дыхательная гимнастика
консультация

Дыхательная гимнастика

от 

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Цель. Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более слож­ных дыхательных упражнений.

Задачи. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устой­чивость организма к заболеваниям дыха­тельной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать  кровоо­бращение в легких.

Основные правила. 1. Дышать с удоволь­ствием: положительные эмоции сами по се­бе имеют значительный оздоровительный эффект.

  1. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении — это увеличивает его положительное действие.
  2. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  3. Дышать носом.

Упражнение 1

  1. Погладить крылья носа от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (пять-шесть раз).
  2. Сделать восемь-десять вдохом и выдохов сначала через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхаю­щую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе про­тяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно
    постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При выдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья
    носа пальцами. Во время более продолжи­тельного выдоха сопротивление должно
    быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыль­ям носа произнести звуки «ба-бо-6у» и «г-м-м-м».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюш­ные мышцы, одновременно сделав резкий
    выдох через нос (три-четыре раза),
  7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык,
    стараясь кончиком его достать до подбо­родка. Беззвучно произнести звук «а-а-а»
    (пять — шесть рая).
  8. Полоскание горла 1,5-процентным раствором морской соли.

Упражнение 2

  1.  «Трактор». Воспроизведение звуча­ния мотора трактора. Энергично произно­сить «д-т-д-т», меняя громкость и длитель­ность (произнесение этих звуков укрепля­ет мышцы языка).
  2. «Стрельба».Представить, что мы нахо­димся в тире и стреляем из пистолета. Вы­
    сунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы глотки).
  3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и
    разноцветные огни фейерверком рассыпа­ются в воздухе. Энергично произнести
    «п-б-н-б» (укрепляются мышцы губ).
  4. «Соня». Несколько раз зевнуть и потя­нуться (зевание стимулирует не только
    гортанно-глоточный аппарат, но и деятель­ность головного мозга, а также снижает
    стрессовые состояния).
  5. «Гудок пароход». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на
    1-2 секунды, с шумом выдохнуть через гу­бы, сложенные трубочкой, со туком «у-у-у»
    (выдох удлинен).
  6. «Упрямый ослик». Дети делятся на «осликов» и «погонщиков». Ослики весе­ло бегут, но вдруг останавливаются – не хотят идти дальше. Погонщики уговари­вают осликов, по те начинают кричать: и «Й-а, й-а». «Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение, кстати, очень эффективно воздействует на взрослых людей, страдающих храпом.)
  7. 7«Плакса». Один ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». другой обращается к нему со словами: Что ты плачешь — «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать после этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

Упражнение 3

  1. «Большой и маленький». И.п. — основ­ная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть вверх руки. Зафиксировать на не­сколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову Какой я маленький!»)
  2. «Паровоз». Ходить по комнате, согнутым руками имитируя движение колес паровоза, и произносить: «Чух-чух». Дви­гаясь с разной скоростью, менять гром­кость и частоту произношения.
  3. «Аист». И.п. основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, со­гнутую в колене, горделиво вынести впе­ред, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произ­нося: «Ш-ш-ш» (шесть-семь раз).
  4. «Дровосек». И.п- основная стойка на выдохе руки складывают топориком
    и поднимают вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки опустить, на­
    клониться, позволяя рукам прорезать про­странство между ног, произвести «бах»
    (пять восемь раз).
  5. «Гуси летят». Медленная ходьба» ими­тирующая полет на вдохе руки-крылья
    поднимать, на выдохе опускать произнося «Г-у-у» (восемь-десять раз).
  6. «Гуси». И.п. — стоя, ноги  стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе на­клониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «бах» (пять-восемь раз).
  7. «Часы». И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со словом «тик» на­
    клониться влево до предела, чтобы правый бок растянулся, как резиновый. Со словом так вернуться в и.п., сделать глубокий вдох, затем то же вправо.
  8. «Часы». И.п. — сидя по-турецки. Поло­жив руки на затылок, произнести «тик»,
    выдохнуть и наклониться влево. Выпря­миться, сделать вдох и произнести «так».
    Затем наклониться вправо.

