Неделя психологии " Зимние странички"методическая разработка для проведения психопрофилактического комплекса мероприятий
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Яковенко Галина Анатольевна

зимний период в дошкольном возрасте порой сопровождается  частыми сезонными заболеваниями. Лучшей здоровьесберегающей практикой, помимо физической активности, можно считать разнообразные методы и приёмы психологической направленности. Позитивное настроение, навыки здоровой коммуникации и сформированные умения безопасно проживать накопившиеся эмоции – это и есть психопрофилактика соматических расстройств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Неделя психологии – зимние странички»

Актуальность:  зимний период в дошкольном возрасте порой сопровождается  частыми сезонными заболеваниями. Лучшей здоровьесберегающей практикой, помимо физической активности, можно считать разнообразные методы и приёмы психологической направленности. Позитивное настроение, навыки здоровой коммуникации и сформированные умения безопасно проживать накопившиеся эмоции – это и есть психопрофилактика соматических расстройств. Педагоги в дошкольной организации так же нуждаются в снятии психоэмоционального напряжения, потому что именно они сглаживают конфликтные ситуации в течение всего времени пребывания детей в саду. Общение с администрацией, родителями – это культура тактичной коммуникации, требующая от человека огромного количества внутренних ресурсов. Поэтому во время проведения недели психологии взрослые становятся такими же активными участниками, как и дети. Родители в этот период знакомятся с психологическими рекомендациями, участвуют в акциях, посещают консультации.

Цель проведения недели психологии:

Улучшить психологический климат на территории образовательной организации, развить эмоциональный интеллект всех участников образовательного процесса.

 Задачи:

  • Активно использовать различные формы работы психологической службы детского сада;
  • формировать интерес взрослых к чувственному миру ребенка;
  • закреплять умения детей определять и конструктивно проживать собственные эмоции;
  • активизировать навык саморефлексии всех участников образовательных отношений;
  • повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

Дата проведения: с 16.01.2023 по 23.01.2023года

Материал: платковая кукла Маша,

средства художественной выразительности: краски, ватман, цветная бумага, клей, пластилин;

игрушки животных и насекомых;

спортивное оборудование мячи, обручи, конусы для эстафет,

технические средства: музыкальный центр, проектор, ноутбук, телефизор.

План проведения « Недели психологии для раннего,  младшего и старшего  дошкольного возраста»

Дата

День недели

Мероприятия

Цели и задачи

Ответственные

Возрастная группа, участники

Понедельник

Зимняя страничка –

 «Знакомство с Машей  »

1.Встреча с куклой Машей игровая ситуация « Ёлочка настроения»

Фото и видео материалы для родителей

Развитие коммуникативных навыков, формирование сенсорного восприятия, воспитание культуру общения.

Педагог – психолог, воспитатели Волкова А. С, Уфимцева А. Е

Группа   № 3,

  Ранний возраст

Встреча с куклой Машей, игровая ситуация

«Аквариум настроения»

Фото и видеоматериалы для родителей

Развивать умение называть своё имя и запоминать имена сверстников, формировать интерес к совместной творческой деятельности, воспитывать дружелюбие .

Педагог – психолог, воспитатели

Абузярова О. Г.

Сарсадская Е. В.

Группа   №6

Младший возраст

Игровая ситуация

  Встреча с куклой Машей «Божья коровка»

Фото и видео материалы для родителей

Развивать умение отслеживать и выражать внутреннее состояние, формировать сенсорное восприятие, воспитывать культуру общения.

Педагог – психолог, воспитатели

Группа   №4

Младший возраст

Игровая ситуация

« Маленькие друзья»

( приложение)

Снижение телесного и эмоционального напряжения, развитие умения внимательно слушать друг друга

Развитие воображения.

Педагог – психолог, воспитатели

Группа №7

Старший возраст

Игровая ситуация « Живые картинки»

( приложение)

Снижение телесного и эмоционального напряжения, развития невербального эмоционального общения

Педагог – психолог, воспитатели

Группа № 1 Старший возраст

Игровая ситуация

« Кораблик дружбы»

Формирование дружеского отношения ко всем сверстникам. Просмотр мультфильма по сказке Сутеева « Кораблик». Коллаж « Кораблик дружбы»

Педагог, воспитатели

Группа 5 подготовительная к школе

Вторник

Зимняя страничка

« Моё настроение»

Игра «Раз, два , три, кто там спрятался внутри?»

Игра с шумелками из киндерсюприза

 Развитие коммуникативных навыков,

Формирование умения действовать по образцу взрослого.

