12.02.2023 Дидактические игры по ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ для детей 1 младшей группы
картотека (младшая группа)

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач для родителей и педагогов.  С раннего возраста необходимо воспитывать привычку стремиться к здоровому образу жизни. В современных дошкольных учреждениях вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка, особенно во время адаптационного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по

ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

для детей 1 младшей группы

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач для родителей и педагогов.  С раннего возраста необходимо воспитывать привычку стремиться к здоровому образу жизни. В современных дошкольных учреждениях вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка, особенно во время адаптационного периода.

       Я считаю, что в наше время очень актуальной темой должна быть тема про здоровый образ жизни. Каждый должен следить за своим здоровьем и здоровьем своих близких людей, в том числе позаботиться о здоровье своих детей. Нужно воспитывать привычку следить за своим здоровьем, любить спорт и научить правильно питаться, ведь для нас всех будет счастьем, если нас будут окружать гармонично развитые, творческие, активные и здоровые дети. И главной задачей взрослых является формировать у детей представление, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, и привить любовь к спорту, укрепление своего здоровья и беречь себя.

Задача педагога формировать знания детей о здоровом образе жизни; объяснить им что без здоровья невозможна полноценная жизнь, а чтобы никогда не простужаться, не посещать врача и стоматолога и быть всегда здоровым, крепким, выносливым, необходимо заниматься спортом, следить за питанием и соблюдать правила гигиены.

Цели дидактических игр по здоровому образу жизни:

- приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дня;   

- расширение и систематизация представления о полезной и вредной пище;  

 - научить сгруппировать овощи и фрукты;

- формирование знаний об опасных для жизни и здоровья ситуаций;

- получение представления о человеческом теле, его работе;

- представления о правильном и безопасном поведении в быту;

- развитие речи, улучшение памяти и концентрации внимания; 

- знакомство с гигиеническими правилами, приучение к опрятности и чистоте;

- формирование бережного отношения к своему организму.           

Игра «Кукла Катя собирается на прогулку»

Цель: формировать знания детей о зимней одежде и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.

Материал. Кукла, зимняя одежда для куклы.

Ход игры. Педагог показывает куклу, неправильно одетую для прогулки (ни шарфа, ни варежек; пальто не застегнуто, нет шапочки и т. д.). Уточняет, правильно ли кукла Катя оделась на прогулку, если нет, то предлагает рассказать и показать кукле Кате, как надо одеваться. Затем дети рассказывают для чего нужно завязать шарф, надеть варежки и т.д.

Игра «Я одеваюсь по сезону»

Цель: формировать знания детей об одежде, самостоятельно одеваться и раздеваться последовательно; формировать умение детей одевать куклу по сезону, по погоде; систематизировать представления детей о здоровье, развивать внимание, память.

Материал. Кукла, одежда для разного сезона.

Ход игры. Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку и её нужно одеть тепло, так как на улице сейчас зима и спрашивает: «Ребята, а какую одежду нужно было бы надеть вам, если бы на улице было тепло?» Дети перечисляют виды летней одежды. Педагог просит детей помочь кукле переодеться в летнюю одежду» Дети самостоятельно переодевают куклу в летнюю одежду.

Игра «Кукла в гостях у ребят»

Цель: формирования знаний детей о названии чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

Материал. Кукольная мебель, чайная посуда, кукла.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Даша и предлагает угостить куклу чаем, и спрашивает: «Как вы думаете, какая посуда необходима, чтобы угостить нашу гостью вкусным чаем?»

Педагог подсказывает, что нужно сначала поставить блюдце, потом чашку, развернув ручкой вправо. Затем дети приглашают куклу за стол и угощают сладостями. Педагог напоминает, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься: «За столом нужно всегда вести себя спокойно. Кукла Даша тоже должна помнить, что чай горячий и оборачиваться по сторонам опасно, когда на столе перед тобой горячая еда или чай»

Игра «Кукла Таня хочет спать»

Цель: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Материал. Кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что скоро наступит тихий час и куклу будем укладывать спать вместе с детьми, поэтому нужно постелить ей постель. Дети готовят постель для куклы, а перед тихим часом укладывают спать. Педагог напоминает, что всем детям обязательно нужно спать днем, чтобы набраться сил.

Игра «Водичка, водичка, умой моё личико…»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к чистоте.

Материал. Предметы личной гигиены для умывания (мыло, шампунь, жидкое мыло, зубная паста, полотенце, зубная щетка) и различные предметы, не относящиеся к гигиене.

