коллективного труда" старший дошкольный возраст
методическая разработка (старшая группа)

Салдаева Людмила Александровна

Методическая разработка по трудовому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Организация коллективного труда

Старший дошкольный возраст

 

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща.

Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, необходимо наметить перспективный план, выделить виды коллективного труда:

1. Уборка в игровом уголке.

2. Мытье игрушек.

3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг).

4. Украшение групповой комнаты к праздникам.

5. Уборка в спальной комнате (совместный труд со взрослыми).

6. Уборка групповой площадки, веранды.

7. Посев семян овощей на огороде и семян цветов в цветнике.

8. Прополка огорода и цветника.

9. Полив растений на огороде и в цветнике.

10. Сбор овощей, ягод, семян цветов и лекарственных растений.

11. Уборка участка во время листопада.

12. Уборка участка во время снегопада.

13. Подвешивание кормушек, подкормка птиц.

14. Труд в уголке живой природы.

К коллективной форме организации труда готовить детей нужно постепенно. При выполнении поручений дети часто объединяются в небольшие коллективы, они самостоятельно распределяют работу и согласовывают свои действия с действиями товарищей.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, дети обучаются трудиться вместе, помогать друг другу.

В организации коллективного труда выделяют 3 последовательных этапа:

-распределение предстоящей работы между участниками

- выполнение детьми разных заданий,

- обсуждение результатов трудовой деятельности.

Распределение заданий между детьми идет в определенной последовательности, разъясняя детям пользу труда, насколько он нужен и важен для коллектива, перечисляя  объем предстоящего труда,  как одно общее задание для всех детей. Работая индивидуально или группами. Этим самым обеспечивать включение детей во все виды работ.

В период распределения работы  у детей формируется представление о значимости труда, который они будут выполнять, рассказывание  о содержании общей работы и задания для каждой отдельной группы, показывают возможные способы распределения работы внутри группы (заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределять работу справедливо, поровну, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполняли по очереди, тогда никому не будет обидно), введение  правил, регулирующих взаимоотношения между детьми.

Постепенно меняются педагогические меры воздействия, переходя от прямых указаний к обсуждению с детьми (насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения работы, сумели ли договориться, кто был особенно внимателен к просьбам товарищей). Постепенно дети учатся распределять работу между собой.

Следующий этап – выполнение детьми трудовых заданий. Важно, чтобы, дети, выполняя задания, рационально организовали свою деятельность (имели все необходимое для труда, предусмотрели последовательность работы). В процессе труда - направлять усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели. Особое внимание уделять детям, которые затрудняются выполнить задание. Учить ребят помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого. А медлительным, старательным и аккуратным (чтобы не погасить у них интерес к труду) тактично разъяснять, что торопить их не надо, лучше немного подождать или заняться в это время другим делом. В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет задание, входящее в общий процесс труда, педагог советует, координирует работу каждого ребенка, как часть общего задания. В процессе совместного труда важно присматриваться к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулировать возникающие недоразумения, побуждать к проявлению товарищества, ответственности.

Последний этап – обсуждение результатов детского труда. Оценивать совместный труд, особенно на первых порах, уточняя, кто что сделал, а затем обобщать работу и подводить итог.

Организация коллективного труда с детьми старшей группы дают положительные результаты: повышается общий уровень развития детей, приобретаются трудовые умения и навыки, формируется осознанное понимание жизненной необходимости и полезности своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В коллективном труде дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

 В коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться и включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр"

Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. В ней представлен небольшой опыт работы, направленной на повышение интереса дошкольников к подвижным играм, развит...

Перспективный план по художественному ручному труду старшего дошкольного возраста

Перспективный план по художественному ручному труду старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему «Художественный труд в дошкольном возрасте».

Художественный ручной труд - это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда...

Дистанционные задания по лексической теме"Праздник весны и труда" Старший дошкольный возраст. Май.

Дистанционные задания по лексической теме"Праздник весны и труда" Старший дошкольный возраст. Разнообразные задания , включающие в себя возможные варианты заданий по развитию речи ребён...

Картотека по труду старший дошкольный возраст

Трудовая деятельность в детском садуТрудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с тру...