Секреты богатырского здоровья.
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Викторовна Кожевникова

Формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Секреты богатырского здоровья.44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада «Секреты богатырского здоровья»

Цель: формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи: Познавательное развитие.

1. Уточнить представления о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. 2. Расширять представления о питании и его значимости, уточнить знания о витаминной ценности продуктов. 3. Закрепить правила личной гигиены. 4. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня. 5. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключение.

Социально-коммуникативное развитие. 1. Формировать и развивать у детей интерес к совместной деятельности со сверстниками. 2. Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Речевое развитие.

1. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

2. Обогащать и активизировать словарь детей: иммунитет, кислород, режим дня.

Физическое развитие.

1. Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела.

2. Воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Методы и приёмы.

Практические: исследования, опыты.

 Наглядные: тематические картинки о здоровом образе жизни.

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово.

Предварительная работа. Просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство»; чтение книги «Мойдодыр» К. Чуковского, чтение и занятие по книге Г. Остера «Вредные привычки»; беседы «Что такое здоровье?»«Витамины»; рассматривание картинок с продуктами; дидактическая игра «Самые полезные продукты»; загадывание загадок об овощах и фруктах, беседы о режиме дня.

Материалы и оборудование: пустая бутылочка, стаканчики на каждого ребёнка, коктейльные трубочки, таз с водой; салфетки, клеёнка; «Кока-кола», конфеты «Ментос» : наглядные пособия, представляющие собой вредные и полезные продукты, письмо от Мойдодыра.

Ход занятия :

В:  Придумано кем-то и просто, и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!» нужно.

«Здравствуйте!», - скажем, солнцу и птицам,

«Здравствуйте!», - милым улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером!

В: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили при этом друг другу частичку здоровья. «Здравствуйте» - это значит, здоровье желаю.

Все готовы? (Да)

Ей, ребята, не ленитесь

На разминку становитесь.

Шаг на месте - два вперед,

А потом на оборот

(ходьба на месте)

Руки вверх подняли выше

Опустили - носом дышим.

(поднимание рук вверх и опускание вниз)

Руки в боки, ноги врозь

Так давно уж повелось

Три наклона сделай вниз

На четвертый поднимись!

( наклоны туловища вниз и выпрямление)

Раз – направо, два – налево

Укрепляем наше тело

( повороты туловища направо и налево)

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Приседай пониже

Вырастишь повыше.

( приседание)

В заключение разминки

Мы попрыгаем сейчас

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем весело скакать.

 

В:Как сейчас называется наша страна? (Ответ  детей) Много лет назад было другое название –Древняя Русь, а столицей был город Киев. Древние русичи подвергались набегам врагов, которые жгли дома,  угоняли в плен женщин и детей, а мужчинам приходилось воевать. Воины Древней  Руси назывались богатырями. Они собирались в дружины и бились с врагами . У них  была специальная одежда  и оружие.

Каких богатырей вы знаете?

 Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
• Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Кольчуга весила 7 килограммов.
• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..

В: Ребята, я буду читать слова, а вы выберите те слова, которые имеют отношение к богатырям.

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, справедливый.

В: Я предлагаю вам отправиться в страну  Богатырского здоровья.

1 остановка  «Сильные духом»

Ум вы свой нам показали,

Верим не по слухам.

А теперь нам докажите,

Вы сильны ли духом.

(Чья команда быстрее надует шары, той и присуждается победа)

Практический опыт №1.

В: Чтобы узнать первый секрет здоровья проделаем фокус.

 Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?

Дети: Ничего нет.

В: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опустить в воду бутылочки и нажать на них).

В: Что за невидимка сидел в бутылке?

Дети: Это воздух.

В:Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

2 остановка «Полоса препятствий»

В: Богатыри, давайте разомнитесь,

По веревочке пройдитесь

(Положить на пол веревку, ребёнок должен по ней пройти с закрытыми глазами и расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх)

Ладно, хватит развлекаться,

В путь пора нам  собираться!

Практический опыт №2.

В: В каждом из нас есть воздух. Давайте, дети, проверим, так ли это. Сейчас подойдите к столу, возьмите коктейльные трубочки, опустите в воду и подуйте. Что вы видите? Почему образуются пузырьки?

Где в организме человека находится воздух? Почему мы не сможем долго быть без воздуха? (Рассуждение детей)

В: А какой воздух нам полезен? (ответы детей).

Правильно, воздух, насыщенный кислородом –это чистый воздух.

Что нужно делать, чтобы дышать свежим воздухом? (чаще гулять на улице).

Поэтому, чтобы быть здоровым нам нужен?   ВОЗДУХ

3 остановка «Пройди через преграды».

Ну-ка, кто из вас вперёд, все преграды обойдёт?!

(Препятствие : для каждой команды кладется 2 веревки на небольшом расстоянии друг от друга – «овраг»; ставятся средних размеров коробки – «горы» , а девочки держат обручи. Надо перескочить через «овраг», преодолеть «гору», проскочить через обруч. Вместо обручей можно использовать кегли, их надо будет обскакать)

В: А сейчас давайте встанем в большой круг и поиграем в игру  «Обнимись и улыбнись»

Под музыку дети свободно перемещаются по площадке. По окончании музыки находят себе любую пару, и улыбаясь обнимают друг друга. Игра повторяется 3 -4р.

