"Юный велосипедист"
материал (старшая группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность программы  «Юный велосипедист» заключается в том, что в настоящее время велоспорт завоевывает всемирную популярность.

Во всех странах велосипед признан самым экологичным видом транспорта. Велоезда является отличной профилактикой различных заболеваний, а также заменителем антидепрессантов.

Сегодня велосипедом пользуются не только дети в качестве развлечения, но и серьезные офисные работники предпочитают добираться до службы при помощи велосипеда. Например, мэр Лондона известен своей любовью к двухколесному транспортному средству, и до своего непосредственного места службы градоначальник добирается на велосипеде.

В настоящий момент интерес к велокультуре в нашей стране выходит на новый виток развития: строятся велосипедные дорожки, появился городской велопрокат, в общественных местах устанавливаются велопарковки.

Велосипед стал символом молодости, здоровья и современного стиля жизни.

Простота, доступность и при этом высокая эффективность занятий велоспортом влияют на гармоничное физическое развитие организма ребенка.

Направленность программы «Юный велосипедист» – физкультурно-спортивная.

Езда на велосипеде развивает у детей смелость, настойчивость, находчивость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость, чувство равновесия, координации движений, формирование правильной осанки, обучение жизненно необходимым двигательным действиям и умению управлять своими движениями.

Велоспорт содействует воспитанию организованности и дисциплины.

Новизна данной программы заключается в том, что она рассчитана на занятия с детьми 6-7 лет. Программа  основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий обучения в игровых формах.

Педагогическая целесообразность программы  заключается в воспитании чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания этих качеств.

Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_velosipedist.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП

  1. Пояснительная записка (описание ДООП)
  2. Цель и задачи ДООП
  3. Содержание ДООП

- учебный план

- содержание учебного плана

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.  Календарный учебный график

2.2.  Условия реализация ДООП

2.3.  Формы аттестации

2.4.  Работа с родителями

2.5.  Планируемый результат

2. 6. Список детей

3. Список литературы

 Приложение

Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность программы  «Юный велосипедист» заключается в том, что в настоящее время велоспорт завоевывает всемирную популярность.

Во всех странах велосипед признан самым экологичным видом транспорта. Велоезда является отличной профилактикой различных заболеваний, а также заменителем антидепрессантов.

Сегодня велосипедом пользуются не только дети в качестве развлечения, но и серьезные офисные работники предпочитают добираться до службы при помощи велосипеда. Например, мэр Лондона известен своей любовью к двухколесному транспортному средству, и до своего непосредственного места службы градоначальник добирается на велосипеде.

В настоящий момент интерес к велокультуре в нашей стране выходит на новый виток развития: строятся велосипедные дорожки, появился городской велопрокат, в общественных местах устанавливаются велопарковки.

Велосипед стал символом молодости, здоровья и современного стиля жизни.

Простота, доступность и при этом высокая эффективность занятий велоспортом влияют на гармоничное физическое развитие организма ребенка.

Направленность программы «Юный велосипедист» – физкультурно-спортивная.

Езда на велосипеде развивает у детей смелость, настойчивость, находчивость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость, чувство равновесия, координации движений, формирование правильной осанки, обучение жизненно необходимым двигательным действиям и умению управлять своими движениями.

Велоспорт содействует воспитанию организованности и дисциплины.

Новизна данной программы заключается в том, что она рассчитана на занятия с детьми 6-7 лет. Программа  основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий обучения в игровых формах.

Педагогическая целесообразность программы  заключается в воспитании чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания этих качеств.

Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания.

  1. Цель и задачи ДООП

Цель: познакомить детей с правилами обучения езде на велосипеде и правилами поведения на дороге.

Задачи:

  • закрепить представление и знания детей о правилах езды на велосипеде, дорожных знаках, светоотражающих элементах, правилах поведения на дорогах города;
  • учить детей решать проблемные ситуации;
  • активизировать речевую активность;
  • развивать у детей познавательные способности, внимание;
  • воспитывать желание выполнять правила дорожного движения и быть дисциплинированными велосипедистами.
  1. Содержание ДООП

В программе велоспорта принимаются дошкольники 6-7 лет, изъявившие желание заниматься велосипедным спортом.

Основной формой работы программы по велоспорту является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию.

