Педагогический опыт: «Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)

Давыдова Светлана Геннадьевна

 

 План -конспект НОД

 с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:

«Народные игры –путь к здоровью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_vazhno.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конкурс «Учитель здоровья 2022»

Участник: Давыдова Светлана Геннадьевна

Номинация: «Воспитатель ДОУ»

Педагогический опыт:

 «Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ»

 План -конспект НОД

 с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:

«Народные игры –путь к здоровью»

Образовательная область: физическое развитие

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие» «Познавательное   развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие».

Тип: интегрированное

Возраст детей: старший возраст 5- 6 лет

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность

Формы организации: подгрупповая

Цель:

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через народные подвижные игры России.

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать основы здорового образа жизни через народные подвижные игры России,
  2. Знакомить детей с народными играми России ,
  3. Формировать умения четко выполнять правила игр.
  4. Формировать умения проявлять находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
  5. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициям русского народа.
  6. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении.

Развивающие

  1. Развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки)
  2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
  3. Формировать способность охранять и укреплять здоровье детей.
  4. Обогащать знания детей народными играми России.
  5. Развивать интерес и расширять знание детей о разнообразии народных подвижных игр России.
  6. Развивать желание у детей использовать в самостоятельной деятельности народные игры.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать у детей интерес физической культурой,
  2. Воспитывать нравственные и патриотические качества личности : любовь к краю, традициям русского народа
  3. Воспитывать коммуникативные способности: доброту, отзывчивость, взаимопомощь.
  4. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям
  5. Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости за Родину, приобщать к истокам народной культуры.

Планируемые результаты:

У детей развивается интерес к здоровому образу жизни через народные подвижные игры России, к физической культуре и спорту. Так же формируются знания о культуре и традициях народов России, уважительное отношение к культуре разных народов, желание использовать национальные игры в свободной деятельности.

Виды детской деятельности:

игровая, двигательная, коммуникативная.

Методы и приемы: 

практический, наглядный, словесный

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о многообразии русских народных игр о традициях русского народа;
  • Беседа о культуре и быте русского народа;
  • Знакомство с пословицами о здоровье. заучивание скороговорок, считалок.

Материалы и оборудование:

  • ИКТ, мольберт
  • Презентация «Народные игры России» «Видео послание»

Музыкальное сопровождение:

  • «Казанский кун итек» (татарская детская песня минусовка) ,
  • Кавказский народный танец – «Лезгинка»,
  • Музыка народов севера Коми «Плясовая»
  • Русская народная игра с ускорение «Золотые ворота»
  • Музыка для релаксации «Музыка ветра. Вьюга»

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации с народными играми,
  • Плакат «Россия-многонациональная страна»,
  • Иллюстрации людей в национальной одежде,
  • Палочка- ориентир для гимнастики глаз

Раздаточный материал:

  • Спортивные палочки –«Лошадки» – 2 шт.,
  • Платочки – 6 шт.,
  • Коробочки из-под «Киндер сюрприз» для жеребьевки – 6 шт.,
  • Палочки 5 длинных, 1 короткая, (для жеребьевки)
  • Мячики маленькие - 6 шт.,
  • Спортивные веревочки - косички – 6 шт.,
  • Флажки-12 шт.
  • Корзинка,  клубок
  • Маски – ободки «Морошка»,

Список литературы:

  1. Аверина И.Е «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»- М, Айрис Пресс 2008.
  2. Агамова Н.С.,Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. - М.,1995
  3. Былеева Л.В «Русские народные игры». - М.,1988
  4. Веракса Н.Е , Комарова Т.С, Васильева М.А.  «От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Панкеев И. Русские народные игры. - М.,1998
  6. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские.- М1.,1995
  7. Сундукова  А.Х. «Волшебный мир здоровья»  -М. Дрофа 2010
  8. Тетерин С. «Родные просторы « из серии «Наша страна» М. Феникс 2015
  9. Тимофеева Е,А «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»- М. Просвещение ,1986
  10. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» - Москва издательство Гном и  Д , 2003
  11. Шангина  И. И. Русские дети и их игры.- СПБ.,2006
  12. Шишкина В.А. «Движение +движения» М. Просвещение 1992
  13. интернет ресурсы

План НОД:

I часть. Вводная

а) Зазывалка на игру «Таю-Таю налетаю»

б) «Видео просьба»-сюрпризный момент. Проблемная ситуация

                  в) Вопросы детям

II часть. Основная.

