ФМРГ
консультация (старшая группа)

Чумакова Наталья Геннадьевна

Описание метода ФМРГ В.В.Емельянова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonopedicheskiy_metod_razvitiya.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Фонопедический метод развития

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.

Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

 

1-й цикл: Артикуляционная гимнастика

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
  7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
  8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
  9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
  11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
  12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
  13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
  14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
  15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
  16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
  17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
  18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
  19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
  20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
  21. И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
  22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
  23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
  24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
  25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
  26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения

№ 1.«Котик» (штро-бас)                                   

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

 

№ 2. «Страшная сказка»

Абстрактный вариант:

Конкретный вариант:

У 

УО 

УОА    

УОАЭ  

УОАЭЫ  

СЛУШАЙ…

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

Ы

ЫЭ 

ЫЭА 

ЫЭАО

ЫЭАОУ  

ВЫШЕ…

ВЫШЕ ВЕТЕР…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.

 

№ 3. «Канючим»

Абстрактный вариант:

У!

хххА,  хххАО, хххАОУ, хххАОУ                            

Ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

№ 4. «Попрошайка»                              

Конкретный вариант:

ходит, ходит попроШАЙКА,

х      х      х    х     х    х

просит, просит попроШАЙКА.

х         х      х       х    х     х

дайте, дайте попроШАЙКЕ,

х       х      х     х    х     х

всё, что просит попроШАЙКА!

х         х      х      х      х

 

№4. «Вопросы – ответы»

Абстрактный вариант:

у?  у              о? у               а?  о                э?  а               ы?  э              ы? ы

У        У    У           О     О            А      А             Э     Э            Ы    Ы           Ы                                      

«Жираф»

Конкретный вариант: 

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-                ос?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-                ост?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ                ы

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ    ы!

 

№ 5. «Бронтозаврик»

Абстрактный вариант:

У!                  У!                   У!                      У!                    У!

У                   УО                  УОА                 УОАЭ             УОАЭЫ  ХХХ

Ы!                 Ы!                   Ы!                    Ы!                   Ы!

Ы                  ЫЭ                  ЫЭА                ЫЭАО           ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

КТО-

О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ  ХХХ

НО-

ОГИ КАК У БЕГЕМОТА  ХХХ

ГО-

ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ХВО-

ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ  ХХХ

 

№ 6. «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]

И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]

 

№ 7. «Винни Пух и Пятачок»

Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а-А

Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а

 

№ 8. «Губной вибрант»

(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы

(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы

 

№ 9. «Выдувание»

(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР  — (У)

(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)

(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)

(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)

 

№ 10. «Слоник»

Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n]

Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n]

Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n]

Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n]

3-й цикл: упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)

 

№ 1. «Буквоежка»

[A]Ш  [A]Ш  [A]Ш  [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.

№ 2.

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A]h  [A]h  [A]h  [A]h

4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A

5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х

6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P   mf   f   ff)

7) «Крик»

Раз, два, ….                   ДЕСЯТЬ!!!

Шёпот…                        крикнуть     

8) «Крик — вой»

                    у!

[А]А!!!                 П

9) «Волна» с воем»:

                                                          у!

Х х х А х х х А х х х А       П                     П              х х х

10) «Крик — вой — визг»:

                                                 а!!!

                             у

[A]A

11) «Волна» с «Криком чайки»:

                                                                            а![A]a![A]a![A]a!

                                                       у!

х х х А х х х А х х х А         П              П

 

№ 3. «Песенка про смех»

Это песенка про смех — (Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А  (Г)А

Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А

 

Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А  (Г)А(Г)А (Г)А

Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ

Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...

мастер-класс по ФМРГ В.В. Емельянова

Материал предназначен для педагогов и узких специалистов ДОУ...