Главные вкладки

    Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ
    учебно-методический материал по музыке на тему

    Федичкина Ольга Николаевна

    Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как личности. Уникальностью метода можно считать развитие у дошкольника способности к самоконтролю, наблюдению за собственным прогрессом, т.е. дети становятся способны себя слушать и слышать. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fmrg.docx20.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ)

     В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ

    Пение – один из самых доступных способов музыкального выражения ребенка. Оно воспитывает эстетическое восприятие, эстетические чувства, положительно влияет на музыкальный вкус, художественное воспитание, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности, расширяет детский кругозор, раскрывает целый мир новых чувств и эмоций, является прекрасным способом самовыражения. Велико значение пения для общего развития дошкольника: обогащается словарный запас, развивается артикуляционный аппарат, улучшается память, что способствует его умственному развитию.

    На занятиях пением происходит социализация ребенка, развиваются его коммуникативные и личностные качества, воспитываются воля, выдержка, организованность.  Пение для дошкольника – это достаточно сложная работа, в которой формируется взаимодействие певческой интонации и мышечного ощущения.

    К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с проблемами, возникающими от эмоциональной или физической зажатости ребенка, такими как: неразвитое дыхание, невыраженные эмоции во время пения, физиологическая незрелость (порой требуется профессиональная помощь логопеда для взаимодействия на занятиях), нарушение координации слуха и голоса, сложность звукопроизношения.

    Я начала свои поиски для решения данных проблем наиболее эффективно и интересно для детей. Выбор пал на фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова (далее ФМРГ). Данный метод действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как личности. Уникальностью метода можно считать развитие у дошкольника способности к самоконтролю, наблюдению за собственным прогрессом, т.е. дети становятся способны себя слушать и слышать.

    ФМРГ позволяет привести голосовые функции в норму на начальном этапе обучения, то есть «настроить» его как музыкальный инструмент.  Это так называемый быстрый способ развития голоса ребенка, который просто выполняет забавные упражнения, направленные на развитие здорового, сильного выразительного голоса.

    В данном методе много особенностей, но самый главный – это двигательный прием - организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления. Например: если ребенок может сначала «вскрикнуть» как ворон, а после — «запищать» как мышка и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.

    Критерии ФМРГ: акустическая эффективность (звучность и громкость голоса); экономия ресурсов (петь долго и без вреда голосу); биологическая польза (развитие защитных механизмов фонации).

    Система работы построена на голосовых играх, которые предусматривают создание таких ситуаций, в которых дети непринуждённо используют голосовые функции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять.

    Первое упражнение «Кот-воркот» построено на таком интересном и многим не знакомом звуке «штро-басс» - это урчащий звук, образующийся в гортани, без определенной фиксированной звуковысотности. Итак, руки необходимо согнуть в локтях, ладони смотрят вниз на уровне груди, и выполняют колебательные движения, которые расслабляют гортань и позволяют правильно колебаться голосовым связкам. Данное упражнение позволяет создавать вибрации, которые «зарождаются» в грудном регистре и позволяют почувствовать это (если положить ладонь на грудную клетку). Также происходит освоение равнообъёмности гласных.

    Котик запрыгнул ко мне на колени,

    Громко урчит, развалился в лени.

    Я осторожно чешу за ушком,

    Ласково глажу урчащее брюшко.

    Упражнение «Утро» направлено на расширение диапазона, освобождение мышечных зажимов, правильное формирование звуков.  

    Солнышко сказало: — Мне пора взойти! Поем «а-а-а.» медленно на легато, как бы скользя снизу вверх в пределах терции.

    Травка зашептала: — Мне пора расти! Произносим «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

    Пчелы загудели: — Мед пора собрать! Поем «ж-ж-ж.», делая glissando в пределах терции

    —Птицы загалдели: — Летать, летать, летать. Поем «чик-чирик» в высоком регистре - маленькие птенчики и среднем - взрослые птички.

    Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

    Корова мычит. Дети говорят «му-у» в низком регистре.

    Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»  в трех разных регистрах

    Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко» на звуках мажорного трезвучия сверху вниз

    Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах

    Крякает утка, Зовет своих малюток. Поют «кря-кря-кря!», произносят в низком и верхнем регистрах.

    Упражнение «Попрошайка» - исходное положение как в первом упражнении, лицо полусонное, глаза полузакрыты; охватывает работу трех различных регистров: «штро-басса» (ладони смотрят вниз, выполняют колебательные движения), затем плавное скольжение в грудной регистр (ладони поворачиваются вверх) и глиссандирующее движение в верхний регистр (сопровождается «выбросом» кистей рук вверх, и колебательными движениями наверху), не ограниченный верхним звуком. Упражнение выполняется на любой гласный звук, либо можно их чередовать на усмотрение музыкального руководителя в зависимости от возможностей детей. Важно следить за переходом из грудного в фальцетный режим. Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и безнадёжного выспрашивания чего-либо и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».  

    Упражнение «Метель» - позволяет сгладить регистровые переходы, перед движением голоса снизу вверх всегда звучит «штро-басс» для настройки грудного звучания.

    Свистели метели, Glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у]

    Летели снега, Glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

    Стелила постели большая пурга Glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

    Стелила постели морозом она, Staccatto звуки [а] в разных регистрах

    И было метелям всю ночь не до сна. Разводят руки в стороны-звук громче, ладони друг к другу – звук тише, скользящие движения на разные гласные.

     Упражнение «Зимние забавы»

    Снова к нам пришла зима

    Много снега принесла        шумный вдох – бесшумный выдох

    Мы в снежки с тобой играем,

    И друг в друга их бросаем.        восходящая и нисходящая интонации (вопрос-ответ) на звук «а»

    1, 2, 3, 4, 5 – очень весело играть!        счёт от шёпота до крика от 1 до 10

    Снежный ком с тобой скатаем

    На него другой поставим

    Следом-третий, смотрим, вмиг

    Получился снеговик!        штро-бас (скрип) А – восходящая интонация из грудного в фальцетный регистр на звук «у»

    Целый день мы на морозе

    Наши пальчики замерзли        по очереди соединять большой палец с остальными

    Мы подышим на ладошки

    И согреемся немножко.         теплый выдох на звук «ш-ш-ш»

    Лоб и щёки согреваем,        «согревающие» движения по всему лицу

    Уши тоже пощипаем.        пощипали активно уши

    Мы на санки сядем с вами,

    И с горы приедем к маме! Ух! выполнять длинную нисходящую интонацию на звук «у» 

    Упражнение «За грибами в лес пойдём»

    За грибами в лес пойдём

    И корзиночки возьмём.        Открываем рот без звука (с ладошкой)

    Лес осенний так хорош!Быстрый шумный вдох – бесшумный выдох

    Прячется под кустик ёж,        произносим активно согласный звук «ф» 

    Белочка орех грызёт,        «цоканье» язычком

    Птичка песенки поёт,        «ку-ку» с интонированием малой терции

    Где-то рядом жук летит        «самолетик» на звук «у»

    Под ногами лист шуршит,

    Под листом грибок стоит.        произносим согласную «ш» 

    Заблудились мы в лесу.

    Я ребят зову – «А-у»        дети повторяют «А-уууу!»

    Вдруг услышали мы вой

    Это волк, он очень злой.        имитируем вой на звук «у» 

    Напугались – ой-ой-ой!         «испугались»

    И помчались все домой!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова

    Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения...

    Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

    Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...

    Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

    Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

    Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

    В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

    Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

    В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

    Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

    laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...