Консультация для педагогов "Методика проведения утренней тгимнастики".
статья

Аниськина Наталья Александровна

Педагог говорит о том, что цель  утренней гимнастики  - сохранение и укрепление физического и эмоционального здоровья детей . Перечисляются задачи, которые решаются во время утренней гимнастики, также формы (традиционные, обыгрывание какого-либо сюжета, игрового характера, с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений).

Далее педагог говорит, что в процессе утренней гимнастики необходимо правильно распределить физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Также приводится длительность утренней гимнастики в разных возрастных группах. Потом идет описание 3 частей, из которых состоит утренняя гимнастика, методов обучения физическим упражнениям требований к воспитателю.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_utrenney_gimnastiki_v_detskom_sadu.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду.

Цель: утренней гимнастики: Сохранение и укрепление физического и эмоционального здоровья детей.

В детском саду утренняя гимнастика важна не только, как средство пробуждения, но и как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности.

Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:

  • «разбудить организм»;
  • настроить его на рабочий лад;
  • активизировать деятельность всех важных систем организма;
  • способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждению возникновение плоскостопия.
  • закреплять двигательные умения и навыки (ходьба, прыжки,)
  • развивать физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).

•Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе сверстников.

Формы утренней гимнастики.

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений.  Общеразвивающие упражнения выполняются с предметами и без предметов, с нестандартным оборудованием (сделанным своими руками: ленты, мешочки, тканевые мячи, пластиковые бутылки, и т. д.)

– обыгрывание какого-нибудь сюжета«На прогулке»«Мы в лес ходили»,

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

В процессе утренней гимнастики необходимо правильно распределить физическую, психическую и эмоциональную нагрузки.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.

Длительность утренней гимнастики.

Млад гр. – 4 - 6 мин

Сред. гр. – 6 - 8 мин

Стар. гр. – 8 - 10 мин

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.

1 Вводная часть.  Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие.

 В неё включают:  построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.

Вводная часть для детей в первой младшей группе начинается

с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение и бег врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. Продолжительность бега без перерыва 10-15 сек.

Во второй младшей группе включаются в содержание  ходьба, подскоки на месте, бег.

Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом. 20-30  секунд

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений.

 У детей пятого года жизни появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений, возрастает скорость, улучшается пространственная ориентировка. Дети изменяют направления движения по сигналу воспитателя, обегают препятствия, придерживаются заданного темпа. Следует обращать внимание на положение рук, равномерность шага.

Бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой 60 сек. Продолжительность бега без перерыва.20-25 секунд.

В старшем возрасте упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.

Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. до1 мин. Продолжительность бега без перерыва до 30 секунд. И производится перестроение.

Ходьба, бег 1мл. г. – 20-30сек. Непрерывный бег-- 10-15 сек.

Ходьба, бег 2мл. г.—20-30сек.  Непрерывный бег- 10-15 сек.

Ходьба, бег средн. г.—60сек.   Непрерывный бег—20-25 сек.

Ходьба, бег старш. г.—60сек. Непрерывный бег—до 30 сек.

II. Основная часть. Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объёму и значимости) Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силу мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. В неё входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег).

 Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п.  воспитатель следит за тем, чтобы все дети занимали правильное и.п.: именно оно определяет физическую нагрузку на различные группы мышц. И .п. разнообразны – стоя, сидя, в стойке на коленях, лёжа на спине и животе (при условии занятий в помещении). Важна и последовательность перехода от одного исходного положения к другому. Так, для перехода из И. п. стоя в положение стойка на коленях дети должны спокойно присесть и затем плавно опуститься ( не ударяя колени о пол) Для перехода из положения стоя в положение лёжа предлагается сначала поставить ноги поближе, плавно опускаясь присесть, а затем уже лечь.

 ОРУ могут выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами).

Первая младшая группа 3-4 общеразвивающих упражнения. 4-5 повторов. . Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме

Вторая младшая группа 4  упражнения общеразвивающего характера. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей.

Средний возраст. 4-5 общеразвивающих упражнений. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз.

Старший возраст. 5-6 упражнений. Количество повторений 6-7 раз.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:

1. упражнения для мышц рук и плечевого пояса,

2. упражнения укрепляющие мышцы туловища и ног.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению.  Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит«Присели, спина прямая»).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

В основную часть включаются разные виды прыжков:

- прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);

- перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики»«мячики»).

Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).

Млад. гр. - 5-10

Сред. гр. -10-15

Стар. гр. - 15-20

III Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп/и, хороводы, дыхательные упражнения.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко или плавно.

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические:

- повторение упражнений без изменений;

- с изменениями;

- обучение в игровой форме;

- в соревновательной форме.

Словесные:

- название упражнения;

- его описание;

- объяснение, как правильно его выполнить;

- указания, распоряжения, команды;

- вопросы к детям;

- рассказ, беседа.

Наглядные:

- показ;

- использование наглядных пособий;

- имитация;

- звуковые сигналы;

- зрительные ориентиры.

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.

- Выполнение гигиенических условий и время проведения.

- Наличие трех частей утренней гимнастики.

- Соответствие ОРУ возрасту детей.

- Продолжительность утренней гимнастики.

- Использование физкультурного инвентаря.

- Дозировка упражнений.

- Приемы регулирования дыхания.

- Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

- Использование музыкального сопровождения.

- Самочувствие детей и их настроение.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось возвращением в И.п.что способствует укреплению мышц а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Требования к воспитателю.

Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро, живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики"

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....

Консультация для воспитателей "Проведение утренней гимнастики под музыку"

Консультация для воспитателей "Проведение утренней гимнастики под музыку"...

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение»

Консультация для воспитателей  «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение»...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Проведение утренней гимнастики в летний период: вариативные подходы».

В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими  основами  гигиенической  и  физической  культуры.Задача физического воспитания дошкольников ...

Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение"

Косультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение"...