Ход игры. Педагог детям предлагает из множества предметов выбрать те предметы, которые необходимы для умывания. Затем дети намыливают руки мылом, смывают, а потом моют лицо, проговаривая потешку «Водичка, водичка, умой моё личико…». Педагог берет зубную щетку и показывает, как правильно нужно мыть зубы, дети повторяют за педагогом, используя свои личные зубные щётки, вытираются личным полотенцем.

Игра «Хорошо или плохо?»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал. Картинки с изображениями для разных ситуаций.

Ход игры. Педагог показывает детям картинки и говорит: «Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы должны догадаться в какой картинке опасная ситуация и постарайтесь не делать этого, чтобы не навредить своему здоровью». На позитивные картинки дети прыгают, а при показе негативной картинки показывают руками знак протеста.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть.

Материал. Муляжи овощей, фруктов и мешочек.

Ход игры. Педагог показывает детям «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и говорит: «Ребята, давайте, узнаем, что же прячется в мешочке!». Дети по очереди опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает его. Педагог начинает первым, и говорит, что у него морковь, и он оранжевого цвета, имеет длинную форму. После начинают играть дети. Если дети затрудняются ответить, педагог задаёт наводящие вопросы: «Что ты пощупал? Какой на ощупь? Какого цвета твой овощ или фрукт? Какую форму имеет?» В конце игры дети складывают овощи в одну корзину, а фрукты в другую.

Игра «Угадай-ка, что за фрукт?»

Цель: закрепить названия фруктов; формировать умения узнавать их по описанию.

Материал. Изображения или муляжи фруктов.

Ход игры. Воспитатель описывает какой-либо фрукт или читает загадку, а дети должны выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот фрукт.

Игра «Овощи и фрукты для Мишки»

Цель: систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; развивать мелкую моторику рук, память, речь.

Материал. Муляжи овощей (чеснок, картофель, сладкий перец, огурец, лук, помидор, капуста, морковь, баклажан); муляжи фруктов (ананас, слива, груша, яблоко, апельсин, банан); мишка, корзинки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в гости к Мишке. «Ребята, нас в гости к себе пригласил Мишка. Он хочет нам приготовить салат из овощей и компот из фруктов, но он путает овощи и фрукты. Нам нужно помочь Мишке. У него есть вот такие корзинки, давайте, разложим овощи и фрукты по корзинкам». Дети раскладывают муляжи овощей и фруктов по разным корзинкам.

Игра «Овощной магазин»

Цель: расширять представления о величине, развивать навыки сравнения предметов.

Материал. Муляжи крупных и мелких овощей (картофель, сладкий перец, огурец, лук, помидор, капуста, морковь, баклажан); корзинки.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина кот Матроскин приглашает продавцов и дает им задание: разложить овощи большие и маленькие по корзинам, чтобы покупателям было удобно выбирать овощи по размерам. Если дети ошибаются, то кот говорит «Неправильно!»

Игра «Угадай на вкус»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал. Тарелка с нарезанными фруктами (яблоки, бананы, апельсины, лимоны).

Ход игры. Воспитатель вносит тарелку с нарезанными фруктами и предлагает детям попробовать кусочек какого-то фрукта и задаёт вопросы: «Что за фрукт?», «Какой на вкус?»

Игра «Овощи для супа»

Цель: учить различать овощи по внешнему виду и по вкусу.

Материал. Овощи, нарезанные на тарелке, муляжи овощей, Зайка.

Ход игры. Воспитатель выносит в группу игрушечного зайчика и говорит: «Зайка вырастил на своем огороде урожай овощей. Он очень любит супы, только вот не знает, какие овощи нужны для супа. Давайте, ребята, ему подскажем какие овощи нужны для супа».

Воспитатель показывает детям заранее порезанные овощи, даёт их детям попробовать и определить на вкус.

Игра «Комнатные растения»

Цель: формировать знаний у детей о комнатных растениях, их названиях.

Материал. Картинки с комнатными растениями, наклейки с комнатными растениями.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям выбирать любую картинку с изображением комнатных растений. Рассмотрев картинки, ему необходимо показать такое же комнатное растение, которое растёт в группе. Если в группе нет такого растения, то ребенок должен сказать о том, что в группе нет такого растения. Выполнив задание, ребенок получает наклейку с комнатным растением.

Игра «Чем полезны комнатные растения?»