Упражнение 4

  1. «Погреемся». И.п. — стоя, ноги вместе,руки в стороны. Быстро скрестить руки перед грудью, произнося: «У-х-х! У-х-х!», вернуться в и.п. (восемь-десять раз).
  2. «Мельница». И.п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно
    вращать прямыми  руками,  произнося: «Ж-р-р»; с увеличением темпа движения
    увеличивается и скорость произношения, вернуться в и.п. (шесть-семь раз).
  3. «Конькобежец». И.п. — стоя, ноги вме­сте, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая дви­жениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу; при этом всем телом развора­чиваться в сторону согнутой ноги и произносить звук движущихся коньков: «К-р-р»(пять -шесть раз).
  4. «Сердитый ежик». И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во
    время опасности сворачивается в клубо­чек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голо­ву опустить, имитируя рассерженного ежа («П-ф-ф-ф», затем «Ф-ф-р» (три  пять раз).
  5. «Лягушонок». И.п. — стоя, ноги вместе. Представить, как лягушо­нок делает быстрые, резкие прыжки, а в перерыве квакает. Слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя но­гами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести: «К-в-а-а-к».
  6. «В лесу». И.п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонация­ми прокричать: «А-у-у»
  7. «Веселая пчелка». Вдох свободный. выдохе произнести звук «з-з-з». Предста­вить, что пчелка села па нос, руку, ногу (звук и взгляд направлять на пчелку).
  8. «Великан и карлик». Встать прямо, поднять руки, потянуться насколько воз­
    можно, сделать глубокий вдох; опустить корпус вперед-«низ. согнув ноги в коле­нях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох; сесть, скрес­тив ноги по-турецки, положить руки на за­тылок, спину выпрямить; откину» голову
    назад, сделать глубокий вдох, затем накло­нить верхнюю часть тела вперед, сделать
    выдох; сесть, сложив ступня к ступне, руки на коленях; раздвинутые колени прижаты
    к полу; на выдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову; на выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.

Упражнение 5

  1. «Поиграй на трубе». И.п. стоя пря­мо, ноги имеете, руки согнуты перед собой (как бы держат трубу). Делать мелкие дви­жения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: «Ту! Ту! Ту!» (15-20 секунд).
  2. «Косарь». И.п. — стоя прямо, йоги врозь, слегка согнутые руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулаки. Подражая движениям косаря, поворачиваться напра­во и налево, делая широкие, размашистые движения руками, и произ­носить: «Ж-у-х! Ж-у-х! Ж-у-х»». Выпол­нять в среднем темпе (пять- восемь раз).
  3. «Дровосек». И.п. — стоя прямо, широко расставить ноги, руки поднять, пальцы
    сцепить над головой. Быстро наклониться вперед,   опуская   руки   между   ногами
    (пять — восемь раз),
  4. «Лови комара». И.п. — стоя прямо, но­ги врозь, руки опущены. Хлопать в ладоши
    перед собой на уровне груди, лица, над го­ловой, произнося: «З-з-з-з! З-з-з-з!» (че­тыре-пять раз).
  5. «Помаши крыльями, как петух». И.п. -то же. На вдох поднять руки в стороны, на
    выдох хлопать руками по бедрам, произно­ся: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» (пять-
    шесть раз).
  6. «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми рука­ми, приговаривая: «Чух-чух!» (20-30 се­кунд).
  7. «Погреемся». И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Обхватить
    правой рукой левое плечо, затем левой ру­кой правое плечо, развести руки в стороны,
    обхватить плечи руками, произнося: «Б-р!Б-р! Б-р!», опустить руки. Выполнять в
    среднем темпе (четыре-шесть раз).
  8. «Вертушка». И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворачи­ваться направо и налево, свободно разма­хивая руками, приговаривая: «Х-р-р-р!
    Х-р-р-р!». Выполнять в среднем темпе(пять-семь раз).
  9. «Маятник». И.п. — сидя на полу, скре­стив ноги, руки на поясе. Раскачивать туло­
    вище вправо-влево, приговаривая: «Т-а-к!Т-а-к!». Выполнять в среднем темпе (восемь-девять раз).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

от 

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Цель. Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать  кровообращение в легких.

Основные правила. 1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

  1. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении — это увеличивает его положительное действие.
  2. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  3. Дышать носом.

Упражнение 1

  1. Погладить крылья носа от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (пять-шесть раз).
  2. Сделать восемь-десять вдохом и выдохов сначала через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно
    постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При выдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья
    носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно
    быть переменным 
    за счет постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-6у» и «г-м-м-м».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий
    выдох через нос 
    (три-четыре раза),
  7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык,
    стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно 
    произнести звук «а-а-а»
    (пять — шесть рая).
  8. Полоскание горла 1,5-процентным раствором морской соли.