 а) Начало путешествия по России.

                   б) Татарстан. Татарская национальная игра –«Тимербай»

                   в) Кавказ. Кавказская конно-спортивная игра «Подними платочек»»

                   г) Дыхательная гимнастика «Ветер дует» под музыку

д)) Крайний Север.

е) Гимнастика для глаз

                  ж) Народная игра Крайнего Севера – «Морошка»

                  з) Возращение домой. Народная игра – «Золотые ворота»

III часть. Заключительная

                   а) Вопросы детям.

                   б) Оценка\ самооценка.

                    в) игра –«Доскажи словечко»

Ход НОД

I часть . Вводная.  

а) Зазывалка на игру «Таю-Таю налетаю»

Воспитатель  произносит зазывалку на игру

-Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую не скажу!

Зазывалку расскажу

Кто опоздает , в небо улетает.

Дети подходят к воспитателю.

воспитатель :

- Ребята я сегодня с утра получила видеописьмо. Давайте вместе посмотрим.

дети с воспитателем подходят к ИКТ.

«Привет ,друзья ! Меня зовут Джон. Я живу в Африке. У меня много друзей. Мы очень любим играть в народные африканские игры . Но их у нас очень мало, и нам становиться скучно .А какие ваши любимые игры. Помогите  нам  узнать о  играх вашей страны, Джон .

вот такое письмо нам прислал Джон.

- Ребята а вы любите играть в игры?

- Какие ваши любимые игры и почему?

-Как мы можем помочь Джону?

-Ребята , а вы хотите узнать в какие игры играют дети нашей страны?

Дети отвечают на вопросы .

 Воспитатель -А для того чтобы  нам и Джону узнать ,в какие игры играют в нашей стране , давайте совершим путешествие по нашей необъятной стране –России и заглянем в гости к таким же мальчикам и девочкам .

Посмотрите на плакат  :какая большая наша страна и много людей разной национальности живут  в ней, со свами традициями, со своей культурой, играми. и это вся наша страна и это наша Россия .Какая наша страна – Россия ?

дети отвечают на вопрос :

II часть Основная.

а)  Начало путешествия по России

Нам поможет волшебный клубок совершить это путешествие. Давайте встанем в кружок и будем передавать клубок друг другу и произнесем волшебные слова

-«Ты ,клубочек, мой клубок ,

Мой волшебный ты дружок ,

Ты катись клубок туда,

Где играет  детвора!»

б) Татарстан .Татарская национальная игра –«Тимербай»

 воспитатель

Мы сегодня будем гостями. А как мы ведем себя в гостях ?

 правильно, культурно, слушаем внимательно и не перебиваем друг друга и соблюдаем правила игры.

Путешествие по нашей стране России начинается и первый  хозяин нашей гостеприимной страны  - Татарстан

презентация

 Здесь живу дети, которые  как и  вы любят играть .

 У них много национальных игр и одна из  них  в которую мы с вами и поиграем называется  «Тимербай»

Для этой игры нам нужно выбрать водящего.

ребенок произносит считалку

Правила игры. Дети встают в круг, берут, друг друга за руки и идут по кругу. водящий стоит в центре круга.

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

«Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!»

воспитатель

замечательно поиграли. какие вы показывали разнообразные  движения. а на какую нашу игру похожа игра «Тимербай»

Дети делятся впечатлениями от игры отвечают

С нами прощается Татарстан  и мы берем клубок ,произносим слова и путешествие наше продолжается.

-«Ты ,клубочек, мой клубок ,

Мой волшебный ты дружок ,

Ты катись клубок туда,

Где играет  детвора!»

в) Кавказ . Кавказская национальная игра –

воспитатель

Но дорога уносит нас скоро

Из равнины в Кавказские горы

И приветствует гордый Кавказ

Голубыми вершинами нас

презентация

На Кавказе любят

Музыку и пляски

На конях джигиты

Скачут без опаски.