Цель: формировать знаний у детей о комнатных растениях, их пользе.

Материал. Карточки с изображениями комнатных растений, магнитная доска, магнитики.

Ход игры. Педагог рассказывает о пользе комнатных растений и просит детей выбрать карточку с изображением комнатных растений, которые растут в нашем детском учреждении в «Зимнем саду».

Игра «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.

Материал. Картинки с изображением различных продуктов.

Ход игры. Педагог говорит детям, что все должны позаботиться о своем здоровье, а чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться и предлагает детям разделить картинки на полезные и вредные продукты.  В одну сторону дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

«Продуктовый магазин»

Цель: формировать представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма; воспитывать умение правильно выбирать полезные продукты питания.

Материал. Корзина, муляжи продуктов питания (газированные соки, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, торт, лимонад, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты, мороженое).

Ход игры.  Педагог размещает муляжи продуктов питания в магазин и предлагает детям сходить в магазин, чтобы купить полезные продукты. Дети выбирают полезные продукты, складывают в корзинку и объясняют свой выбор, например: «Я покупаю помидор, потому что овощи есть полезно для организма» или «Это – газированный сок, он очень вреден для организма человека». В случае затруднения педагог помогает детям сделать правильный выбор и объясняет почему нельзя часто употреблять те или иные продукты питания.

«Опасные предметы»

Цель: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.              

Материал. Иголка, утюг, ножницы, стиральный порошок, яблоко, морковь, книга, машинка, мишка, куклы.                     

Ход игры. Педагог предлагает детям показать куклам, какими предметами нельзя детям пользоваться, чтобы не случилось несчастья, и выбрать среди предметов все опасные предметы: «Нож – это острый опасный предмет, им можно порезаться» или «Утюг нельзя включать самостоятельно, он может ударить током или стать причиной пожара» и т.д.

Игра «Мы любим порядок»

Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.

Материал. Картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, рабочего ящика.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, что очень важно правильно хранить опасные предметы, чтобы не получить серьезные ранения и лучше это делать вместе со взрослыми, а не самостоятельно; всегда нужно убирать вещи на свои места, чтобы их легко было найти, и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения. Если ребенок не справляется с заданием, то педагог помогает ему.

«Отгадай загадку по картинке»

Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.                                            

Материал. Картинки с изображением опасных предметов.   

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что в быту встречается очень много опасных предметов. А какие именно, дети узнают, отгадав загадки. Затем находят соответствующую картинку и рассказывают, чем опасен этот предмет.

Игра «Уши нам помогают слышать»

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление.

Материал. Музыкальные инструменты.

Ход игры. Педагог за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их. «Что помогло вам услышать разные звуки? Давайте проверим». Педагог вместе с детьми проверяют каким органом мы слышим звуки. Сначала закрывают глаза, нос, рот и в конце уши. Ребенок должен догадаться, что именно уши помогают нам слышать звуки, голоса.

«Кто сказал «мяу»?»

Цель: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.                              

 Ход игры. Ребенок, стоя спиной ко всем, должен определить по голосу, кто сказал «мяу». В случае правильного ответа место ребенка занимает другой ребёнок, который угадал чей голос прозвучал. Игра повторяется до тех пор, пока дети не потеряют интерес к игре.

Игра «Повторяй за мной»

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, формировать умения у детей различать части тела.

Ход игры. Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести, например: у человека есть ноги, они бегают, ртом кушает, руками плавает, лицо моет, зубы чистит, носом нюхает и т.д.

 «Я девочка или мальчик?» 

Цель: учить различать девочек и мальчиков, формировать знания о личной гигиене.                                                                                                  Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, которые ухаживают за собой (расчесывает волосы, чистит обувь, гладит платье, заплетает косички, стирает брюки); карточки с изображениями одежды для девочек и мальчиков.                                            

Ход игры. Педагог называет девочку или мальчика по имени, тот кого назвали, должен подойти и выбрать подходящие для него картинки: «Я девочка, у меня длинные волосы и я заплетаю косички» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год...

Формирование привычки здорового образа жизни у детей младшей группы

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей....

14.01.2023 Картотека игр и упражнений по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе

Дидактические игры и упражнения по ЗОЖ предназначены для родителей и педагогов, заботящихся о благополучии детей. Одна из ключевых педагогических задач – сохранение физического здоровья нового п...

Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни....

Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни....

Картотека дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для игр, которые формируют первоначальные знания о здоровом образе жизни....