Консультация для педагогов "Методика проведения утренней тгимнастики".
статья
Педагог говорит о том, что цель утренней гимнастики - сохранение и укрепление физического и эмоционального здоровья детей . Перечисляются задачи, которые решаются во время утренней гимнастики, также формы (традиционные, обыгрывание какого-либо сюжета, игрового характера, с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений).
Далее педагог говорит, что в процессе утренней гимнастики необходимо правильно распределить физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Также приводится длительность утренней гимнастики в разных возрастных группах. Потом идет описание 3 частей, из которых состоит утренняя гимнастика, методов обучения физическим упражнениям требований к воспитателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду.
Цель: утренней гимнастики: Сохранение и укрепление физического и эмоционального здоровья детей.
В детском саду утренняя гимнастика важна не только, как средство пробуждения, но и как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности.
Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:
- «разбудить организм»;
- настроить его на рабочий лад;
- активизировать деятельность всех важных систем организма;
- способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждению возникновение плоскостопия.
- закреплять двигательные умения и навыки (ходьба, прыжки,)
- развивать физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).
•Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе сверстников.
Формы утренней гимнастики.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения выполняются с предметами и без предметов, с нестандартным оборудованием (сделанным своими руками: ленты, мешочки, тканевые мячи, пластиковые бутылки, и т. д.)
– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы в лес ходили»,
– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
В процессе утренней гимнастики необходимо правильно распределить физическую, психическую и эмоциональную нагрузки.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.
Длительность утренней гимнастики.
Млад гр. – 4 - 6 мин
Сред. гр. – 6 - 8 мин
Стар. гр. – 8 - 10 мин
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
1 Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие.
В неё включают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.
Вводная часть для детей в первой младшей группе начинается
с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение и бег врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. Продолжительность бега без перерыва 10-15 сек.
Во второй младшей группе включаются в содержание ходьба, подскоки на месте, бег.
Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом. 20-30 секунд
Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений.
У детей пятого года жизни появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений, возрастает скорость, улучшается пространственная ориентировка. Дети изменяют направления движения по сигналу воспитателя, обегают препятствия, придерживаются заданного темпа. Следует обращать внимание на положение рук, равномерность шага.
Бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой 60 сек. Продолжительность бега без перерыва.20-25 секунд.
В старшем возрасте упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.
Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. до1 мин. Продолжительность бега без перерыва до 30 секунд. И производится перестроение.
Ходьба, бег 1мл. г. – 20-30сек. Непрерывный бег-- 10-15 сек.
Ходьба, бег 2мл. г.—20-30сек. Непрерывный бег- 10-15 сек.
Ходьба, бег средн. г.—60сек. Непрерывный бег—20-25 сек.
Ходьба, бег старш. г.—60сек. Непрерывный бег—до 30 сек.
II. Основная часть. Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объёму и значимости) Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силу мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. В неё входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег).
Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. воспитатель следит за тем, чтобы все дети занимали правильное и.п.: именно оно определяет физическую нагрузку на различные группы мышц. И .п. разнообразны – стоя, сидя, в стойке на коленях, лёжа на спине и животе (при условии занятий в помещении). Важна и последовательность перехода от одного исходного положения к другому. Так, для перехода из И. п. стоя в положение стойка на коленях дети должны спокойно присесть и затем плавно опуститься ( не ударяя колени о пол) Для перехода из положения стоя в положение лёжа предлагается сначала поставить ноги поближе, плавно опускаясь присесть, а затем уже лечь.
ОРУ могут выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.
Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами).
Первая младшая группа 3-4 общеразвивающих упражнения. 4-5 повторов. . Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме
Вторая младшая группа 4 упражнения общеразвивающего характера. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей.
Средний возраст. 4-5 общеразвивающих упражнений. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз.
Старший возраст. 5-6 упражнений. Количество повторений 6-7 раз.
Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:
1. упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
2. упражнения укрепляющие мышцы туловища и ног.
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.
В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).
Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.
В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.
В основную часть включаются разные виды прыжков:
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);
- перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).
В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).
Млад. гр. - 5-10
Сред. гр. -10-15
Стар. гр. - 15-20
III Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп/и, хороводы, дыхательные упражнения.
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко или плавно.
Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма
Методы обучения физическим упражнениям.
Практические:
- повторение упражнений без изменений;
- с изменениями;
- обучение в игровой форме;
- в соревновательной форме.
Словесные:
- название упражнения;
- его описание;
- объяснение, как правильно его выполнить;
- указания, распоряжения, команды;
- вопросы к детям;
- рассказ, беседа.
Наглядные:
- показ;
- использование наглядных пособий;
- имитация;
- звуковые сигналы;
- зрительные ориентиры.
Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.
- Выполнение гигиенических условий и время проведения.
- Наличие трех частей утренней гимнастики.
- Соответствие ОРУ возрасту детей.
- Продолжительность утренней гимнастики.
- Использование физкультурного инвентаря.
- Дозировка упражнений.
- Приемы регулирования дыхания.
- Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.
- Использование музыкального сопровождения.
- Самочувствие детей и их настроение.
Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).
В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось возвращением в И.п.что способствует укреплению мышц а также закреплению навыка правильной осанки.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.
Требования к воспитателю.
Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро, живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/20/picture-20030.jpg)
Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.
Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794648-1464695257.jpg)
Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики"
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-552065-1418751505.jpg)
Консультация для воспитателей "Проведение утренней гимнастики под музыку"
Консультация для воспитателей "Проведение утренней гимнастики под музыку"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1097668-1547109272.jpg)
Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение»
Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-996907-1538664781.jpg)
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»
Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-401415-1398535671.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Проведение утренней гимнастики в летний период: вариативные подходы».
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.Задача физического воспитания дошкольников ...
Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение"
Косультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение"...