В процессе учебно-тренировочных занятий и на соревнованиях успешно решаются воспитательные задачи. Педагог воспитывает юных спортсменов в духе сознательного отношения к занятиям спортом, уважения к старшим, воспитывает организованность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.

Учебно-тренировочные занятия планируются на основе данной программы с учётом режима детей.

Учёт учебно-тренировочной и воспитательной работы ведётся в специальном групповом журнале.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе.

Для выработки правильной осанки, развития координации движения, овладения основами техники и стиля велоезды на каждом занятии, помимо упражнений на велосипедах используется игровой метод.

Занятия велоспортом учат преодолевать трудности, воспитывают настойчивость, выдержку, целеустремлённость. Тренировка юных велосипедистов отличается от тренировки взрослых спортсменов тем, что в ней обучению двигательным действиям отводится больше времени, чем подготовке к соревнованиям. Нагрузки дозируются более строго. Метод переменной

интенсивности тренировочных нагрузок — чередование упражнений, дающих большую, то малую, то умеренную нагрузку, - является более приемлемым в подготовке юных велосипедистов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1. Вводное занятие.

1

1

  1. Знакомство с правилами езды на велосипеде.

2

2

3.Основы ПДД (правила дорожного движения)

2

2

4. Основы предупреждения травматизма.

3

3

5. ОФП. Формирование осанки, укрепление мышц спины, ног, рук.

10

10

6. Учебно-тренировочные занятия. Основы техники веловождения.

18

18

7. Соревнования.

-

Итого:

36

8

28

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Вводное занятие. Знакомство. Обсуждение правил взаимодействия между детьми и тренером. Знакомство с правилами поведения на занятии.

Знакомство с правилами езды на велосипеде:

  • история создания велосипеда;
  • правила езды на велосипеде;
  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  • типичные ошибки при катании на велосипеде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • места, где можно и где нельзя кататься на велосипеде;
  • название и назначение дорожных знаков для велосипедистов.

Основы ПДД (правила дорожного движения). Расширение знаний учащихся о правилах дорожного движения. Формирование представления дошкольников о безопасности при передвижении на велосипеде по улицам и дорогам. Закрепление знаний (в игровой форме), полученных во время теоретического занятия.

Основы предупреждения травматизм. Причины травматизма. Подготовка мест занятий. Поддержание дисциплины занимающихся. Правила езды на велосипеде. Воспитание навыков выполнения основных правил поведения учащихся на дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

ОФП. Формирование осанки, укрепление мышц спины, ног, рук. Значение общей и специальной физической подготовки для гармоничного развития юных спортсменов. Строевые упражнения. Ходьба на изменение темпа в чередовании с бегом, прыжками. Бег с ускорениями. Подвижные игры. Эстафеты. Спортивные игры по упрощённым правилам. Упражнения на лазание, равновесие, координацию движений. Преодоление специальных полос препятствий. Упражнения для мышц рук: сгибание и развитие рук, развитие гибкости суставов. Упражнения для мышц туловища: наклоны туловища вперёд, назад, в стороны. Упражнения для мышц ног: полуприседания и приседания (быстро и медленно). Упражнения для мышц всего тела. Упражнения на формирование правильной осанки.

Учебно-тренировочные занятия. Основы техники веловождения. Велобегунки (беговел) без педалей учат ребенка держать равновесие. Благодаря беговелу, переход на обычный велосипед осуществить легко и естественно. Беговел способствует гармоничному развитию психических и физических качеств ребёнка. Все начинается с того, что ребёнок шутливо катает велобегунки как игрушечную лошадку между ножек, и как только он начинает чувствовать себя уверенно, закрепляет свои моторные способности, он присаживается на седло, начинает отталкиваться ножками от земли, преодолевая сначала незначительные расстояния, с каждым разом увеличивая толчки. Невероятные ощущения от езды на беговеле учат ребёнка быстрому маневрированию, уверенной езде. Смело отталкиваясь ногами, дети чувствуют равновесие, заблаговременно притормаживают ногами в случае потери баланса. Самое важное ощущение для ребёнка – самостоятельная езда, и понимание того, что он едет сам. Беговел является безболезненным переходным этапом к велосипеду. А дети, освоившие начальные правила и навыки велоезды, быстро входят в велоспорт.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

N

п/п

Месяц

Кол-во

час ов

Темы занятий

Место проведени я

Форма контроля

1

Сентябрь

4

  1. Вводное занятие

2.Знакомство с правилами езды на велодорожке

Группа, площадка

Беседа по правилам работы, работа на площадке

2

Октябрь

4

 Основы ПДД

Группа

Опрос, практическая работа

3

Ноябрь

4

Правила дорожного движения.