4 остановка “Здоровое питание”

Мы долго шли и проголодались - нам пора подкрепиться.

Дидактическая игра «Совершенно верно»

В: Дети, давайте поиграем с вами в игру, что вы знаете о полезной еде. Я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно».

Если продукты не полезны для здоровья, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок (правильно)

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис (молчат)

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград. (правильно)

4. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно)

5. Пейте дети кока - колу (молчат)

Практический опыт №3.

В:Сейчас мы с вами проведём опыт. Возьмём баночку «Кока-колы» и положим в неё конфеты «Ментос». Посмотрите, что происходит? Получается бурный фонтан с множеством пузырьков.

Вывод (делают дети) : если есть конфеты и запивать их кока-колой, то в животиках будет такой фонтан из пузырьков. И живот будет болеть.

В: Итак, как же называется этот секрет здоровья?

Дети: Полезная еда!

В: Перекусили, пошли дальше

5 остановка «Спортивная»

В: Если мы с вами будем правильно питаться, мы будем не только здоровыми, но и сильными. Каких людей вы считаете сильными? А вы сильные? Где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.) Давайте проверим, как сильны ваши мышцы?

Физкультминутка(выполняют действия, согласно словам стихотворения)

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

В: Дети, какие мышцы стали у вас? Дети: Крепкие и сильные. 

В: А настроение? Дети: Бодрое, веселое. 

В: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой? Ответы детей.

В: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим (повторяем).

Помните об этом, ребята.

В: Ещё один секрет здоровья - физкультура и спорт.

6 остановка «Режим дня»

В:Посмотрите, здесь изображены часы. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей)

В: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.

В: Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)

В: Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как у нас в детском саду. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. Скоро вы станете школьниками и вам очень важно соблюдать режим дня.

7 остановка «Полянка Чистоты»

В: Чтобы узнать следующий секрет здоровья, я загадаю вам загадку.

Он грязнуль не любит очень,

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (Мойдодыр)

Здесь какое-то письмо:

 «Дорогие ребята! Я узнал, что вы ищете секреты здоровья и решил помочь вам. Принёс вам интересные задачки. Разгадаете их и узнаете ещё один секрет. Желаю удачи»

Задачки "Что с чем дружит?"

С чем дружит нос? (С платком). С чем дружат волосы? (С расческой, шампунем). С чем дружат зубы? (С пастой и щеткой). С чем дружат уши и шея? (С мочалкой). С чем дружат руки? (С мылом).

В: Ребята, вы знакомы с этими предметами? - А как можно назвать эти предметы одним словом? (ответы детей).

- Это предметы личной гигиены.

Какие правила гигиены, ребята, мы с вами соблюдаем дома и в детском саду?

Примерные ответы детей:

1) Утром и вечером нужно умываться каждый день.

2) Нужно мыть руки после прогулки, перед едой, после посещения туалета.

4) Чистить зубы нужно каждый день утром и вечером; после еды полоскать рот водой. 5)Менять зубную щётку каждые 2-3 месяца.

6) Расчесывать волосы каждый день.

7) У каждого должны быть свои зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце.

МОЛОДЦЫ!

В: Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы.)

В: Следующий секрет здоровья – личная гигиена.

Викторина:

1.Что нужно для того, чтобы быть здоровым и бодрым? (Утренняя гимнастика)

2.Наука о чистоте- это…(Гигиена).

3.Назовите зимние виды спорта?

4.Назовите летние виды спорта.

5.Тренировка организма холодом называется…(Закаливание).

6.Каких людей называют «моржами»?

7.Продолжите пословицу: «Двигайся больше – проживешь дольше».

8.Ягода, очень полезная для зрения. (Черника)

9.Сколько человек в футбольной команде?(11)

10.Как называется спортивная площадка на которой играют хоккеисты?

11. Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).

12. Человеку необходимо в день 2,5 литров этой жидкости. Что это?

Рефлексия.

В: Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами проделали большой путь и нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята, какие правила нужно знать, что бы оставаться здоровыми. Сильными и красивыми (дышать свежим воздухом, правильно питаться, заниматься спортом, соблюдать режим дня и личную гигиену.)

Секреты здоровья мы узнали. Много трудностей мы испытали. К здоровью относимся мы серьёзно, Знаем в наших силах всё возможно.

В: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, то будете веселыми, задорными, т. е. здоровыми.

Давайте хором пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_2e8fc57954b6bd440b1c2aa53041aa59.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_9e6a93f818a498708afa1a6e5da5f614.jpg.jpg


В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья"

Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения....

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья" средняя группа

Родительское собрание рассчитано на родителей детей средней группы (4-5 лет). План проведения: 1. Вступительная часть.2. Слово о психологическом здоровье.3. Тест "Воспитательная позиция".4. ...

Консультации для родителей "Богатырское здоровье от природы российской"

Консультации содержит   информационно-познавательный материал о пользе овощей. Изложенный материал содержит сведения о самых популярных и доступных овощах, которые всегда под рукой, а также ...

ТЕМА НЕДЕЛИ: БОГАТЫРСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Развивать познавательный интерес родителей и детей к здоровому образу жизни,любознательность, потребность в коллективном общении,дружественном сострадании.Сохранять и укреплять физическое и психическо...

Физкультурно-спортивный досуг «Секреты богатырского здоровья»

Досуг предназначен для детей старшего дошкольного возраста....