Упражнение 2

  1.  «Трактор». Воспроизведение звучания мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  2. «Стрельба».Представить, что мы находимся в тире и стреляем из пистолета. Вы
    сунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы глотки).
  3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и
    разноцветные огни фейерверком рассыпаются в воздухе. Энергично произнести
    «п-б-н-б» (укрепляются мышцы губ).
  4. «Соня». Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только
    гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снижает
    стрессовые состояния).
  5. «Гудок пароход». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на
    1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со туком «у-у-у»
    (выдох удлинен).
  6. «Упрямый ослик». Дети делятся на «осликов» и «погонщиков». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются – не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, по те начинают кричать: и «Й-а, й-а». «Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение, кстати, очень эффективно воздействует на взрослых людей, страдающих храпом.)
  7. 7«Плакса». Один ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». другой обращается к нему со словами: Что ты плачешь — «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать после этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

Упражнение 3

  1. «Большой и маленький». И.п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть вверх руки. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову Какой я маленький!»)
  2. «Паровоз». Ходить по комнате, согнутым руками имитируя движение колес паровоза, и произносить: «Чух-чух». Двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произношения.
  3. «Аист». И.п. основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, горделиво вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося: «Ш-ш-ш» (шесть-семь раз).
  4. «Дровосек». И.п- основная стойка на выдохе руки складывают топориком
    и поднимают вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки опустить, на
    клониться, позволяя рукам прорезать пространство между ног, произвести «бах»
    (пять восемь раз).
  5. «Гуси летят». Медленная ходьба» имитирующая полет на вдохе руки-крылья
    поднимать, на выдохе опускать произнося «Г-у-у» 
    (восемь-десять раз).
  6. «Гуси». И.п. — стоя, ноги  стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «бах» (пять-восемь раз).
  7. «Часы». И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со словом «тик» на
    клониться влево до предела, чтобы правый бок растянулся, как резиновый. Со словом так вернуться в и.п., сделать глубокий вдох, затем то же вправо.
  8. «Часы». И.п. — сидя по-турецки. Положив руки на затылок, произнести «тик»,
    выдохнуть и наклониться влево. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так».
    Затем наклониться вправо.

Упражнение 4

  1. «Погреемся». И.п. — стоя, ноги вместе,руки в стороны. Быстро скрестить руки перед грудью, произнося: «У-х-х! У-х-х!», вернуться в и.п. (восемь-десять раз).
  2. «Мельница». И.п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно
    вращать прямыми  руками,  произнося: «Ж-р-р»; с увеличением темпа движения
    увеличивается и скорость произношения, вернуться в и.п. 
    (шесть-семь раз).
  3. «Конькобежец». И.п. — стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу; при этом всем телом разворачиваться в сторону согнутой ноги и произносить звук движущихся коньков: «К-р-р»(пять -шесть раз).
  4. «Сердитый ежик». И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во
    время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа («П-ф-ф-ф», затем «Ф-ф-р» 
    (три  пять раз).
  5. «Лягушонок». И.п. — стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, а в перерыве квакает. Слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести: «К-в-а-а-к».
  6. «В лесу». И.п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать: «А-у-у»
  7. «Веселая пчелка». Вдох свободный. выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчелка села па нос, руку, ногу (звук и взгляд направлять на пчелку).
  8. «Великан и карлик». Встать прямо, поднять руки, потянуться насколько воз
    можно, сделать глубокий вдох; опустить корпус вперед-«низ. согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох; сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить; откину» голову
    назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать
    выдох; сесть, сложив ступня к ступне, руки на коленях; раздвинутые колени прижаты
    к полу; на выдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову; на выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.

Упражнение 5

  1. «Поиграй на трубе». И.п. стоя прямо, ноги имеете, руки согнуты перед собой (как бы держат трубу). Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: «Ту! Ту! Ту!» (15-20 секунд).
  2. «Косарь». И.п. — стоя прямо, йоги врозь, слегка согнутые руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулаки. Подражая движениям косаря, поворачиваться направо и налево, делая широкие, размашистые движения руками, и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х! Ж-у-х»». Выполнять в среднем темпе (пять- восемь раз).
  3. «Дровосек». И.п. — стоя прямо, широко расставить ноги, руки поднять, пальцы
    сцепить над головой. Быстро наклониться вперед,   опуская   руки   между   ногами
    (пять — восемь раз),
  4. «Лови комара». И.п. — стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Хлопать в ладоши
    перед собой на уровне груди, лица, над головой, произнося: «З-з-з-з! З-з-з-з!» 
    (четыре-пять раз).
  5. «Помаши крыльями, как петух». И.п. -то же. На вдох поднять руки в стороны, на
    выдох хлопать руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» 
    (пять-
    шесть раз).
  6. «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками, приговаривая: «Чух-чух!» (20-30 секунд).
  7. «Погреемся». И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Обхватить
    правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны,
    обхватить плечи руками, произнося: «Б-р!Б-р! Б-р!», опустить руки. Выполнять в
    среднем темпе 
    (четыре-шесть раз).
  8. «Вертушка». И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками, приговаривая: «Х-р-р-р!
    Х-р-р-р!». Выполнять в среднем темпе
    (пять-семь раз).
  9. «Маятник». И.п. — сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туло
    вище вправо-влево, приговаривая: «Т-а-к!Т-а-к!». Выполнять в среднем темпе 
    (восемь-девять раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...