 Знаки

Дорожного  движения

Группа

Беседа, практическая работа

4

Декабрь

4

Знаки

дорожного движения

Группа

Практическая работа,

5

Январь

4

Знаки

дорожного движения.

Основы предупреждения травматизма

Группа

Практическая работа

6

Февраль

4

ОФП. Формирование осанки, укрепление мышц спины, ног, рук.

Группа

Беседа. Практическая работа

7

Март

4

ОФП. Формирование осанки, укрепление мышц спины, ног, рук.

Группе

Беседа. Практическая работа

8

Апрель

4

Езда в пределах

автогородка

Площадка

Беседа. Практическая работа, игра

«Безопасное     колесо»

9

Май

4

Езда в пределах

Автогородка.

Соревнования.

Площадка

Итоговое тестирование

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Перечень необходимого оборудования, инвентаря для реализации программы:

  1. Компьютер, проектор, экран
  2. Аптечка
  3. Набор медицинских шин
  4. Дорожные знаки
  5. Детская площадка «Автогородок»
  1. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • опросы, практические и самостоятельные работы, конкурсы, соревнования;

Формы предъявления        и демонстрации образовательных    результатов

  • конкурсы в объединении;
  • протоколы конкурсов районных и выше;
  • грамоты за участие в мероприятиях различного уровня.

2.4.  РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

- проведение родительских собраний;

- совместная досуговая  деятельность;

- присутствие родителей на соревнованиях и открытых занятиях.

2.5.  ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Укрепление физического и психологического здоровья.
  2. Повышение координационных способностей, повышение спортивного интереса.
  3. Формирование эмоционально волевых качеств, целеустремленности, выносливости, развитие навыков взаимодействия, чувства командной сплоченности и любви к спорту.
  4. Участие в соревнованиях.
  5. Подготовка детей к занятиям велоспортом на следующем возрастном этапе.

2.6. Список детей

Ф И О  детей

1

Кужугет Айнур Тойнурович

2

Куулар Арыяа Ай-Хереловна

3

Куулар Менги ролланович

4

Куулар Чолдуг Чингисович

5

Монгуш Экер Буянович

6

Ооржак Айбек Менгиевич

7

Ооржак Артыш Буянович

8

Ооржак Лия Игорьевна

9

Ооржак Торепчи Арсенович

10

Ооржак Угулза Буяновна

11

Тас-оол Идегел Артышовна

12

Хомушку Алдын-Хээ Адыгжыевна

13

Хомушку Айшет Чаяновна

14

Хертек Амелия Айдыновна

15

Шагдыр-оол Самира Мергеновна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боген А.А. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1983.

2. Поляев Б. А., Лайшева О. А., Калашникова О. М.. Правильная осанка. Памятка для родителей. – М.: Расмирти, 2003.  

3.Олимпийское движение / М.: ФИС, 1980г.

4. Джо Фрил. Библия велосипедиста. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2011.

5. Лопес Брайан, Маккормак Ли. Мастерство езды на маунтинбайке. М.: Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2011.

6. Шеннон Совндаль. Анатомия велосипедиста. Издательство: Попурри, 2011.

7. Дэвид В. Херлихи. История велосипеда. Издательство: Новое литературное обозрение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юный велосипедист»

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атри...

Тема: «Безопасное колесо юного велосипедиста»

В занятии дети знакомятся с правилами вождения велосипеда, закрепляют дорожные знаки, работают в подгруппах, используя схемы....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»

1.1.​  Соревнование «Юный велосипедист» является командным  первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...

Юным велосипедистам - защити себя!

Памятка - инструкция для детей и родителей о правилах езды на велосипедах....

Памятка для родителей "Памятка юного Велосипедиста" 2021

С наступлением тепла дети начали активно использовать велосипеды, а также кататься на роликах, самокатах, скейтбордах, гироскутерах, моноколёсах и др.Необходимо ежедневно говорить с детьми о безопасно...

«Памятка юного велосипедиста» 2021 г.

Уважаемые родители!Прежде чем разрешить ребёнку кататься на велосипеде, скейте, роликовых коньках, самостоятельно проинструктируйте их о Правилах дорожного движения и правилах поведения на у...