НОД "Валеологии чудеса"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Борисова Ирина Павловна

Конспект занятия знакомит детей с сердцем, кровеносными сосудами, умением определять сердцебиение, пульс,прислушиваться к работе своего организма, чувствовать его способности и возможности, уметь его беречь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_valeologii_chudesa.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе

«Чудеса внутри меня» 

ППППП

Цель:

Воспитание индивидуальной культуры здоровья у детей дошкольного возраста через формирование элементарных представлений о работе собственного организма в процессе исследовательской деятельности кровеносной системы человека.

Задачи:

  • Расширять знания детей о внутренних органах человека (сердце, кровеносные сосуды: вены и артерии, пульс);
  • Развивать у детей способности делать  умозаключения в области сохранения здоровья на основе валеологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);
  • Побуждать детей прислушиваться к работе своего организма, чувствовать его способности и возможности, уметь его беречь.

Материалы и оборудование: белые халаты, макет сердца, стетоскоп, бумажные стаканчики, пластилин, зубочистки, макет человека с изображением кровеносной системой, планшеты, мультимедийная система.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций «Большая энциклопедия для дошкольника»;
  • ИКТ – видеоряд;
  • Изо: «Человек и сердце»;
  • Игры: «Полезное – вредное», в ходе которой дети называют вредный или полезный продукт;
  • Викторина: «Что любит наше сердце?»;
  • Беседа о нашем организме, о работе сердца и значения крови для нас;
  • Чтение художественных произведений; сказки – «Крошечка – Хаврошечка», энциклопедии – «Человек», «Как повздорили части тела» - болгарская сказка;
  • Разучивание комплекса упражнений для укрепления здоровья.

Ход занятия:

Воспитатель в образе профессора лаборатории встречает детей.

(Слайд № 1)

  1. Посмотрите все на меня! 

Сегодня профессором работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

  1. Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, даже баловаться

Наши ушки звуки слышат,                  (Легкое пощипывание ушек)

Воздухом наш носик дышит,              (Поглаживание носика)

Глазки могут увидать,                         (Поморгать часто-часто)                                    

Ротик может рассказать.                      (Вытягивание обеих губ вперед)

Ножки могут быстро бегать,               (Бег на месте)

Ручки все умеют делать,                      (Хлопки в ладоши)

Пальчики хватают цепко                     (Сгибание и разгибание пальчиков,

И сжимают крепко-крепко.                  как всех, так и поочередно)

Чтобы быть здоровым телу,        

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: Ох!                      (Руки поднять вверх)              

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо-влево,                   (Наклоны вправо-влево)

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»              (Хлопки в ладоши)

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись-потянулись…                    (Потянулись на носочках)

И друг другу улыбнулись.                   (Улыбнуться друг другу)  

Как владеем мы умело

Этим стройным сильным телом!

Так как я сегодня профессор, и мы с вами находимся в мини лаборатории, вы – мои помощники, наденьте, пожалуйста, белые халаты.

Дети надевают халаты и садятся на стульчики.

Звучит аудиозапись «Стук сердца».

Воспитатель: Ой, ребята, слышите? Как вы думаете, что это за звук!

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это стучит сердце. Коллеги, а вы знаете, как выглядит наше сердце?

Ответы и размышления детей

(Слайд №2) На самом деле сердце – такой же орган как и все остальные. А какие органы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: У нас в лаборатории есть макет сердца. (Приложение №1). Давайте рассмотрим. В основном сердце состоит из мышц. Чтобы представить что такое мышца, давайте ее потрогаем в любой части тела.

 Дети показывают на теле и трогают свои мышцы.

Воспитатель: Сердце разделяется на 4 отдела - два предсердия и два желудочка (левые и правые) и занято тем, что прокачивает кровь по сосудам тела, как насос.

Упражнение: Коллеги, как работает насос? Носиком вдохнули, выдохнули. У сердца, такая же работа, только качает не воздух, а кровь, наполняя наши сосуды.

 А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами - такими маленькими «дверками», которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.

(Слайд №3). Ученые давно доказали, что размер сердца почти такой же как кулак человека. Сожмите ручку в кулачок. Примерно такого размера ваши сердечки. А теперь сравните свой размер сердца и мой.

Размышления детей.

Воспитатель: Да, ваше сердечко будет расти вместе с вами, и от того как вы будете заботиться о нем, будет зависеть его работа.

Коллеги, а вы знаете, где находиться сердце?

Размышления детей.

Воспитатель: Часто говорят, что сердце у нас слева. На самом деле это неверно – сердце находится в грудной клетке почти посередине.
Приложите свой кулачок к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится. 

А теперь мои юные исследователи пройдем к первой станции нашей лаборатории, под названием «Пульс»

(Слайд №4). На этой станции мы можем послушать как бьются наши сердечки. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп (Приложение №2).

  А у нас на столе стоят стаканчики (Приложение №3). Что они вам напоминают?