Дети на Кавказе с раннего возраста хотят быть смелыми , сильными ,учатся сидеть в седле и играют в народные игры

Сейчас мы поиграем с вами в  Кавказскую конно-спортивная игру «Подними платочек»»

для этой игры нам надо разделится на две команды с помощью жеребьевки

дети делятся на две команды.

воспитатель:

по команде участник на «коне» должны» доскакать «до платочков , взять один и вернуться обратно , отдать «коня» другому джигиту, а сам встает в конец колонны.  Команда , которая быстрее поднимет платочек - победитель.

дети под музыку участвуют в соревнование

г) Дыхательная гимнастика «Ветер дует» под музыку

воспитатель

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать

на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и

подуть).

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон

вперед, подуть).

Я подую близко

(руки положить на грудь

и подуть на них).

г) Крайний  Север , национальная игра Крайнего Севера – «Морошка»

воспитатель

Наше путешествие продолжается.

возьмем в руки клубок и встанем в кружок и произнесем слова

-«Ты ,клубочек, мой клубок ,

Мой волшебный ты дружок ,

Ты катись клубок туда,

Где играет  детвора!»

Клубок отправил на  Крайний Север .

Давайте отдохнем и посмотрим на наш волшебный экран. здесь живут физически закаленные, выносливые, сильные, ловкие, смелые, терпеливые, умеющие безболезненно переносить самые сложные условия Крайнего Севера люди.

Дети любят играть в разные игры, которые помогают им стать более ловкими, выносливыми, сильными и быстрыми. а в какую игру мы поиграем, а вначале давайте послушаем рассказ. присядем на ковер.

Все северные дети любят такую ягоду как морошка. Вот пошли один раз дети в тундру за ягодой. Ходили, искали, нет ягод. Что делать, без ягод нельзя возвращаться домой. Вдруг одна девочка предложила, а давайте поиграем с ягодами. Начали дети петь:

«Мы по ягоды пойдем, веселее ножки,

Много, много соберем, ягоды морошки.

1 2 3 бери».

После слов дети затаивались, а морошка любопытная ягода выглядывала из под листиков. И в это время ребята, увидев ягоды, начинали собирать ее. До тех пор играли дети с морошкой, пока не набирали полных кузовов ягод. Вот какие находчивые северные дети.

Я предлагаю поиграть в игру «Морошка». и посмотрим какие  вы выносливые и стойкие.

Надо выбрать ягодника. а для этого вытащить палочку , если короткая -ввода тот и кузовок возьмет , да за ягодами пойдет, А ягодки притаятся, двигаться не будут , чтобы в кузовок не угодить. на последние слова «1.2.3 бери» надо замереть .

под музыку вводящий идет за «Морошкой»

воспитатель

замечательно поиграли. а на какую вам знакомую игру похожа игра «морошка»

дети отвечают.

е) Возращение домой. Народная игра – «Золотые ворота»

воспитатель

Прощается с нам Крайний Север и нам надо возвращаться домой .  

-«Ты клубочек, мой клубок ,

Мой волшебный ты дружок ,

Ты катись клубок туда,

Где играет детвора!»

и у нас Джон есть любимая народная игра – Золотые ворота».

ты слова запоминай и нам скорее подпевай

дети встают в хоровод.

III часть. Заключительная

а) Обобщение. Рефлексия.

Вот закончилось наше путешествие по России благодарю которому мы познакомились с   народными играми России и  записали видеописьмо нашему другу из Африки –Джону.

Надеюсь ему наше послание очень понравиться и он будет играть в эти игры со своими друзьями.

б) Оценка\ самооценка. Вопросы детям.

  Какие игры понравились и почему? .

Что запомнилось вам из нашего путешествия?.

Предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.

в) игра –«Доскажи словечко»

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Чтоб не болеть

 и не хворать

 в игры народные надо_______(играть)

Много нас собралось вместе,

Было очень …………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы………(узнали).

Народные игры

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………(играть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная подвижная игра как средство здоровьесбережения.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на...

Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »

Педагогический опыт  « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »...

Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »

Обобщение и распространение передового педагогического опыта...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...