Педагог – психолог, воспитатели

Группа №3 Ранний возраст

Игра  « Наши цветочки»

 Игра « Покажи, как зимой играют дети»

 Развитие коммуникативных навыков

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие невербального общения.

Педагог – психолог, воспитатели

Группа № 4 Младший возраст

Группа №6 Младший возраст

Среда

Зимняя страничка

«День

 Приятных слов»

Коммуникативная игра

« Полянка бабочек»

Оформление коллажа

Активизация речи, воспитание чувства эмпатии.

Педагог – психолог, воспитатели.

Группа № 4 Младший возраст

Игровая ситуация

 « Мамины цветочки» Групповая аппликация.

Развитие эмоциональной активности, воспитание чувства принятия друг друга

Педагог – психолог, воспитатели

Группа №3

Ранний возраст

Игровая ситуация

«Крошечные человечки»

( приложение)

Показать, как можно сосредоточить внимание детей перед занятием или, например, перед каким-нибудь рассказом. Настроить детей на то, чтобы успокоиться, говорить тихо и внимательно слушать.

Педагог – психолог, воспитатели

Группа 5 подготовительный возраст

Акция с родителями МАДОУ

« Цветок пожеланий»

(приложение)

Воспитание поддерживающих, гармоничных детско- родительских отношений;

Активизация позитивного коммуникативного контакта родителей и детей.

Педагог – психолог

Родители всех возрастных групп, дети всех возрастных групп

Музыкальное релаксационное упражнение « Музыка Земли»

( приложение)

Познакомить детей с активным слушанием с помощью характерной музыки.

Педагог – психолог, музыкальный руководитель

Дети старших возрастных групп 7, 1, подготовительная. 5

Игра

 « Доброе животное»

( приложение)

Развитие эмоциональной активности, воспитание чувства принятия друг друга, воспитание дружелюбности, сплочение детского коллектива

Педагог – психолог, воспитатели

Группа №1

Старший возраст

Группа № 7 Старший возраст

Четверг

Зимняя страничка

« Забота о себе и окружающих»

Неделя психологического здоровья

Коммуникативная  игра

«Покорми собачку»

Формирование умений бережного и заботливого отношения к животным;

активизация речи, развитие позитивных  отношений между педагогами и детьми

Родители, воспитатели, старший воспитатель, психолог

Группа№ 3

Игровая ситуация

« Трудно птицам зимой»

Формирование эмпатии, сопереживания зимующим птицам.

Педагог - психолог

Подготовительная группа 5

Пятница

Зимняя страничка.

«Зимние игры и забавы»

Игровая ситуация

 « Маша и медведь»

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Развитие умение двигаться по сигналу.

Формирование коммуникативных навыков.

Воспитатели групп, педагог - психолог

Группа № 3 Ранний возраст

Викторина

 « Зимние игры и забавы»

Формирование умения конструктивного соперничества и сотрудничества

Педагог - психолог

Группа №5

Подготовительный  возраст

Викторина

« Доскажи словечко»

Формирование умений самовыражения;

активизация речи, развитие позитивных внутригрупповых отношений.

Педагог - психолог , воспитатели

Группа № 1 Старший  возраст

Группа №7

Старший возраст

Понедельник

Подведение итогов « Недели психологии» на тренинговом занятии для педагогов

Развитие умение сотрудничества, формирование умения саморефлексии у педагогов по итогу недели психологии, заполнение анкеты для определения уровня эмпатии  у педагогов в коллективе

Педагоги МАДОУ, психолог.

Педагоги групп № 1,2,3,4.,5.6,7.

Педагоги – специалисты.

Приложение №1

волшебная звезда

ИГРА 2 (с 6 лет)

Цели: Прежде чем рассказывать детям какую-нибудь историю, создайте в группе атмосферу таинственности, чтобы они настроились слушать со всем вниманием. Игра поможет Вам настроить детей на нужный лад.

Материалы: Необходимо вырезать из картона небольшую звезду, наклеить на нее солому. Если хотите, можно напылить на эту звезду золотистую краску или смазать клейковиной и обсыпать блестками.

Инструкция: Я принесла вам сегодня нечто особенное волшебную звезду. Она имеет таинственную силу. Если я качну ее взад-вперед, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать историю, которую я буду вам рассказывать.

Большинство детей охотно начинают чувствовать "волшебную силу" звезды. Если какой-нибудь ребенок настроен критически, Вы можете его включить в игру, сказав: "Ты будешь держать волшебную звезду, пока я рассказываю историю".

