Дидактические игры по теме: «Безопасность жизни и здоровья»
методическая разработка (подготовительная группа)

Банку Джамиля Габдульхаковна

Сохранение, поддержание здоровья, формирование здорового образа жизни детей должно происходить непрерывно и целенаправленно в урочной, внеурочной деятельности и в семье.

 Вашему вниманию предлагаются игры для детей старшего возраста, которые позволяют познакомить ребенка с источниками опасности, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konsultatsiya_bezopasnost_zhizni_i_zdorovya.zip9.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ

 «Детский сад «Снегурочка»

Дидактические игры по теме: «Безопасность жизни и здоровья»

Банку Джамиля Габдульхаковна

воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР

г. Салехард

Дидактические игры и упражнения по теме: «Безопасность жизни и здоровья»

Сохранение, поддержание здоровья, формирование здорового образа жизни детей должно происходить непрерывно и целенаправленно в урочной, внеурочной деятельности и в семье.

 Вашему вниманию предлагаются игры для детей старшего возраста, которые позволяют познакомить ребенка с источниками опасности, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения:

 «Можно - нельзя»

 Цель: Формирование представлений о том, что контакты с животными могут быть опасны.

 Материал: Картинки с изображением животных в период покоя и в период агрессии, фишки красного и зеленого цветов.

 Описание: рассмотреть внимательно картинки, положить зеленую фишку на ту карточку, где изображено животное, к которому можно сейчас подойти (в период покоя). А красную фишку - на карточку с изображением животного в период агрессии  (подходить нельзя).

 «Скорая помощь»

Цель: Закрепление у детей знаний и практических умений по оказанию первой помощи.

 Материал: Картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

 Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, когда заболело горло, попала соринка в глаз. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

 «Когда грозит опасность»

 Цель: Закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

 Материал: Картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

 Описание: Дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

 «Я не должен»

 Цель: Обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

 Материал: Сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен» (например, изображение знака « - «).

 Описание: Игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

 «Как бы ты поступил»

 Цель: Закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

 Материал: Сюжетные картинки по проблеме, призы.

 Описание: Игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице: незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку; незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним; незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д. 

За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.

 «Телефон»

 Цель: Формирование знаний о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях.

 Материал: Иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

 Описание: Подобрать к иллюстрации с конкретной ситуацией номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

 «Что такое хорошо, а что такое плохо»

 Цель: Уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

 Материал: Сюжетные картинки.

 Описание: Предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм (в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.).

 «Составим модель хорошего и злого человека»

 Цель: Развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность ( или наоборот) для окружающих.

 Материал: Картинки с изображением эмоций ( глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, контуры лица).

 Описание: Предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.

 «Наши помощники растения»

Цель: Формирование представлений о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

 Материал: Предметные картинки с изображением лекарственных растений.

 Описание: Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

 «Знакомый, свой, чужой»

 Цель: Формирование точного понятие того, кто является  «своим», «чужим», «знакомым».

 Описание: Перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

 «Мы - спасатели»

 Цель: Закрепление представлений об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

 Материал: Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два - снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением  тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

 Описание: На игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.

 «1,2,3, что может быть опасно - найди»

 Цель: Закрепление представлений об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

 Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы.

 Описание: Ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

 «Выбери съедобные грибы и ягоды»

 Цель: Закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях, умение отличать их друг от друга.

 Материал: Корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

 Описание: Предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

 «Подбери Танюшке игрушку»

 Цель: Закрепление представлений о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть, развитие внимания.

 Материал: Игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

 Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

 «Что мы знаем о вещах»

 Цель: Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения в быту; развитие внимания, памяти; воспитание чувство сотрудничества.

 Материал: 4 игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

 Описание: В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

 «Поставь дорожный знак»

 Цель: Закрепление умение детей различать дорожные знаки.

Материал: Дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Описание: Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено, расставить нужные дорожные знаки.  Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

 «Я иголки не боюсь»

 Цель: Закрепление умений безопасного обращения с иголкой; развитие мелкой  моторики, внимания, усидчивости.

 Материал: Иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

 Описание: Предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Библиография

  • Алексеев С.В., Гущина Э.В. «Окружающая среда» Книга для детей и их родителей, Санкт-Петербург изд-во «Просвещение», 2007. – 412 с.
  • Аутко А. «Значение овощей для питания и здоровья человека», Наука и инновации. - 2007. - № 9. - С. 18-21.
  • Белов С. В., Козьяков А. Ф. «Охрана окружающей среды»,  М.: Высшая школа, 1991.
  • Русак О, Занько Н. «Безопасность жизнедеятельности» – СПб. Лань, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по теме "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые педагоги!Предлагаю подборку дидактических игр по теме "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект дидактической игры по теме «Здоровый образ жизни» в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»

Обучающие задачи. Учить детей тщательно чистить зубы, следить за чистотой рук, тела.Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни: развиватьУмение одеваться на прогулку в соответствии с погод...

Дидактические игры по теме «Здоровье и безопасность»

Дидактические игры по теме «Здоровье и безопасность» учат детей бережно относиться к своему здоровью, формируют привычку к здоровому образу жизни и навыки безопасного поведения....

Дидактические игры по теме «Здоровье и безопасность»

Дидактические игры по теме «Здоровье и безопасность» учат детей бережно относиться к своему здоровью, формируют привычку к здоровому образу жизни и навыки личной гигиены....

Конспект дидактической игры по теме «Здоровый образ жизни» в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»

Обучающие задачи. Учить детей тщательно чистить зубы, следить за чистотой рук, тела.Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни: развиватьУмение одеваться на прогулку в соответствии с погод...