(Воспитатель ставит стетоскоп рядом со стаканчиками).

Ответы детей

Воспитатель: И что же можно с помощью этого стаканчика сделать?

Рассуждения для чего нужны стаканы (вместе с детьми)

Проводится опыт «Как бьются наши сердца»

Воспитатель: (слайд №5) Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье.

 Показ на макете.

Сердце ударило раз, два, три…Берем три пальца правой руки и кладем вот сюда, на запястье. И сразу ощущаем биение своего сердца. Давайте найдем на своих руках то место, где ощущаются удары крови. Сейчас наше сердечко бьется спокойно, ровно.  

Затем проводится физкультминутка.

Физкультминутка 

Тише, тише

Как сердечко бьется, слышишь?

Спокойно бьется, не спеша,

А теперь у нас игра.

Дружно в круг скорей вставайте          (Дети встают в круг)

И за мною повторяйте.

Руки кверху поднимаем,                          (Руки вверх)

А потом их опускаем,                               (Руки вниз)

А потом к себе прижмем,                         (Руки к груди)

А потом их разведем,                                (Руки в стороны)

Раз – присели, два – привстали,               (Приседания)

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь                      (Прыжки на двух ногах)

Будто бы упругий мяч.                            (Прыжки: ноги вместе-ноги врозь)  

Мы все бегали, скакали

И немножечко устали.                             (Вдох-выдох)

Сядем рядом, помолчим.

Пульс теперь определим.

Сердце бьется быстро, быстро,

Пришлось много потрудиться.

Воспитатель: Давайте снова замерим пульс. Коллеги, что вы почувствовали? Есть ли разница в частоте пульса до зарядки и после? Почему пульс стал биться быстрее?

Ответы и рассуждения детей

Воспитатель: Это можно не только услышать, но и увидеть. Для этого у нас есть специальные приспособления (Приложения №4). Его надо поставить на запястье и можно увидеть, как палочка ритмично колеблется, это и есть удары пульса.

Дети проводят опыт

А давайте теперь посмотрим, как происходит это наглядно.

Показ на макете

Воспитатель: Ребята, нас ждет следующая станция под названием «Познавайка»

На станции расположен макет человека с сердцем. (Приложение №5)

Воспитатель: Сердце самый важный орган.  Вы уже знаете, что форма сердца не такая как ее рисуют на картинках, она напоминает мешочек с толстыми стенами. Сердце работает, не останавливаясь в течении всей жизни, перекачивая кровь. Мы уже говорили, что сердце в основном состоит из мышц.

Давайте с вами сожмем и разожмем  пальцы в кулак, сколько раз вы это можете  сделать? На каком счете мышцы руки устали? Около минуты? Две? А мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия  без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме! 

В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца, а за жизнь сердце делает их 2,5 миллиарда раз! 

Кровь бежит  по тонким трубочкам, которые называются кровеносными сосудами. Давайте с вами рассмотрим.

Та кровь, которая течет по артериям, на макете отмечены красными фонариками. По ним кровь доставляет каждой клеточке организма кислород и питательные вещества. А та, которая течет по венам – синим цветом. По ней кровь забирает от каждой клеточки вредные вещества.

Проверим насколько вы внимательные. По каким сосудам течет наша кровь?

Ответы детей.

Молодцы! Коллеги, мы готовы отправится на следующую станцию нашей лаборатории «Угадайка». Здесь находятся планшеты с изображением продуктов питания. Все ли эти продукты принесут пользу нашему организму и здоровью. Давайте возьмем планшеты и  отметим, какие продукты нужно есть, чтобы быть здоровым.

Работа детей с планшетами

Воспитатель: А почему вы выбрали именно эти продукты?

Ответы и размышления детей.

 Воспитатель: Молодцы, в остальных продуктах содержится много консервантов, жира, сахара. Надеюсь, вы эти продукты употреблять не будете. Ведь здоровое питание – залог нашего здоровья.

Коллеги давайте подытожим. Что мы сегодня исследовали? Где находится сердце? С помощью чего можно послушать сердце? Как называются кровеносные сосуды? Что нужно делать чтобы сохранить сердце здоровым?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правильно сказали игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, полезные продукты укрепляют сердце и сосуды. Сердце и кровеносные сосуды человека – очень важные органы. Их нужно беречь и укреплять.

Но в организме человека есть и другие органы, о которых мы поговорим в следующий раз. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса из теста

Мастеркласс по изготовлению игрушек из солёного теста....

Проект "Чудеса на грядке"

Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....

«В стране чудес». Интегрированное занятие в подготовительной группе «В стране чудес».

Интегрированное занятие в разновозрастной группе Цель: закрепление ранее изученного материала....

Календарный план на октябрь в разновозрастной группе 18.11 по 22.11.2021 год. Тема: «Мастерская чудес – Чудеса творим мы сами».

Организация интегрированных «встреч» в «Мастерской чудес» с детьми, организованных для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности влияющей на развитие речевой ...