Для того чтобы поддерживать интерес детей к волшебной звезде, Вы можете ее использовать и в других случаях. Время от времени Вы можете давать ее кому-нибудь из детей в конце учебного дня, чтобы он на прощанье мягко коснулся ею других.

Крошечные друзья

ИГРА 1 (с 6 лет)

Цели: Мы покажем, как можно сосредоточить внимание детей перед уроком или, например, перед каким-нибудь рассказом. Эта игра настроит детей на то, чтобы успокоиться, говорить тихо и внимательно слушать.

Материалы: Две-три небольшие игрушечные фигурки в коробке.

Инструкция: Прежде чем я расскажу вам следующую историю, я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и слышат даже, как мы дышим. А если мы говорим слишком громко мои маленькие друзья пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо, чтобы я могла вам их показать.

Когда дети успокоятся, достаньте из коробки фигурки.

Мои крошечные друзья хотят остаться с вами и послушать историю, которую я вам буду рассказывать. Поэтому давайте вместе подумаем, как мы их будем называть, какие имена мы дадим этим существам. (Дайте детям возможность подобрать имя для каждой фигурки.) Пусть теперь они с нами тоже познакомятся. Мы будем передавать по кругу наших новых друзей. И каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет сидеть тихо, потому что не хочет его нежным ушкам причинить боль.

Когда дети "познакомятся" с фигурками, Вы можете рассказывать свою историю. По окончании дайте детям попрощаться с "крошечными друзьями" и положите их обратно в коробку. Превратите присутствие этих фигурок на Ваших занятиях в некий ритуал, которого Вы постоянно придерживаетесь. Чтобы дети более серьезно относились к "маленьким крошечным друзьям", Вы можете придумать историю о происхождении этих фигурок и о приключениях, которые они пережили. Если дети во время занятий будут шуметь, напомните им о присутствии в классе особенных участников: "Подумайте о наших маленьких друзьях. Мы не должны причинять боль их ушкам!".

Музыка земли

ИГРА 9 (с 6 лет)

Цели: Вы сможете гораздо лучше познакомить детей с "активным слушанием", если будете регулярно ставить им специально подобранную музыку. Мы предлагаем Вам использовать музыкальные произведения, которые могут дать детям чувство уверенности, защищенности и надежности. Необходима спокойная, теплая и мелодичная музыка, которая вызывает чувство покоя и общности с другими. Предложите эту игру детям, когда они находятся в спокойном настроении, могут ее воспринять и испытать особое тепло и чувство защищенности.

Материалы: Аудиокассета с записью двух вариантов спокойной мелодичной музыки.

Инструкция: Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются. Можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом и кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно когда вы слушаете прекрасные звуки музыки. Я сейчас поставлю вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Когда начнется музыка, представь себе, что ты "вдыхаешь" звуки музыки ушами, носом и ртом и всеми порами твоей кожи... (Звучит первая мелодия.)

Дыши глубоко через нос... и через уши... через кожу... Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце... Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту...

33

Сделайте краткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию.

Когда начнется вторая мелодия, представь себе, что ты вдыхаешь все звуки своими ушами, носом, ртом и всеми порами своего тела...

Анализ упражнения:

— Что ты переживал во время первой мелодии?

— Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение?

— Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом?

— Какая музыка тебе ближе?

— В этот раз ты слушал музыку по-другому, не так, как обычно?

 Для акции «Цветок пожеланий»   Цель: улучшение контакта между родителями и детьми

Текст : мама, не забудь – запись на сердцевине цветка.

 Лепестки: обними меня, улыбнись, погладь, на ушко пошепчи, приласкай, похвали!

Игра « Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива

Участники  встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое  доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Тест – опросник для педагогов « Определение уровня эмпатии»

Самооценка эмпатических способностей

(тест Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова)

Инструкция

Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Отвечая «да», обведите букву Д справа от вопроса, отвечая «нет», обведите букву Н.

Вопрос

1

0

Меня огорчает, когда я вижу, как кто-то чувствует себя одиноко среди людей

Д

Н

Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать

Д

Н

Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства

Н

Д

Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют

Н

Д

Я тоже начинаю нервничать, если кто – то нервничает рядом со мной

Д

Н

Я считаю, что плакать от счастья глупо

Н

Д

Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг

Д

Н

Иногда песня о любви очень трогает меня

Д

Н

Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости

Д

Н

Люди, окружающие меня, сильно влияют на моё настроение

Д

Н

Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными

Н

Д

Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми

Д

Н

Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют не верно

Н

Д

Мне нравится видеть, как люди принимают подарки

Д

Н

Одинокие люди часто недоброжелательны

Д

Н

Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека

Д

Н

Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливым

Д

Н

Когда я читаю какой – нибудь роман, я так переживаю, как будто всё это происходит на самом деле

Д

Н

Я всегда сержусь, если вижу, что с кем – нибудь плохо обращаются

Д

Н

Я не очень волнуюсь даже тогда, когда некоторые люди вокруг меня плачут

Н

Д

Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему

Н

Д

Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьёз принимают фильмы, плачут и вздыхают

Н

Д

Чужой смех меня не раздражает, люди часто смеются вообще бессмысленно

Н

Д

Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют

Н

Д

Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем – то угнетены

Д

Н

Мне тяжело видеть, как люди часто расстраиваются из-за пустяков

Д

Н

Я расстраиваюсь при виде страданий животных

Д

Н

Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах

Н

Д

Беспомощность старых людей меня угнетает

Д

Н

Чужие слёзы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие

Н

Д

Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов

Д

Н

Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих

Н

Д

Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин

Н

Д

Обработка результатов

Подсчитайте количество обведённых букв в правом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь можно обратиться к интерпретации.

Интерпретация

0-11 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы довольно суровый и жёсткий человек. С большим скепсисом относитесь ко всяким переживаниям, телячьим нежностям и крокодиловым слезам. Старайтесь держать в узде свои эмоции и не приветствуете бурное выражение чувств другими. На работе предпочитаете формальные общения. Вы можете быть отличным мастером межличностных отношений (а именно к таким профессиям относится педагогика), вам будет сложно завоевать доверие собеседника. Большинство людей немного или намного чувствительнее вас, и им вы можете казаться холодным и бесчувственным. Если вы хотите повысить степень вашего влияния на других, стоит задуматься о том, что человеческие чувства и слабости – прекрасная основа для поиска общего языка между людьми.

12-22 балла – средний уровень эмпатии. Ничто человеческое вам не чуждо, вы умеете и смеяться, и плакать, умеете разделить чувства с окружающими. Люди считают вас в меру эмоциональным человеком, понимающим чужие проблемы. Вместе с тем вы чувствуете, что стоит, а что не стоит ваших переживаний и никогда не позволите себе сходить с ума из – за ерунды. Ваша эмоциональная теплота и уравновешенность – прекрасная база для успешной работы с людьми.

23-33 балла – высокий уровень эмпатии. Иногда вам кажется, что вы видите «невидимые миру слёзы». Чужие радости и горести для вас – то же самое, свои собственные. Ваша чувствительность и ранимость, позволяя вам понимать других людей без слов, может сослужить и плохую службу. Эмоционально откликаясь на все чужие проблемы, вы идёте по пути «профессионального выгорания», приобретаете различные соматические заболевания и невротические проблемы. Постоянно работая с людьми, вам нужно приобрести адекватные формы защиты от эмоциональных стрессов, выработать навыки саморегуляции, отработать способы конструктивного переживания наиболее часто встречающихся проблем. Хотя в целом ваша «тонкокожесть» делает вас очень приятным собеседником, люди любят вас и доверяют вам.

Список литературы:

  1. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе) .
  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
  3. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
  4.      Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: Класс, 1994.
  5. Дилео Джон. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М: Генезис, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в старшей группе

Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в с таршей группе.Проводится с использованием мультимедиа-слайдов. Цель:- воспитывать дошкольников в духе патриотизма, ...

Методическая разработка. Конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" для детей средней группы ДОУ.

Предлагаемый конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" вариативен в использовании. Адресован воспитателям детских садов, а так же родителям для занятий с детьми....

Методическая разработка по физической культуре. Комплексы бодрящей гимнастики.

Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость....

Методическая разработка для проведения НОД с детьми подготовительной к школе группы с ОВЗ. Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Активизация словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, сравнение слов разной слоговой структуры, развитие мышления....

Методическая разработка "Методика проведения мероприятий художественной направленности с дошкольниками с использованием картин"

Методика проведения мероприятий художественной направленности с дошкольниками с использованием картин...

Неделя психологии. Примерный план и отчет по проведению мероприятия.

Примерный план и отчет по проведению мероприятия....

«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися» «НОД по теме «Журавли победы» в рамках тематической недели, посвященной Дню Победы» в подготовительной к школе группе

ВведениеОдной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества...